Казачий быт. Часть 4. Быт Оренбургских казаков
Окончание
Часть 1. «Быт донских казаков» доступна по ссылке
http://ksovd.ru/ksovd/523-kazachii-byt-chast-1-byt-donskih-kazakov.html
Часть 2. «Быт терско-гребенских казаков» доступна по ссылке
http://ksovd.ru/ksovd/526-kazachii-byt-chast-2-byt-tersko-grebenskih-kazakov.html
Часть 3. «Быт кубанских казаков» доступна по ссылке
http://ksovd.ru/ksovd/530-kazachii-byt-chast-2-byt-kubanskih-kazakov.html
Первые казачьи поселения на Урале обычно устраивались на
островах и представляли собой скопление землянок, окружённых для безопасности
земляным валом и рвом1. Позже возникают постоянные казачьи городки, укреплённые
двойным плетнём с земляной засыпкой и рвом. Внутреннее убранство таких городков
было очень тесным, улицы проводились беспорядочно и были очень тесными. С
началом сооружения пограничных линий на них стали строить крепости, слободы,
форпосты, кордоны. Это были специфические военные пункты, предназначенные для
несения караульной службы, а потому их устраивали там, где это было выгодно и
удобно именно в плане военной фортификации. Иногда рядом не было даже водоёмов
и питьевую воду для обитателей таких крепостей приходилось доставлять издалека.
Для постоянного местожительства и хозяйствования казаков с внутренней стороны пограничной линии строили станицы, посёлки и хутора. Станица – это не только оседлое казачье поселение, но и прилегающая к ней земля со всеми пахотными, пастбищными, водными и лесными угодьями (юрт). В станице находилось станичное правление, церковь, казармы для казаков, плац для учений, конюшни для лошадей.
Наиболее распространённым типом жилища казаков был бревенчатый дом-пятистенок, построенный из сосновых или лиственнических брёвен и крытый тёсом. Типичный казачий дом на Урале – это так называемая связь: две комнаты, соединённые холодными сенями. Одна из них (кухня) называется избою, а другая (чистая) – горницей. Связи располагались таким образом, чтобы часть окон обязательно выходили на улицу. Вход в дом – через сени, откуда одна дверь вела в горницу, вторая в избу, а третья – в холодный чулан, где хранились сундуки с имуществом, съестные припасы и всякая хозяйственная мелочь.
В своём труде «История казачества» А.А. Гордеев (потомственный донской казак, полковник, белоэмигрант, историк) оставил описание бытовой жизни оренбургского казачества. Дома казаков почти исключительно деревянные. Материалом для постройки служили сосновые, лиственные и частью березовые бревна; обожженный кирпич для печей и дикий камень для фундамента. О казачьих домах нужно заметить, что они как у зажиточных, так и у бедных, к чести их обладателей, внутри и во дворе содержались довольно опрятно, и везде видно стремление к чистоте и порядку; в гигиеническом же отношении они далеко оставляют за собой дома крестьян и большинства мещан, живущих в городах. Почти перед каждым домом красовались простые деревья и ягодные кусты.
Огороды обыкновенно устраивались возле реки и очень редко около домов, что делалось с целью избавить себя от излишнего труда при поливке растений. Огораживаются они обыкновенно плетнем и редко жердями.
Посуда, употребляемая семьей, как в праздничные, так и будничные дни, одна и та же: деревянные и глиняные чашки, деревянные и, очень редко, металлические ложки и вилки, и только при угощении гостей кушанья подаются на белых глиняных блюдах и тарелках, которые на этот случай сохранялись хозяйкой где-нибудь в подполе или комоде.
Пища зажиточного казака, как постная, так и скоромная, хотя и незатейлива, но довольно вкусна, питательна и разнообразна, что объясняется тем, что у казака все свое. Самая любимая пища казака – постные или скоромные щи из кислой капусты и лапша, а также пельмени, приготовленные из мяса или капусты и груздей. В тех станицах, население которых составляют малороссы, употребляются еще вареники и галушки. Употребление чая также распространено повсеместно.
