Приключения казаков в Османской империи
НЕКРАСОВЦЫ
Впервые я прочитал про казаков в детстве в романе Валентина
Пикуля «Фаворит». Там описывался последний татарский поход на Россию в 1769
году:
«Было странно видеть — среди конских бунчуков — христианские
кресты над бандами игнатов-некрасовцев, которым Турция дала политическое
убежище, принудив за это участвовать в своих войнах. За спиною каждого игната
была привязана половина мёрзлой свиной туши, и вид жирной свинины вызывал
яростное озлобление правоверных. Пересаживаясь в сани, хан сказал де Тотту:
«Игнаты говорят, что покинули Россию ради свободы, но вы им
не верьте — для них сохранение бород дороже всего на свете».
Как же казаки оказались в Османской империи?
В 1707–1708 годах на Дону вспыхнуло казачье восстание
Кондратия Булавина, которое поддержали запорожцы. После разгрома движения
несколько тысяч казаков во главе с Игнатием Некрасовым ушли в земли Крымского
ханства, на Кубань. Там они объединились с казаками-старообрядцами, ушедшими за
пределы Российского государства ещё раньше. Сохраняя автономию, казаки служили
в войске хана. Основным их занятием в мирное время, видимо, было рыболовство.
Взятие Царицына войсками Булавина
Снижение численности донских казаков в результате восстания
очень ослабило южный фланг России, из-за чего возобновились набеги. Так, в 1717
году ногайцы вместе с черкесами и некрасовцами доходили даже до Пензы и
Саранска!
Но турецкие приключения казаков продолжились. Картина
крупными мазками выглядит так.
В 40-е годы XVIII века началось переселение казаков с Кубани
на северо-восток Балкан, на земли Османской империи, в Добруджу и устье Дуная.
Сохранив автономию, они вошли в состав так называемой «привилегированной райи».
Это — христианское население империи, которое освобождалось от джизьи (подушная
подать с иноверцев в исламских странах), но обязано было служить в турецкой
армии.
Игнаты сохраняли самоуправление. Всё решал казачий круг, он
же выбирал атамана и есаулов. В основе идеологии некрасовцев стояло убеждение,
что в России утвердилась власть антихриста, поэтому служить Османской империи,
жившей по законам шариата, предпочтительнее.
Часть казаков ушла с Кубани на левобережье Днестра,
оставшись во владениях Крымского ханства. Вероятно, именно эти казаки и
принимали участие в татарском походе 1769 года.
Жившие в Добрудже казаки смешались со
старообрядцами-липованами. Происхождение этого названия до сих пор остаётся
предметом споров. В их среде сосуществовали оба старообрядческих течения —
поповцев и беспоповцев.
СУДЬБА ЗАПОРОЖЦЕВ
В конце XVIII века, после ликвидации Запорожской Сечи, в
Добруджу прибыла ещё одна группа казаков-эмигрантов. Это были запорожцы и
присоединившиеся к ним беглые крепостные.
Основная масса бывших запорожцев переселилась на Кубань, где
было создано Черноморское казачье войско, ставшее основой кубанского
казачества.
Так на землях Османской империи была основана Задунайская
сечь. Как и некрасовцам, этим казакам пришлось служить в турецкой армии. В 20-е
годы XIX века они приняли активное участие в подавлении революции в Греции, где
в боях с повстанцами понесли большие потери. Там погиб и кошевой атаман Семён
Мороз.
Но в Добрудже уже жили казаки-старообрядцы! Запорожцы были
вытеснены и переселились вверх по Дунаю, на границу с Австрийской империей — но
затем вновь вернулись.
В дельте Дуная запорожцы и некрасовцы не смогли поделить
места рыбного лова. Этот конфликт в начале XIX века перерос в междоусобную
войну. Запорожцы и некрасовцы соревновались в жестокости, убивая пленных,
сжигая станицы и вырезая женщин и детей. В итоге из Добруджи бо́льшая часть
некрасовцев переселилась на запад Малой Азии, где и основали пять станиц.
ПУТЬ ДОМОЙ
В 1828 году произошло два перехода задунайцев в Россию.
Сначала в Одессу на лодках уплыли восемьсот казаков. А затем на сторону России
перешли ещё пятьсот человек во главе с Осипом Гладким. Они приняли активное
участие в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, а после её окончания поселились
на побережье Азовского моря, в районе Бердянска.
Казак Дунайского казачьего войска
Бо́льшая часть задунайцев осталась жить в Османской империи.
Более того — туда вернулась даже часть ушедших в Россию, которым не понравились
местные порядки. Но турки в 1828 году упразднили Сечь, поскольку казаки вышли
из доверия.
Непримиримостью к России отличались именно некрасовцы.
Впрочем, две их группы переселились в Россию, в Южную
Бессарабию, под гарантии автономии и сохранения своей веры. В 1809 году туда
перешло около ста семей, а в 1829-30 годах — ещё чуть более тысячи человек. Под
Измаилом они основали две станицы — Старую и Новую Некрасовки.
Но основная масса осталась в Османской империи, и
возвращение их в Россию возобновилось лишь в XX веке.
ИМЯ ИМ - ЛЕГИОН
Девятнадцатый век оказался крайне бурным, и на исторической
сцене появились весьма необычные персонажи. Одним из таких был Михаил
Чайковский (1804-1886) — польский шляхтич, родившийся на Волыни. Он участвовал
в польском восстании 1830-31 годов, после его разгрома уехал за границу и в
итоге оказался у турок. Там Чайковский принял подданство Османской империи и
ислам — и стал известен как Садык-паша.
Михаил Чайковский
С началом Крымской войны Садык-паша возглавил казачий полк в
составе турецкой армии, получивший название «Славянский легион». В его рядах
были бывшие задунайцы, некрасовцы и прочие славяне‑христиане.
Легион действовал на Балканах — и показал себя очень хорошо.
После окончания войны полк включили в состав регулярной
армии Османской империи. Он занимался наведением порядка, подавлял очередное
греческое восстание.
В 1869-м турки решили обратить солдат этого полка в ислам,
но большинство казаков отказалось от такой чести. Они предпочли стать обычной
райей (немусульманское население в старой Турции), но сохранить веру.
Так из-за религиозного рвения был уничтожен мощный,
эффективный полк.
Сам же Чайковский получил от российских властей разрешение
вернуться в Россию, что и сделал в 1872 году. Там он в очередной раз сменил
веру, приняв православие (при крещении в детстве он был униатом, затем
обращался в мусульманство). Спокойно жил в своем поместье в России, получая
турецкую пенсию, но в 1886 году, на 82-м году жизни, повесился…
Комментарии