"Махмуд на месте, можем начинать" или интересные факты о папахе
Само слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера
уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод - шапка. На Руси слово
папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались
клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха,
но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и
другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха)
впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В
донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.
Папаха - это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она
родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача
которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о
папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят:
"Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не
для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться –
посоветуйся с шапкой". У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые
важные для казака вещи - это шашка и папаха.
Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе
- практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят,
единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи
в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама
"воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".
Дагестанский конный
полк
В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи
предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог
закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то
молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход. Серьезным оскорблением
считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов
сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти.
Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто
носили ценные вещи и даже драгоценности.
Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир
Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй –
для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета
СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают,
что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и
говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".
Александр Дюма в
папахе
Писатель Александр Дюма (тот самый который написал
"Трех мушкетёров", "Графа Монте Кристо", "Железная
маска" и другие известные произведения) путешествуя по Кавказу как-то
решил сфотографироваться в папахе. Фотография дошла до наших дней.
Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так
и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.
До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти
виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар. Также были и парадные
папахи. У офицеров и подхорунжих они
обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.
С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета.
Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска
носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых
оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были
запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху
папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме
тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.
Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом,
символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого
цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских
Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти,
но исключительно с длинным ворсом.
Все мы знаем
выражение: "Надавать тумаков". Тумаком назывался пришитый к папахе
клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в
XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические
пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда
дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться,
"надавать тумаков" неприятелю.
Папаха из каракуля
Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые
папахи, которые также называют "бухарскими". Слово каракуль произошло
от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в
Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы,
снятые через несколько дней после рождения ягнёнка. Генеральские папахи
делались исключительно из каракуля.
После революции для казаков ввели ограничения в ношении
национальной одежды. Папахи заменили будёновки, однако уже в 1936 году папахи
снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие
папахи чёрного цвета. На сукне в виде креста нашивались две полосы, у офицеров
золотого цвета, у рядовых казаков - чёрного. Спереди папах, конечно, нашивалась
красная звезда. Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в
Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года
папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава
РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.
Комментарии