Казаки-нагайбаки
Есть один забытый тюркский народ, который не относит себя к татарам, но говорит на татарском, а также имеет древние традиции в несении воинской службы.
Переселили после завоевания Ивана Грозного?
Начнем с
того, кто такие нагайбаки в классическом понимании. Нагайбаки — это группа
крещеных татар, которая сформировалась непосредственно в XVIII веке на
территории современного Бакалинского района Башкортостана. А впервые слово
«нагайбаки» в отечественной историографии зафиксировано в 1852 году в работе
Небольсина. Эта работа называется «Отчет о путешествии в Оренбургский и
Астраханский край». До этого нагайбаки фиксировались, как крещеные татары.
Вообще,
известно, что до 1736 года нагайбаки проживали на территории тогдашней Уфимской
губернии, но если рассматривать данный вопрос глубже, выясняется, что до сих
пор неизвестно и не установлено точной даты переселения их на эту территорию.
Потомственная нагайбачка Е.А. Бектеева пишет по этому поводу следующее:
нагайбаки после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году были записаны в
подушный оклад и переселены на свободные земли в Уфимскую губернию. Но дело в
том, что в 1552 году они никак не могли быть переселены туда и не могли там
проживать. Скорее всего, переселение произошло ближе к XVIII веку, а именно, мы
считаем, что это вторая половина XVII века, время существования Старой
Закамской линии.
«Татарское
управление»
Ученые не
сходятся во мнении в вопросах о происхождении нагайбаков. На сегодняшний день
нами выявлено четыре версии: арская (татарская), ногайская, башкирская и
татаро-калмыкская. Автор является сторонником ногайской версии происхождения
нагайбаков. Согласно дореволюционным исследованиям нагайбакского священника
Альметьева, термин нагайбак имеет киргизское происхождение. Оно происходит от
слов нугай — татарин, и бак — сокращение от слова бакмак, то есть пасти или
управлять. В итоге получается, что слово «нагайбак» в данной трактовке означает
татарское управление.
Согласно же
В.Н. Витевскому, нагайбаки были сформированы из различных этнических элементов.
Ключевую роль, на его взгляд, играли татары и калмыки — то есть он сторонник
татаро-калмыкской версии.
Казанский
ученый Д.М. Исхаков выдвигает версию о возможной связи между арскими
наездниками (казаками) времен Казанского ханства и предками нагайбаков,
считавших себя арскими татарами.
Или крещеные
башкиры?
Уфимский
историк Р. Шакуров считает, что первоначально определенную часть новокрещеных
нагайбаков составляли башкиры — именно они являлись первыми поселенцами на
будущей территории нагайбаков Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Этот
автор подкрепляет свою версию тем, что среди башкир было популярно мужское имя
Нагайбак, с чем он и связывает происхождение нагайбаков. Уфимский исследователь
А.И. Кортунов поддерживает версию, что нагайбаки являются крещеными башкирами.
До сих пор
нагайбаки позиционируют себя не татарами, а именно нагайбаками. К слову говоря,
в 1999 году нагайбаки официально были признаны малым этносом. В их истории это
очень важная дата.
А Суворов
был у них воеводой...
В 1734-1740 годах произошло башкирское восстание. Дело в том, что в первой половине XVIII века российское правительство решило обратить внимание на территорию Оренбургских степей и Казахстана. В итоге было решено создать Оренбургскую экспедицию в 1734 г. (с 1737 г. — Оренбургская комиссия (до 1744 г.) с целью освоения региона. В связи с этим башкиры, которые были вотчинниками своих земель, опасались, что российское правительство отнимет их земли. Нагайбаки в то время проживали в Уфимской губернии, а если быть точнее — недалеко от Белебеевского уезда. Они были обложены ясаком, то есть являлись податным населением. Именно поэтому они решили остаться на стороне правительственных войск и не поддержали башкиров в их восстании. В связи с этим указом от 11 февраля Анна Иоанновна сняла с них ясак и определила в казачью службу. Им были выделены вотчинные земли башкир «на 50 верст во все стороны от их места жительства». Нагайбакская крепость была основана на месте башкирского поселения Нагайбак. На первое время к крещеным татарам-нагайбакам определили воеводу — Василия Ивановича Суворова (отца известного русского полководца), а через 3 года на казачьем кругу избрали первого атамана.
В.И.Суворов
280 лет как
на службе
Кстати
говоря, в этом году исполняется 280 лет со дня вступления нагайбаков в казачью
службу. Это событие документально зафиксировано вышеупомянутым законом от 11
февраля 1736 года.
