В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

История донских денег

В 1918 году в Ростове начался выпуск собственных денежных знаков. Донские купюры пользовались огромным спросом – они стали не только признанной валютой Белого движения, но и более популярными деньгами, чем национальные валюты Украины, Азербайджана, Грузии и Туркмении. И намного сильнее доллара, о котором тогда никто слыхом не слыхивал.

Купюра достоинством 1000 рублей стала одной из самых популярных донских валют

Когда деньги закончились

После прихода большевиков к власти сотрудники петроградской Экспедиции заготовления госбумаг – единственной фабрики в России, уполномоченной печатать деньги, – объявили забастовку. Это привело к тому, что кредитные билеты, как тогда назывались бумажные денежные знаки, стали исчезать из обращения по всей стране. В ноябре 1917 года дефицит наличности докатился до южного региона. На счетах в местных банках находились огромные суммы денег, но получить их оказалось невозможно – ассигнации закончились.

Местные власти лихорадочно искали пути выхода из создавшейся ситуации. На совещании в Ростове представители трех казачьих областей – Дона, Кубани и Терека, а также Ставропольской губернии постановили начать выпуск региональных денег. Печатать новые деньги поручили Ростовской конторе Госбанка, крупнейшему и наиболее технологически подготовленному финансовому учреждению в регионе.

Ростов стал одним из первых городов в России, где решили запустить собственный печатный станок. Стоит отметить, что самой первой была Одесса, но там региональные купюры эмитировали еще при Временном правительстве.

Лидер Белого движения генерал Антон Деникин получал зарплату в ростовских рублях

Печатание денежных знаков осуществляла Экспедиция по изготовлению денежных знаков при Ростовской конторе Госбанка – фактически местный печатный двор. Автором рисунков большинства денежных знаков донского образца стал ростовский художник Евгений Шур. Детальные макеты для каждого номинала разработал местный гравер Матвей Давыдов. Он же изготовил клише большинства донских дензнаков.

Первоначально в Ростове собирались выпускать денежные знаки номиналом 3, 5, 10, 25 и 100 рублей. Но в итоге ограничились лишь десятирублевыми купюрами. Оказалось, что эмиссия – дорогое удовольствие. Себестоимость каждой банкноты составляла 5 рублей 75 копеек. Ясно, что печатать деньги небольших номиналов было бы слишком накладно. Скрепя сердце, от остальных купюр отказались. Но лишь на время.

Первые ростовские деньги – 10 рублей (лицевая сторона). Из личного архива Валерия Лазарева

На лицевой стороне первых донских денег был изображен герб: двуглавый орел и Георгий Победоносец, а на обороте – так называемый «Щит амазонок». Этот нагрудный знак из серебра носили на парадной форме офицеры Императорской и Белой армий. На донских дензнаках он символизировал сформированную в Новочеркасске Добровольческую армию.

Первая ростовская валюта – 10-рублевка (оборотная сторона). Из личного архива Валерия Лазарева

Гуляют все

Сперва запланировали эмиссию в объеме 300 млн рублей. Именно такая сумма лежала мертвым грузом на счетах ростовских банков. Печатались банкноты в подвальном помещении Ростовской конторы Госбанка на углу Большой Садовой и Среднего проспекта (ныне улица Соколова). Бумагу для донских денег изготавливали на писчебумажной фабрике Панченко в самом начале улицы Большой Садовой.

Здание конторы Госбанка, где печатались ростовские деньги

Выпуск первой партии донских десятирублевых купюр состоялся 3 февраля (по старому стилю) 1918 года. В этот день ростовские десятки развезли по всем 18 банкам Ростова и Нахичевани. Чтобы граждане знали, как выглядят новые рубли, их образцы вывесили на специально подготовленных стендах в банковских кассах и почтовых отделениях.

Региональные ассигнации стали полноценной валютой. На ростовском базаре за 10 рублей тогда можно было купить на выбор десяток яиц, почти фунт (409,5 г) сливочного масла, пять фунтов мяса, 200 соленых огурчиков, кварту (1,5 л) молока или пять фунтов судака.

Появление новых денег вызвало настоящий ажиотаж. Увы, денег напечатали слишком мало. В первый день обращения каждому банку выдали всего по 2000 рублей, то есть по 200 десятирублевых банкнот. В кассах выстроились огромные очереди желающих разменять кредитные билеты крупных номиналов на ростовские десятки, но разменивали не более 100 рублей в одни руки.

