Среди "русских казаков" были и казахи
Казаки в Российской империи были не поголовно русскими и даже не обязательно христианами.
Согласно
общепринятому мнению, культивируемому в советской и современной истории
Казахстана, казахи и казаки были ярыми антагонистами. Казак для казаха всегда
оставался "цепным псом царизма", "оплотом реакции" и
источником неизменной опасности, разрушительным для культуры и экономики
природных номадов. По крайней мере такие воззрения владычествуют в сегодняшней
массовой историографии. Но вопрос на засыпку: а к какой, собственно,
национальности принадлежали сами казаки?
Представители
современного казачества часто пытаются представить себя чуть ли не какой-то
особой нацией. Словно забывая о том, что во времена империи всё определялось
лишь конкретной принадлежностью к совершенно конкретному служивому сословию.
"Казаки
составляют одно из состояний Российской империи, обладающее особыми правами и
преимуществами. В антропологическом отношении К. не представляют какого-либо
обособленного типа, принадлежа отчасти к великороссам, отчасти к малороссам, с
большей или меньшей примесью крови тех аборигенов, на чьих землях они
обосновались".
Это авторитетное
утверждение энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона – свидетельство того,
как всё обстояло в старой России.
К примеру, в
Сибирском казачьем войске, кроме традиционных украинцев (6%) и белорусов (3%),
1% казаков составляли этнические казахи, 1% – татары, а число представителей
мордвы превышало 5%. Кроме того, тут числились черемисы, чуваши, пермяки,
вотяки, зыряне и прочие. В Уральском войске кроме татар состояло 6 тысяч башкир
и тысяча калмыков. Казахи встречались и в составе Оренбургского войска. А в
Семиреченское казачье войско, одно из самых молодых, в 1869 году было зачислено
400 китайских эмигрантов из числа маньчжуров, калмыков и солонов. Это те
казачьи "войска", деятельность которых непосредственно связана с
Казахстаном и которые чаще других соприкасались с казахами.
Казаки-калмыки
Практика
полиэтнического формирования казачьих войск была традиционной и повсеместной.
Запорожцы явились ядром Донского казачества. В Забайкальском войске
значительное число казаков происходило из бурят. (Достаточно вспомнить
легендарного Дондока Иринчинова – самого верного спутника Пржевальского,
сопутствовавшего ему во всех его четырёх экспедициях).
Более того, в
России существовали казачьи войска, целиком состоявшие из
"инородцев". К примеру, Ставропольское калмыцкое войско, позже
целиком вошедшее в состав оренбургского казачества. Или одно из старейших в
России – Башкирско-Мещерякское войско, зарекомендовавшее себя в русско-турецких
войнах екатерининских времён. Или Крымское татарское войско. Или Албанское,
составленное из греков и албанцев, служивших в русском флоте во времена войны в
архипелаге. (А среди временных казачьих частей засветились польско-литовские и
ногайские полки, туркменский конный дивизион и даже китайский туземный отряд,
сформированный во время русско-японской войны 1905 года).
Сибирские казаки
Ещё один
немаловажный момент, который необходимо учитывать при определении этнического
состава "русских казаков", – их изрядная метисация. При описании казачества,
тесно связанного с Киргизским краем, исследователи часто говорят об
"особом областном этнографическом типе". Вот что пишет об этом
"типе" один из наиболее авторитетных знатоков Казахстана начала XX
века А.Н. Сидельников:
"Кто были
родоначальниками его – установить трудно, так как первые русские колонисты
представляли сброд вольницы; несомненно, что среди нея были и великоруссы, и
малоруссы, и поляки. С первых же лет появления в крае они вошли в тесное
соприкосновение с инородцами – татарами, киргизами и калмыками, неизбежным
результатом чего явилась метисация, перемены в образе жизни, привычках, нравах
и т.д.; все это конечно оставило глубокий след как на физическом облике, так и
на всём складе жизни…"
Очень характерный
пример "областного типа" – типично азиатский облик одного из героев
Белого движения, Лавра Корнилова, родившегося в Усть-Каменогорске в семье
отставного хорунжего Сибирского казачьего войска и "простой казашки из
кочевого рода".
Лавр Корнилов
Ещё один
устойчивый миф о казачестве состоит в том, что все казаки поголовно, независимо
от национального происхождения, были православными христианами. Но вот ещё одна
выдержка из энциклопедии Брокгауза-Ефрона, повествующая о настоящем положении
дел:
"Христиан к 1
янв. 1893 г. числилось 4 803 427 (более 88%), нехристиан – 640 511 (менее 12%).
В числе христиан было: православных – 4 400 779, единоверцев – 54 796,
раскольников – 250 908, лиц других исповеданий – 100 744 чел. В числе
нехристиан: евреев – 22 151, магометан – 564 138, язычников – 56 242 чел."
Сибирские казаки
Известно, что от 3
до 4% казаков Сибирского войска исповедовали мусульманство.
Таким образом,
достаточно пёстрая по происхождению казачья часть населения империи, пожалуй,
несмотря ни на что, могла считаться наиболее восприимчивой к чужим культурам.
Потому не следует огульно рассматривать казачество и в качестве элемента
какого-то воинствующего культуртрегерства. Скорее, наоборот.
"Влияние
киргизского языка сказалось непосредственно: с малых лет большинство казаков…
говорят свободно по-киргизски и даже употребляют его в обиходной речи…
Повседневным костюмом можно считать бешмет или халат киргизского образца… На
голове – меховые шапки татарского покроя, иногда и киргизский малахай… Он знает
обед из одного блюда – мясной похлёбки (чаще из баранины)…".
Эти цитаты,
характеризующие сибирских казаков – из наиболее авторитетного географического
описания России начала прошлого века. Чтобы дополнить картинку, помещаю фото из
того же издания: на нём – те же сибирские казаки Кокчетавского уезда.
Андрей Михайлов
Комментарии