В 1750-х гг.
В XVIII веке нагайбаки проживали в следующих деревнях: Ахманово, село Бакалы,
где была церковь, Балыклы, Зияшево, Иликово, Кастеево, Килеево, Маты,
Нагайбакская крепость (имелась также церковь), Новая Юзеевка, Старое Умирово,
Старые Усы и Шерашли. В этих поселениях нагайбаков Белебеевского уезда также
проживали новокрещеные тептяри, которые в небольшом количестве также в первой половине
XVIII века были определены в казачью службу и тоже стали нагайбаками.
В 1752 г. в
число нагайбаков были записаны так называемые выходцы «из киргизского плена»:
45 персиян, 12 аравитян, 3 бухарца, 2 каракалпака, все данные новокрещеные были
поселены неподалеку от Нагайбакской крепости среди деревень, в которых
проживали нагайбаки. Немного позднее, а именно в 1764 г., в нагайбаки были
приписаны 20 душ крещеных башкир.
Мурзы
понаехали
Рассмотрим
дальнейший этноконфессиональный состав поселений нагайбаков. Анализируя
материалы VII ревизии (1816 г.), обнаружено, что в 1812-1815 гг. в село Бакалы
были переселены татарские князья (мурзы). В 1815 г. сюда были переведены мурзы
Чанышевы. Всего в Бакалах поселилось семь семей («8 душ мужского пола» из рода
Чанышевых). В 1812 г. в с. Бакалы был определен мурза Асфандияр Максютов,
служивший в 1816 г. в чине есаула. По сведениям VIII ревизии (1834 г.)
установлено, что в 1819-1829 гг. татарские князья из с. Бакалы были переведены
в д. Кузеево Белебеевского уезда. Дальнейшая судьба Асфандияра Максютова была
связана со 2-м тептярским полком, куда он был приписан в 1817 г. Мурзы
присутствовали и в д. Маты — две семьи князей Кудашевых (4 души м.п.),
определенные к поселению сюда в 1813 г. По данным VIII ревизии фиксируется, что
Кудашевых (3 души м.п.), также как и Чанышевых, перевели в д. Кузеево, а
Араслангарей Кудашев в 1826 г. переселен в Воздвиженскую станицу.
В первой
половине XIX в. практиковалось подселение в нагайбакские населенные пункты
(3-го кантона Нагайбакской и Бакалинской станиц) русских казаков. В 1816 г. они
проживали в шести (с. Бакалы, Нагайбакская крепость, д. Зияшева, Маты, Усы,
Шерашли) из 14 нагайбакских поселений (3-й кантон ОКВ). Анализ материалов VIII
ревизии (1834 г.) показывает продолжение данной политики. Важно отметить, что
по данным VII ревизии фиксируется появление нагайбаков в д. Мушуга (ныне
Мензелинский район Республики Татарстан), в 1835 г. данные нагайбаки переселены
в Нагайбакскую крепость.
Что касается численности нагайбаков, то в 1795 г. (V ревизия) их насчитывалось 2838 человек, в 1816 г. (VII ревизия) — 2805 чел., в 1834 г. (VIII ревизия) — 3529 чел., что составляло в то время 5% от общего числа Оренбургского казачьего войска). В 1865 г. количество нагайбаков увеличилось до 4997 чел. (2,11% от общего количества войска), в 1880 г. — 5891 чел.(2,04%), 1890 г. — 8709 чел. (2,64%) и наконец, в 1902 г. — 11900 чел., (2,9%). Очевидно, что удельный вес нагайбаков в составе Оренбургского казачьего войска во второй половине XIX в. уменьшался, несмотря на положительную динамику численности среди самих нагайбаков.
Казаки-нагайбаки
из пос. Париж, начало ХХ в.
На рубеже
XIX–XX вв. представители офицерской династии нагайбаков Бектеевых образуют
хутора. Так, в 1900 г. в хуторе Бектеев насчитывалось 30 дворов (220 чел.),
хутор с аналогичным названием присутствовал и в Верхнеуральской станице (в 1900
г. 103 чел. в 17 дворах). Судя по всему на данной территории проживали
крестьяне, которые арендовали участки офицеров-нагайбаков, этнический состав
жителей данных хуторов установить пока не удалось.
