Как кузнецкие казаки за чудом ходили
Царский указ
родился 29 февраля 1708 года, в день … легко забываемый, календарно-добавочный,
несерьезный…
И касался он
крошечной точки в глухой сибирской тайге, у границы Российского государства,
которую Петр I поставил… И ее – не на бумаге, на деле, как же нелегко было
достичь…
Но Указ, придя в
юный Кузнецк (будущий Новокузнецк), после месяцев дорог по России, новой
зимовки и весны-подготовки поднял-таки казаков на рискованный марш-бросок.
…Им предстояло
пройти 210 верст бурелома, гроз и рек, встречных вражьих боевых топоров и
стрел… И поставить новый «кузнецкий» форпост (блокпост – по-нынешнему), чтобы
прикрыть от бед южно-сибирскую границу тогдашней страны. Чтоб «закрыть»
претензии Китая и кочевников-джунгаров к России… Чтобы крепость служила защите
«…от приходу воровских калмыцких и киргизских воинских людей», да «…збору
ясашной казны», да «…поселению пашенных крестьян» и миру…
И казаки дошли,
выполнили задачу.
ПОСЛЕДНЯЯ МЕСТЬ
ДУХАРА
— Отряд казаков вышел из Кузнецка (в направлении — юго-запад) весной 1709 года. Ему нужно было дойти до слияния рек Бии и Катуни. Там нашли брод, отмеченный веками и торговыми караванами. Брод был казакам очень нужен, глубина же Бии – три-четыре метра. И вот на правом высоком берегу Бии, на возвышении, как казаки туда перебрались, они за две недели – к 18 июня – поставили крепость и назвали ее Бикатунской. Привел казаков «голова» Яков Максюков. В отряде у него было 483 человека (по другим данным, 660 – с крестьянами).
Бийская крепость
А пока строили
крепость (она была «мини», заняв в длину меньше 100 метров), приезжали
небольшие отряды джунгаров взглянуть на то, чьи же пилы визжат на всю тайгу,
чей же мат да кашель слышны, чьи костры дымят, сбивая в сторону полчища
мошкары. Но в драку никто не лез. Шел взаимный пригляд да сбор информации.
А как «выросла»
крепость, тем же летом большая часть отряда вернулась обратно, вместе с Яковом
Максюковым, на службу в Кузнецк. Оставшиеся в Бикатунской крепости 100 казаков
стали нести дозор. И пришел день, когда новый «кузнецкий» отдаленный блокпост,
неся боевое дежурство, совершил подвиг. До сих пор неоцененный. И давно, еще с
царских времен, вошедший в письма и труды лишь с поучительно-унизительными
оценками… Официальная наука веками обвиняла, корила «наших» казаков за то, что
не удержали Бикатунскую крепость, что сдали ее и сами сдались, как-де хвастали
джунгары тогда на всю Сибирь… Но историки Бийска, взвесив всё и посмотрев на
поход и блокпост глазами из XXI века, пошли… против «течения».
В 1710 году, в
один из дней, казаки заметили подготовку врага к большому походу – на Кузнецк.
И успели отправить своего бойца из Бикатунской крепости в Кузнецк, чтобы
предупредить город. В войске Духара (Духаара-зайсана) собралось тогда около
трех тысяч человек в поход на русских. При таком числе всё им сулило успех. Но
поход Духара на Кузнецк провалился. Город, который был казакам и предупрежден,
дал отпор. И тогда враги, отступая, отомстили. Они взяли Бикатунский форпост в
осаду и, не сумев добиться победы, спалили его через двое суток вместе с
людьми.
Те, кто был в
крепости, сгорели. И только двадцать казаков перед осадой уехали из крепости по
служебным делам для сбора налогов… И только так они уцелели… От них «пошли» потом
алтайские казачьи села, как, например, Смоленское. Оно «выросло» недалеко от
сожженного блокпоста…
…Через восемь лет
(в 1718-м году) кузнецкие казаки пришли снова на пепелище Бикатунской крепости.
И отстроили блокпост заново. Только поставили его на несколько километров выше
по реке, найдя место лучше, заняв башнями и пушками уж не клочок тайги, а 40
гектаров. И тот форпост строил сын Максюкова, назвав его Бийской крепостью,
давшей начало городу Бийску.
Изучая историю
данного похода приходит понимание, удивление и радость в душе, что казаков вело
на Алтай… предназначение. И сгоревшими мучениками они стали на этой земле не
случайно.
Судите сами… Если
бы казаки не построили Бикатунский блокпост, потом – Бийскую крепость, ставшую
с годами Бийском…То это место не стало бы дальше центром Алтайской духовной
миссии, прослужившей здесь в 1830-1917 годах, крестившей Алтай, принесшей туда,
на край света, грамоту, медицину, прогресс… И ведь именно там, в Бийске, в
миссии, явили себя миру учитель и ученик, Макарий (Глухарев) и Макарий
(Невский).
Глухарев в такой глуши — сделал один из первых в России переводов Библии (!) – с языка оригинала на русский, став для страны сенсацией!
Макарий Глухарев
— А Макарий Невский, семь лет управлявший Алтайской духовной миссией, построив на Алтае 200 храмов, открыв 84 школы, построив духовное училище, в 1912-м был высочайшим указом Николая Второго назначен митрополитом Московским и Коломенским. И четыре с половиной года был, по сути, главой православной церкви России до марта 1917-го.
Макарий Невский
В 2000 году
Макарий (Глухарев) и Макарий (Невский) были причислены оба к лику святых.
Да, это чудо. И
казаки-первопроходцы, расчистившие место для будущего, это знали…
Лариса Максименко
Комментарии