10 февраля в Ростов вступила Социалистическая армия Рудольфа Сиверса, под ударами которой белые части отступили на юг. Новая власть сразу запретила денежные знаки поверженного врага. Однако уже на следующий день большевикам пришлось отменить это откровенно глупое решение и разрешить хождение купюр с изображением «Щита амазонки» – своих-то денег у них не было.

Руководство вновь образованной Донской советской республики разместилось в гостинице «Палас-отель» (ныне – штаб Южного военного округа на перекрестке Пушкинской и Буденновского). За свое проживание «товарищи» не платили ни гроша, зато постоянно закатывали кутежи в ресторанах. И тоже бесплатно. Лишь после жалоб персонала гостиницы руководство советской республики согласилось оплатить счета. Разумеется, деньгами, выпущенными предыдущей властью.

Пользуясь положением, большевики установили себе огромные зарплаты. Если зарплата атамана Краснова после изгнания большевиков летом 1918 года составляла 800 рублей, то красные командиры получали еще в марте того же года по 4000 рублей. Не мелочились борцы за социальное равенство!

В то же время денег на рядовых бойцов не хватало. Красноармейцы, не получавшие зарплату, находились на грани бунта. Поэтому большевики в марте 1918 года решили начать выпуск собственных денег.

Внешне они были практически идентичны рублям белых. До своего бегства в начале мая 1918 года успели выпустить 200 тысяч «красных» десятирублевых банкнот и 300 тысяч двадцатипятирублевых.

Этими деньгами большевики пытались подкупить донских казаков, чтобы перетянуть их на свою сторону. Глава Донской советской республики Подтёлков приказал выдать ему 10 млн рублей, которые погрузили на телеги и повезли на казачьи хутора. Но донцы оказались несговорчивыми.

Подтёлкова казаки повесили, а деньги забрали.  Правда, половину «красных» миллионов Подтёлков успел передать Климу Ворошилову, который сбежал с Украины вместе со своим революционным войском.

Глава Донской советской республики Фёдор Подтёлков 

Карты и стволы

В мае 1918 года под натиском наступавшей германской армии большевики бежали из Ростова. Вместе с немцами вернулись белые, которые возобновили выпуск денег. Чтобы подчеркнуть перемены в политическом устройстве, рисунки на донских банкнотах изменились. Так, на 100-рублевых купюрах помимо портрета Ермака изобразили богиню справедливой войны Афину Палладу, а на 250-рублевке – карающую богиню Немезиду, держащую в руке ликторский пучок – символ незыблемости государственной власти. Кстати, этот предмет в Древнем Риме назывался «фашина». Муссолини сделал его эмблемой своего режима – так появился фашизм.

Ростовский банковский билет номиналом 250 рублей

На юге России монархисты добились заметных успехов в борьбе с большевиками. Античные богини справедливой войны и возмездия, размещенные на деньгах, символизировали освобождение донской области от красных.

В июле 1918 года в Ростове выпустили невероятные деньги, невиданные доселе нигде в мире, – пятирублевые купюры с ультрафиолетовой защитой. Вскоре ультрафиолетовые метки для защиты от подделок стали применять при изготовлении 250 рублей и даже трояков. На Западе подобные методы защиты начали использовать лишь в 1970-е годы. А в нашей стране они появились еще на заре века. И произошло это именно на Дону. Факт поразительный: в регионе, охваченном Гражданской войной, сумели внедрить сверхсложные технологии.

 

Ростовская 250-рублевая купюра с ультрафиолетовой защитой. Из личного архива Валерия Лазарева

Дело в том, что новые деньги были призваны заменить, пусть и на время, для жителей юго-востока европейской части России наличность, которую выпускал Госбанк. Поэтому ростовчане стремились всячески обезопасить свои деньги от подделок. Правда, толку от подобных методов было мало: ультрафиолетовые лампы были тогда большой редкостью. Они имелись лишь у некоторых фотографов, а также в типографиях. Поэтому УФ-защита донских денег в большинстве случаев оказывалась бессмысленной – светить на банкноты было просто нечем.