Крестились и
обособились
Безусловно,
важным фактом является то, что кроме крещеных татар среди нагайбаков
присутствовали и другие иноверцы, которые также были крещены и определены в
казачью службу. Прежде всего, это крещеные калмыки и небольшое количество
башкир. Но основа нагайбакского этноса, естественно, была татарской, в этом нет
никаких сомнений. Именно в период основания Оренбургского казачьего войска
нагайбаки проживали компактно на своей территории и самоидентифицировали себя в
отдельную прослойку казачьего войска в виду того, что они были крещены, стали
крещеными казаками и обособились от татар-мусульман. Несение казачьей службы
идентифицировало нагайбаков от других крещеных татар, проживавших на территории
тогдашних Оренбургской и Казанской губерниях.
С течением
времени, а именно в первой четверти XIX в., нагайбаки в небольшом количестве
переселяются на другую территорию — на Оренбургскую пограничную линию, это
поселок Нежинка, Подгорный, Ильинка. С тех пор нагайбаки проживают в двух
территориальных группах — одна в Белебеевском уезде Оренбургской губернии,
вторая — в Оренбургском уезде той же губернии. В 1835 году с целью повышения
обороноспособности было решено создать Новую пограничную линию, потому что
прежнее расположение Оренбургской линии было не совсем выгодным в финансовом
плане и вызывало трудности при формировании казаков, так называемых внутренних
кантонов (3-й и 5-й) на линейную службу, в том числе и белебеевских нагайбаков.
В ходе
Генерального межевания земель в Оренбургской губернии (1798-1842 гг.) в
поселениях нагайбаков Белебеевского уезда возникали споры между нагайбаками и
крестьянами. Причина споров кроется в том, что Казенная палата, переселяя
крестьян на протяжении XVIII в. на земли Нагайбакской и Бакалинской станиц, не
производила крестьянам формального отвода и допускала их в общее владение
землями нагайбаков. После переселения нагайбаков на Новую линию земельные споры
отпали сами с собой. Стоит заметить, что нагайбаки владели землями не в статусе
вотчинников — за службу им давалось 30 десятин на душу мужского пола вместо
жалования. На одну церковь нагайбаков выделялось 300 десятин.
Казаки из
Фершампенуаза и Парижа
С февраля
1842 года началось переселение нагайбаков: в числе 2877 душ обоего пола они
были переселены на Новую линию (современная территория Нагайбакского района
Челябинской области) и основали там поселки. Первоначально эти поселки получили
порядковые номера. К примеру, поселок Кассель — № 1, Остроленко — №2,
Фершампенуаз — №3, Париж — №4 и Требий — №9. Данные поселки образовали
верхнеуральскую группу.
В том же году в Кундравинскую станицу было переселено 350 душ мужского пола нагайбаков, в Верхнеувельскую станицу — 140 душ мужского пола. Если быть точным, в то время к данным станицам относились поселения нагайбаков: Болотово, Краснокаменский, Ключевский–2 (Лягушина), Попово, Верхнеувельский (Варламово). С переселением нагайбаков в данные поселки была сформирована третья территориальная группа нагайбаков — троицкая.
Нагайбакская
семья, пос. Фершампенуаз, начало XX века
В Кассель
было переведено 229 человек, в том числе 29 калмыков, в Остроленко — 219
человек, в том числе 19 калмыков, в Париж — 332 человека, в числе которых 32
калмыка, в Требий — 200 нагайбаков, в Фершампенуаз — 250 человек только
мужчин-нагайбаков.
«Нагайбаки
поселков Алабайтал и Гирьял ассимилировались с татарами-мусульманами и отпали
обратно в ислам»
Интерес
представляют сведения о численности калмыков в поселениях нагайбаков. Следует
сказать, что число калмыков уменьшалось путем их самовольной отлучки, начиная с
1855 г., когда калмык Ефим Цорипов покинул пос. Кассель и пропал без вести. К
1866 г. калмыки зафиксированы лишь в пос. Париж (74 душ об. пола),
примечательно, что в это же время здесь наблюдается уже присутствие русских
казаков (141 душа обоего пола). Обращаясь к причинам сокращения численности
калмыков, мы считаем, что это связано издержками в перехода от кочевого к
оседлому образу жизни, замкнутостью их общины, их стремлением по мере
возможности не контактировать с представителями других этнических групп.
Необходимо
сказать, что основанные поселения нагайбаков после их перевода в Новолинейный
район (1842 г.) получили названия в честь побед на местах сражений в ходе
Наполеоновских войн (Требий), Заграничного похода (Кассель, Париж,
Фершампенуаз) и подавления Польского восстания 1830 г. (Остроленко).
В поселениях
Верхнеуральского уезда (Париж, Кассель, Остроленко, Требий, Фершампенуаз,
позднее Астафьевский (основан в 1877 г.) нагайбаки составляли
этноконфессиональное большинство и были в них первопоселенцами, исключение
составлял пос. Куликовский.
