Казачья шапка
Казачьей шапкой, по определению, являлась не всякая шапка, а специального образца. В русских документах она первоначально именовалась как «клобук со шлыком». Самое раннее описание головного убора донских мужчин находится в «Дневнике» В. Рубрука. По его словам жители Дона в 125З г. носили «высокие островерхие шапки, по форме очень схожие с головой сахара». Очевидно, подобные войлочные шапки фасона «скуфьи», как внешний признак, послужили на Руси поводом для названия одного из тюркских племён, живших по реке Рось - «Черные Клобуки».
У Запорожских и Черноморских казаков этот фасон шапок встречался еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киевском историческом музее портрете, Войсковой судья А. А. Головатый держит в руке именно такую черную скуфью, обшитую понизу серебряным галуном.
В 16 – 18 веках на Дону пользовались большой популярностью шапки — трухменки (туркменки). В то времена они были редкостью, так как смушка - каракуль на Дону не изготовлялся. Такие шапки являлись боевыми трофеями. В последствии, донцы покупали смушку у купцов и шили из них «трухменки» сами. Шапки трухменки носились в основном атаманами или богатыми казаками. Отсюда и пошло выражение: «Атаман трухменку гнёт» - то есть снимая перед Кругом, просит слова.
Кавказские казаки тоже стали носить папахи и трухменки, причем их форма менялась в зависимости от горских мод. Появились расширенные кверху «кабардинки» «вороньи гнезда» и низкие «кубанки» с плоским верхом.
Ригельман А. в своём труде о донских казаках отмечает, что шапки они носили черкесские. «Этнография восточных славян» констатирует: «цилиндрическими по форме были овчинные высокие папахи казаков…». Практически все авторы указывают на то, что традиционные казачьи шапки были круглыми, меховыми и с околышем. Шапки носили бараньи, куньи, из курпея (каракуля - овчины ягненка). Околыш или опушка были из овчины, меха норки или черной выдры - пречины, соболя или куницы. Верх или шлык шапки изготавливался из сукна, бархата голубого или красного, вышивался золотом или обкладывался позументом.
Другое название казачьей шапки – папаха. Донцы и Запорожцы в
16–17 вв. снабжали папахи суконным шлыком - тумаком, ниспадавшим на бок в виде
клина, в него можно было вложить стальной каркас или иной твердый предмет, для
защиты головы от шашечных ударов.
Для войны папахи шились только из меха барана, волка и
медведя, т. к. только этот мех смягчал удар сабли, а в последствии и шашки,
благодаря своей специфике. У офицеров и подхорунжих при парадной форме одежды
колпак папахи по швам (крест-накрест и нижнему шву) обшивался узким серебряным
битевым галуном, шириной 1,2 см. Атаман носил шапку трухменку — серую папаху с
красным шлыком, сделанную из бараньей смушки.
Казачья шапка, папаха, а впоследствии и фуражка, занимала особое место в одежде казака. Головной убор для казака – украшение и олицетворение чести мужчины. Она была продолжением его головы, его я. Она являлась - знаком обладания казаком юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить папаху или фуражку без кокарды или как её называли – банта. Однако это правило повсеместно нарушалось, атаман и старики, смотрели на это сквозь пальцы. Казак мог пропить, проиграть, продать из своего гардероба всё что угодно, за исключением нательного креста, сабли (шашки) и шапки. Если казак лишался чего - либо из указанного списка, то исключался из казачьего сословия или переводился в разряд пенных (штрафованных) казаков.
Потеря казаком в бою шапки или шашки, являлось тягчайшим
проступком, так как, лишаясь их, казак лишался своего казачьего достоинства и
чести. Такой казак, мог быть изгнан из станицы или зачислен в пенные, до
искупления своего проступка. Однако казак, лишавшийся в бою шапки, но вышедший
из сражения в шапке своего врага, достоинства и чести не лишался, как
искупивший свой проступок.
Особую роль шапка или фуражка играли на Круге. На Круге
казак обязан быть в папахе. Иногородние и гости, не казаки, должны были
присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав
казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Круге. Для
этого казак поднимал свою шапку над головой на сабле. Если есаулец нахлобучивал
ее обратно — значит говоривший лишался слова.
Казак жалобщик, мог обратиться во время Круга к старику с просьбой о справедливости, передав ему свою шапку. И тот, если считал жалобу справедливой, поднимал его шапку на посохе, что являлось требованием представить жалобщику слова.
Папаха, сбитая с головы, равно как и сорванный с женщины
платок, были смертельным оскорблением, за которым следовал вызов на поединок и
кровавая расплата. В доме она красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала
под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
Знаковую роль шапка играла при выборах атамана. Как уже
говорилось, на Круге все полноправные казаки находились в папахах. Вступая в
Круг, кандидат в атаманы снимал свою шапку в знак покорности и подчинения
Кругу. Голосовали казаки в Кругу так же шапками, поднимая их вверх на саблях.
Но как только атаман избирался, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку на голову, а все казаки свои шапки снимали, признавая тем самым над собой волю атамана над собой и своими головами.
Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Отсюда и
пошла поговорка: «Куда атаман свою шапку бросит, туда и мы свои головы кинем».
Шапку или фуражку убитого или умершего в походе казака, его
товарищи везли домой, где её клали на полочку перед иконами. Это означало, что
защитника в курене нет, и защита казачьей семьи поручается Богу и всей станице.
В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. В
поминальные дни, перед шапкой или фуражкой, ставили свечку, рюмку вина или
водки и кусочек хлеба. На следующий день, читалась поминальная молитва и вино
выливалось в печь или в реку, а хлеб раскрошивали на базу воробьям и другим
«птицам небесным».
В старину, если парень хотел признаться девушке в любви, он
закидывал папаху в окно любимой. Если девушка оставляла головной убор у себя –
считалось, что она приняла предложение руки и сердца.
Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься.
При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в
дар родовым рекам, бросая их в волны.
Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани
фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не
гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих
под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».
В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой
охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с
надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность
головного убора.
За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.
Комментарии