В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Казаки-некрасовцы

Некрасовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских и хопёрских казаков, которые, после подавления Булавинского восстания, ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь своего лидера Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России, на территории Османской империи, приняв подданство султана.

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушли за границу — на Кубань — территорию Крымского ханства. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми. Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Игнат Некрасов

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (недалеко от Темрюка), основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные русские земли.

В 1711-1720 гг. некрасовцы принимали активное участие в набегах крымского хана на Россию, "вымещая злобу против правительства и русского царя за прежние гонения и поражения раскольников" (П.П.Короленко). Вначале нападениям подвергались донские и хопёрские казачьи городки, украинские и русские сёла близ городов Валуйки и Полтавы. В 1717 году состоялся один из самых кровопролитных по своим последствиям набегов на территорию России (в частности, Воронежскую, Казанскую и Нижегородскую губернии).16 июля 1717 г. царский слуга П.С.Салтыков с тревогой писал: "Некрасов, да Сенька Кобылской и Сенька Ворок с некрасовскими казаками великим собранием хочет идти под Царицын!". По оперативным данным, направленным в Сенат, войско крымского султана Бахты-Гирея, в котором находились некрасовцы, остановилось "верстах в трех не дошед Царицына... у речки Ел шайки". Примечательно, что в ходе возникших разногласий по поводу дальнейших действий Игнат Некрасов высказал свое мнение - атаковать Царицын. И это притом, что значительная часть крымской знати предлагала идти "для разорения сел и деревень вверх", а также на Пензу и Тамбов. Понимая, что Царицын им не по зубам, 3 августа кубанцы атаковали Пензу и, не сумев взять ее, выместили неудачу на уездных дворянских усадьбах. Грабились и сжигались окрестные села, в плен попали сотни людей. Из "доношения" в Сенат от вице-губернатора князя С.Путятина, в столице стало известно о массовом разорении "кубанскими воровскими людьми" сёл в Симбирском, Саранском и Пензенском уездах. Однако, когда орда, отягощенная добычей, направлялась на Кубань, ее настигли между Волгой и Доном донские казаки под командованием В.Фролова.

 

11 августа 1717 г. произошла ожесточенная битва, в ходе которой, по разным данным, удалось отбить от 1000 до 1500 российских пленных, уничтожить до 500 кубанцев. Из допроса одного из пленных кубанцев выяснилось, что некрасовцев участвовало в том походе до 200 человек. Крымский хан привлекал казаков не только в нападениях на российские земли. Так, в августе 1733 года около четырехсот некрасовских казаков участвовали в изгнании ногайцев с Кубани, а через два года вместе с крымскими татарами предприняли военный поход в Кабарду. Активные и целенаправленные действия российских войск против кубанцев начались в 1736 году, однако, некрасовцы вовремя покидали свои городки и пережидали "на островах между багнами в крепких местах". Не получалось "кнутом" - пробовали "пряником». В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину.  Для казаков, долгие годы сражавшихся против России, известие о царском предложении было, конечно, ошеломляющим и внушало опасения. Вот что говорил в 1737 году бежавший из-за Кубани казак Я.Коржихин: "Бедные казаки в разговорах объявляют тайно, что намерены бы идтить по-прежнему под Державу Российской Государыни, а другие, большая часть, идтить не хотят и за другими того смотрят, и перепоручились круговыми поруками и всему бедному народу объявляют, что российская Государыня никак их в вине не простит и по приходу их на Дон повелит всех перевешать". После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться.

Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова с войсками. Не имея возможности противостоять русским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае. После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В. Гудовича в 1791 году последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.

В 1740—1778 гг. с разрешения турецкого султана некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут в современной Румынии.

На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сарикёй, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. Споры за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стали доходить до вооружённых столкновений и в результате большая часть некрасовцев была вынуждена покинуть Дунай и переселиться дальше на юг.

Оставшиеся в Добрудже некрасовцы были в значительной мере поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в среде липован и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, по большей части утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Однако продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Их прозвали «дунаками».

Майносская община

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. ушедшие с Дуная некрасовцы разделились на две группы. Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма. К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская. Из Эноса значительно поредевшая в результате эпидемий община некрасовцев в 1828 году переселилась на Майнос и полностью влилась в майносскую общину.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х гг. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшехирском озере). Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом общины казаков-некрасовцев, живущих по «заветам», остались только на Майносе (большая) и на Маде (меньшая).

В 1860-х годах начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии привели к невозможности проживания общины на территории Турции. В начале XX века завершился религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательно была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната».

К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н. А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с. Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г. в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола».

Возвращение в Россию

Первая волна

Незначительное количество некрасовцев-майносцев — «молодых людей, предназначенных турками к отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службы в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев. Несмотря на завет Миши Харина «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей началась их реэмиграция в Россию. Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию. Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г. земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей. Всего за 1912—1913 гг. выехало 70—80 семей. Основав два селения, Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет. После провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.) они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую. Весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества, и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы, где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один — Новонекрасовский. Около 170—200 семей оставалось в Турции.

Чтение некрасовцами "Заветов Игната" 

В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Новонекрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей (507 человек) некрасовцев деревни Майнос, несмотря на разрешение, так и не приехали в СССР.

Исследования Александры Москетти-Соколовой в работе «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован» и новые архивные документы, рассмотренные в монографии кандидата исторических наук Д. В. Сень — «„Войско Кубанское Игнатово Кавказское": исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г.-конец 1920-х гг.)», свидетельствуют, что какого-либо массового переселения некрасовцев после 1914 г. и до 1962 г. не было. Казачий словарь-справочник (составители А. И. Скрылов, Г. В. Губарев.), изданный в 1970 году в США, и изданная на его основе в 2007 году «Энциклопедия казачества» (Москва, издательство «Вече») называют число некрасовцев, вернувшихся на родину до 1958 г., в 7200 человек, очевидно, принимая за некрасовцев староверов-липован («дунаков»), в том числе более 2 тысяч семей, прибывших в 1947 году из Румынии в Советский Союз и поселившихся в Ейском районе.

Вторая волна

22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 некрасовцев, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в посёлке Новокумский Левокумского района Ставропольского края.

В 1963 году несколько десятков семей некрасовцев и «дунаков», общим числом в 224 человека, отказавшихся выезжать в Советский Союз, были приняты в США. В Турции осталась только одна семья.

Современное состояние

Возвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и начали работать в совхозах. Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читали сорокоуст). Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Юрисдикционно принадлежали в основном к белокриницкому согласию. Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев.

источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Некрасовцы

http://cityslav.ru/index.php?id=160

14:10
10636

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Казаки «Игнатова Завета». Вольница и война некрасовцев
Подвиг молодого Платова (Битва на реке Калалах третьего апреля 1774 года)
Отношение казаков к представителям многочисленных горских народов