В таких
поселках Оренбургского уезда, как Алабайтал и Гирьял, в которых нагайбаки
фиксируются с 1845 года, в то время насчитывалось 16 и 79 семей соответственно.
Они были подселены к татарам-мусульманам. В поселках троицкой, верхнеуральской
и оренбургско-орской групп нагайбаки жили вплоть до упразднения Оренбургского
казачьего войска в 1920 г. и после.
В поселениях
троицкой группы нагайбаки проживали совместно с русскими, при этом во многих
поселениях количество русских преобладало — они составляли в них
этноконфессиональное большинство. В поселках Верхнеуральского уезда
этноконфессиональное большинство, напротив, составляли нагайбаки, за счет чего
они сохранили свою самобытность и не ассимилировались с русскими.
Оренбургско-орская группа развивалась самобытно. Дело в том, что в поселках
Алабайтал и Гирьял, как уже говорилось выше, проживали татары-мусульмане и их
было больше, чем нагайбаков и русских. В начале XX в. нагайбаки пос. Алабайтал
и Гирьял ассимилировались с татарами-мусульманами и отпали обратно в ислам.
Нагайбаки другого поселка (Нежинка) оренбургско-орской группы, также испытывали
сильное мусульманско-татарское влияние. К примеру, есть данные о том, что
«нежинцы» соблюдали уразу. В 1904 г. атаман пос. Нежинка Леонтий Уряшев и
нагайбаки-казаки ходатайствовали о переводе (возвращении) их в мусульманскую
веру. К 1905 г. весомая часть нежинцев-нагайбаков отпала в ислам.
В начале XX
века по архивным данным, было зафиксировано большое количество ходатайств о
возвращении нагайбаков оренбургско-орской группы в ислам. Причем эти прошения в
основном были удовлетворены.
Карбышевы от
персов Карабашевых
В 1849 году небольшая часть нагайбаков с целью укрепления Сибирского казачьего войска была переселена наряду с крестьянами Оренбургской и Саратовской губерний, среди которых были башкиры, татары и нагайбаки, на Сибирскую пограничную линию. Именно с этого периода в архивных документах усматривается появление династии Карбышевых. Теперь династия Карбышевых фиксируется уже не в статусе Оренбургского казачьего войска, а в статусе Сибирского казачьего войска. В оренбургском архиве нами обнаружена следующая информация: в 1750-х годах потомки Карбышевых являлись крещеными персами, то есть иранцами. При крещении и определении в казаки они приняли фамилию Карабашев. Оттуда и пошла фамилия Карабашев, которая со временем была искажена на русский лад на Карбышев. Таким образом, официально доказано, что с 1750-х годов потомки Карбышевых были крещены и определены в казачью службу в Нагайбакскую крепость (сейчас село Нагайбаково) и близлежащие деревни. В архивных документах также зафиксировано крещение перса (1753 г.) А. Маметьева.
Во имя
империи
Особо следует остановиться на формировании представителей офицерской династии нагайбаков — Альметьевых, Бектеевых. Е.А. Бектеева считает, что династии Бектеевых и Альметьевых происходят из рода татарских мурз. Ко второй половине XIX в. — началу XX в. из среды нагайбаков выделяются потомки данных мурз. Среди них выделялся офицер Василий Михайлович Альметьев, служивший в 1914 г. в 16-м отделением конского полка (ОКП), позднее командовал 4-м отделением конского запаса, 18 ноября был переведен в Оренбургский отдельный казачий дивизион, а в сентябре 1918 гг. стал помощником командира 5-го ОКП по хозяйственной части. Следует обратить внимание на историю службы в Оренбургском казачьем войске (ОКВ) его старшего брата Николая Михайловича, который с 8 ноября 1914 г. по 8 января 1917 г. служил начальником штаба ОКВ. Н.М. Бектеев до первой мировой войны был наблюдающим за конно-плодовыми табунами 2-го отдела. Доказано участие нагайбаков в Отечественной войне 1812 г., Заграничных походах русской армии в 1813 – 1815 гг., Русско-турецких войн 1828-1829 и 1877-1878 гг., Русско-японской войне 1904-1905 гг., Первой мировой войне (1914-1919 гг.), в подавлении Польского восстания в 1830 г. Таким образом, служба офицеров-нагайбаков отличается яркими и положительными моментами, оставившими заметный след в истории оренбургского казачества.