В праздничное время и в домашнем быту казаки предпочитали гражданскую одежду военной. Это объясняется тем, что гражданская одежда гораздо свободнее военной и стоила дешевле, кроме того, военная одежда, как одежда официальная, стесняла казака, который в частной жизни любил быть совершенно свободным, как говорится «нараспашку». Но при всем этом казак любил свою военную одежду, доказательством чего служило то, по-видимому незначительное, обстоятельство, что казак, в какой бы он одежде не находился, всегда имел на голове военную фуражку.
КУЛЬТУРА
Насколько в начале образования войска обыватели его резко отличались друг от друга, настолько они потом сплотились между собой, и уже трудно было отличить казака одного отдела или станицы от казака другой местности. Только татары, калмыки и нагайбаки несколько отличались от русских. Все население войска, за исключением нагайбаков, татар и калмык, говорит русским языком, преимущественно наречием великорусским с некоторыми оттенками выговора в разных станицах и поселках. Татары и нагайбаки говорят татарским языком, хотя умеют отлично говорить и по-русски. Оренбургские казаки поют не одни только военные песни, но и народные. Пение обыкновенно начинается протяжной, широкой песней, за которой тотчас следует другая, веселая и удалая, запеваемая вначале только запевалою, а потом всем хором. Такие живые песни называются «припевками». Голос, мелодию известной песни казаки охватывают и запоминают весьма быстро, благодаря их природному слуху.
Православное население войска считало своей священной обязанностью по воскресеньям и праздничным дням посещать храм Божий, свято соблюдать посты, поминать родителей, подавать милостыню бедным и проч. Также развито в среде всего населения хлебосольство и гостеприимство. Казаки из нагайбак и калмык придерживались двоеверия: наружно христианства и тайно буддизма. Народные обычаи, завещанные стариною, столь же свято сохранялись в войске, как и в других местностях России.
СРЕДСТВА НАРОДНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ВОЙСКА
Средствами к поддержанию и развитию благосостояния оренбургских казаков служили: пользование предоставленными им угодьями; занятия разными промыслами; торговля. Земледелие и скотоводство составляли единственные отрасли сельского хозяйства в оренбургском войске, на котором зиждется все благосостояние местного населения. Степень зажиточности зависит от степени трудолюбия взрослых членов казачьей семьи, а также от климатических и почвенных условий.
Жизнь казака состоит из постоянных трудов и забот, особенно в летнее рабочее время, а доходы от земледелия, вследствие частых неурожаев и недостаточного сбыта, подвержены значительному риску. Казак – вечный труженик. Летом от зари до зари он на работе, дорожа не только днем, но и каждым часом, да и нельзя иначе, потому что с потерей дня в жаркую рабочую пору нередко теряет он столько, сколько не приобретет потом в целый месяц. Из-за отдаленности пахотных полей от станиц и поселков казак со всей семьей выезжает в поле и несколько дней не бывает дома, перенося и жар, и дождь, и всякую непогоду. Коневодство и скотоводство в войске при более правильном развитии своем, благодаря обилию трав и пастбищ, могли бы служить одною из важнейших отраслей сельского хозяйства казака. Немало препятствовал также развитию этой отрасли общий бич Оренбургского края – конокрадство и частые неурожаи трав и хлебов.
Специальных промыслов в войске не существовало, а какие были, служили только лишь подспорьем сельскому хозяйству: извоз, содержание почтовых станций, ломка камня, сплав леса из башкирских лесных дач, пчеловодство, звероловство, рыболовство и охота. Рыболовство главным образом производится в реках Тоболе, Уе, Миясе и в некоторых озерах. Звероловство ограничивается охотою на волков, лисиц и зайцев.
Главнейшие предметы торговли составляли: хлеб лошади, рогатый и мелкий скот, сырая и выделанная кожа, коровье и постное масло, сало, рыба, соль, фабричные товары и различные домашние изделия. Из числа последних замечательны платки из козьего пуха и армячина из верблюжьей шерсти.
Комментарии