В 1919 году донской рубль стал единым денежным знаком Белого движения на юге России. Денежное содержание Добровольческой армии и ее командования, включая Деникина, Врангеля и Май-Маевского (того самого, из фильма «Адъютант его превосходительства»), обеспечивалось ростовскими деньгами.

В 1918–1919 годах отпечатанные в Ростове денежные знаки распределялись по финансово-кредитным учреждениям не только Донской области, но и на территории Крыма, Кубани, Терской области, Ставропольской и Черноморской губерний, а также малороссийских губерний, освобожденных от большевиков и «самостийников».

Сообщение Госбанка Азербайджана о подделках донских денег. Из личного архива Валерия Лазарева

Ростовские рубли имели хождение далеко за пределами Донской области – в Азербайджане, Грузии и Закаспийской области (ныне Туркмения). В независимых государствах они пользовались огромным спросом. Так, в Азербайджане они официально принимались местными финансовыми учреждениями наравне с азербайджанскими деньгами. В Закаспийской области за один донской рубль давали 10 рублей правительства региона. В Грузии правительство вынуждено было законодательно запретить хождение донских денег, так как местные торговцы отказывались принимать родные грузинские рубли (в просторечии «жоржики») и требовали оплату в донских деньгах.

Самая крупная ростовская валюта выпускалась номиналом 5000 рублей (лицевая сторона). Из личного архива Валерия Лазарева

Летом 1919 года, в период наибольших успехов Вооруженных сил юга России, донские денежные знаки были допущены к участию в торгах Константинопольской валютной биржи. При этом курс донских денег сравнялся с курсом кредитных билетов царского образца. Из тогдашних газет известно, что на Константинопольской бирже самыми популярными донскими банкнотами стали купюры на 500 руб. и 1000 руб. Из-за невероятной популярности эти банкноты чаще всего подделывались фальшивомонетчиками. Особенно много фальшивых пятисоток и тысячных появилось на Украине.

На бирже в Константинополе широко котировались денежные знаки, выпущенные на Дону

Чтобы обеспечить растущий спрос на наличные, ростовская Экспедиция почти в 10 раз нарастила выпуск банкнот. С января по октябрь 1919 года объем эмиссии превысил 2,1 млрд рублей. Однако денег все равно не хватало. Тогда ростовчане наладили производство донских денег в Новочеркасске (на фабрике, где раньше печатали игральные карты), Новороссийске, Екатеринодаре (Краснодар), Феодосии и даже в Киеве (после его освобождения от большевиков и петлюровцев).

В Новочеркасске трехрублевые купюры донского образца поначалу печатали на вощеной бумаге. В народе пошли слухи, что трояки на вощеной бумаге печатают по заказу некой заграничной кондитерской фабрики, чтобы заворачивать в них конфеты. Разумеется, это было не так. Но лишь когда рубли стали печатать на сатиновой бумаге, не дававшей разводов, обыватели успокоились.

Это не мелочь

В Ростове печатали не только рубли, но и мелочь. Разменные монеты номиналом 20 и 50 копеек выпускались в виде марок с изображением Ермака и атамана Платова.

 

В ноябре 1919 года в Ростове эмитировали самую крупную купюру – 5000-рублевую ассигнацию. На ней был изображен архангел, разящий копьем огромную змею (аллегория большевизма) на фоне Московского Кремля. В рисунке символически отразились летние успехи белой армии и надежда на скорое взятие Москвы.

Купюра номиналом 5000 рублей (оборотная сторона). Из личного архива Валерия Лазарева

Но этим планам не суждено было сбыться. С установлением на Дону советской власти в 1920 году донские дензнаки были изъяты в Донской области и во всем Северо-Кавказском регионе. В Крыму они сохраняли платежную силу до конца 1920 года.

В декабре 1921 года ростовская экспедиция прекратила свое существование. Всего в Ростове было выпущено: белогвардейцами – 17 млрд рублей донского образца, большевиками – 2 млрд рублей донского образца. На том эпоха региональных денежных знаков на Дону закончилась.

Александр Безменов

15:35
6429

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Интересный материал относительно торговли ясырём со стороны донских казаков
Сколько денег тратил казак на военную службу в XIX веке
Обычное право Донских казаков прошлого века
Казачьи части в советско-польской войне 1919 - 1921 годов