Пограничники
и полицейские
По штату
1755 г. Оренбургское казачье войск» делилось на три группы: 1) «казаки
Оренбургского нерегулярного корпуса» (1094 чел.), 1000 рядовых получали в год
по 15 руб., 94 чиновника имели более высокие оклады; 2) «маложалованные казаки»
(703 чел.), 3) все остальные казаки (3080 чел.), в том числе и нагайбаки были
отнесены к безжалованной группе.
Кроме
кордонной службы, которая была отменена в 1876 г., нагайбаки несли множество
других повинностей и платили налоги.
К примеру,
еще в XVIII в. казаки Уфимской провинции, в том числе и нагайбаки, которые не
посылались на пограничную линию, несли полицейскую службу: «содержали городовой
караул в пристойных местах, препровождали денежную казну и колодников до разных
городов», из числа отставных нагайбаков ежегодно «назначалось 3 чел. для
продажи соли». Тем не менее в первой половине XIX в. оренбургских казаков часто
командировали в Вятскую, Казанскую, Пермскую, Сибирскую губернии для охраны
мостов, переправ, сопровождения каторжников, где на них также возлагались
различные полицейские функции. В частности, в 1807 г. 417 нагайбаков были
направлены в Казанскую губернию с целью сопровождения преступников, посылаемых
в Сибирь, в связи с этим казаки Нагайбакской станицы на 1807 г. были
освобождены от линейной службы. 21 мая 1818 г. в годичную службу на Сибирский
тракт из той же станицы были направлены: 1 офицер, 4 урядника и 100 казаков (40
чел. — в г. Вятку и 60 чел. — в г. Екатеринбург). 20 ноября 1817 г. было
объявлено о ежегодном командировании в распоряжение городничего г. Бугульмы из Нагайбакской
станицы 1 урядника и 15 казаков, нагайбаки должны были следить за порядком в
период проведения двух ярмарок: с 8 по 10 июля и с 14 по 20 сентября.
Воинская повинность, согласно «Положению» 1840 г., отбывалась нагайбаками-казаками в течение 30 лет, из которых 25 лет они служили на полевой службе и 5 – на внутренней. Полевая служба казаков разделялась на линейную (с 16 мая по 16 ноября) и на службу внутри империи и ее границах.
В составе
оркестра казаки нагайбаки
28 октября
1866 г. срок службы для казачьих войск сократили, теперь для полевой он
составлял 15 лет, а для внутренней 7 лет. Таким образом, с этого времени срок
службы оренбургского казака и нагайбака составлял 22 года, то есть уменьшился в
общей сложности на 8 лет. В 1909 г. срок службы уже составлял 18 лет.
С 1835 г.
оренбургским войсковым начальством вводился основанный на
принудительно-обязательном принципе сбор на различные нужды (общественная
запашка, согласно которой каждый оренбургский казак был обязан ежегодно посеять
на общественном поле один пуд озимого или ярового хлеба). В конце XIX в.
функционировали различные капиталы. Так, в 1892 г. учреждался обмундировочный и
военный капиталы, в 1896-1897 гг. — школьный, в 1897 г. — капитал общественного
призрения и др. Вплоть до упразднения войска (1920 г.) нагайбаки-казаки
продолжали нести и натуральные повинности, сумма расходов на которые в начале
XX в. составляла около 50 руб. на душу мужского пола.
В частности,
нагайбаки, как и оренбургские казаки, несли дорожную, постойную,
арестантско-этапную, подводную повинности с летучей почтой, караул при
станичных правлениях, хлебных магазинах, лесах, школах, церквях, тушили пожары
в лесах и степях, содержали случные пункты, дороги, паромы, перевозы, лодки,
истребляли вредных животных и насекомых, содержали штаты станичных и поселковых
правлений, школы и приемные покои и т.д. Все данные натуральные повинности
нагайбаки несли в возрасте от 17 до 55 лет.
Таким образом,
нагайбаки на протяжении всей истории «Оренбургского казачьего войска» являлись
достойным оплотом государства, доблестно несли свой воинский долг перед
Отечеством. Яркой страницей истории нагайбаков в ОКВ стала служба офицеров
Бектеевых и Альметьевых.
Исследование
этнических групп в ОКВ, в том числе нагайбаков, позволяет увидеть механизмы
взаимодействия различных этнических групп военно-служилого сословия, выявить
новые малозначимые факты из истории ОКВ, нераскрытые прежде всего из-за
изучения оренбургского казачества как русского явления и не проявления особого
внимания роли других этносов, входивших в Оренбургское казачье войско.
Рустем Аминов
Комментарии