Астраханское казачество
С указа Сената со второй четверти XVIII века начинается
история Астраханских казаков.
4 января 1737 года указом Сената в Астрахани была создана
так называемая трехсотенная команда «...для охраны калмыцких улусов от
намеренного каракалпацкого нападения употребить ныне в службу имеющихся при
Астрахани крещеных калмык до трехсот человек. И для лучшей их к тому охоты и
чтобы ревностнее служили, для их скудности, дать им в награждение по
усмотрению, без излишества, также и лошадей и ружья купить из казны по
рассмотрению же и на оное все деньги держать из астраханских доходов...».
С 1743 года команда стала пополняться казаками
преимущественно из русских. Служба стала наследственной с 16-ти летнего
возраста.
В ноябре 1748 года Сенат на основание донесения Астраханской
губернской канцелярии, где говорилось о приеме в казачью команду 20-ти выходцев
из донских казаков, 3-х самарских казаков и одного малороссиянина, постановил:
«...ежели впредь таковые ж из разных мест сходцы являться и показывать о себе
казачьими детьми будут... и буде по справкам явится, что подлино казачьи дети,
таковых в казачью службу определять...».
28 марта 1750 года вышел указ Сената о преобразовании
трехсотенной команды в Астраханский казачий полк. Помимо знамен, доставшихся
полку от команды, он получил и печать, на которой под короной и саблей
(воспроизведение астраханского герба) был изображен скачущий влево казак,
натягивающий лук. По краю шла надпись: «Печать Астраханского казачьего конного
полку».
Для доукомплектования полка до положенной в полку штатной
численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный
Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а
также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта
1750 года, столица — Астрахань, войсковой праздник (войсковой круг) — 19
августа, день иконы Донской Божьей Матери. В 1817 г. значительно разросшийся
полк был преобразован в Астраханское казачье войско в составе трёх пятисотенных
полков.
С момента образования главной функцией астраханского казачества была совместная с союзниками-калмыками охрана границ, обеспечение безопасности Московского тракта и солепромыслов, защита русских поселенцев и российских подданных — татар, калмыков и ногайцев от набегов киргиз-кайсаков (киргизцев), как в те времена именовали казахов. Хотя с 30-х годов XVIII века казахи считались русскими подданными, однако, учитывая их «легкомысленные предерзости», приходилось постоянно «иметь предосторожность и неусыпный и беспрерывный всегда разъезд». Они угоняли скот, грабили солепромыслы и рыболовные ватаги, а людей, захваченных в плен, продавали на невольничьих рынках Средней Азии (в 1722 году в Бухаре находилось свыше 5 000 русских пленников). Даже в середине XIX века в Хиве ежегодно продавалось до 500 русских, попавших туда не без помощи казахов.
С связи с уходом в 1771 г. большей части калмыков в Джунгарию и за Волгу, усилились казахские набеги на русские селения и рыболовные ватаги. В декабре 1773 г. «…киргиз-кайсаки во множественной силе разбили форпосты и переходили через Волгу на нагорную сторону и находящихся по речкам на хуторах людей многих побили, а прочих в плен побрали, равно лошадей и скот угнали…». Для противодействия казахским набегам по луговой стороне Волги на форпостах предписывалось содержать по 30 человек казаков, а в общей сложности для этих целей было рассосредоточено по станицам 330 казаков. Более надежно прикрыть границы от Царицына до Астрахани стало возможным со 2-й половины 60-х гг. XVIII в., когда была создана цепь станиц Астраханского казачьего полка. Однако в зимнее время казахи продолжали совершать разбойничьи набеги. В январе 1783 г. около сотни казахов напали на Белужинский промысел купца Пустошкина. Ловцы сумели спастись, но разбойники угнали 30 лошадей. 21 февраля 1782 г. губернатором был отправлен приказ «в поселенные астраханского казачьего полку в станицы… не мешкая из каждой отправить по 15 человек казаков при одном уряднике в Астрахань…». Оставшиеся на местах казаки должны были круглосуточно контролировать территорию по луговой стороне от Чёрного Яра до Астрахани и отгонять киргизов в степь.
Весной 1790 года крупные банды киргизцев нападают даже на кордонные посты. О серьёзных вооруженных столкновениях с разбойничьими группами киргизов-кайсаков свидетельствуют выдержки из формулярного списка будущего атамана Астраханского казачьего войска В. Ф. Скворцова. «В 1797 г. преследовал и разбил близ р. Урал киргизскую воровскую партию, захватившую в плен от крепости Узеньской российских людей, отбил оных; возвратясь оттоль, тогож года при урочище Сертлих под командою генерал-майора Попова истребил киргизскую воровскую партию… и отбил 3-х человек российских пленников».
Перманентная война в междуречье Волги и Урала продолжалась до 1862 г. Ненадолго успокоило казахов и разрешение султану Букею поселиться с 1801 г. на русских землях. Султан не только не был в состоянии держать в узде своих подданных, но и был столь «любим» своим народом, что не мыслил спокойной жизни без казачьей охраны первоначально в 25 человек, а затем по его же просьбе доведенной до 50 человек. В правление султана Сыгая команду довели до 100 казаков и 50 калмыков при 2-х орудиях. Слабость правителей Букеевской орды привела к мятежу в 1837 г., поднятому Исатаем Таймановым и Махам-бетом Утемисовым. Казалось, вернулись самые темные времена казахских разбоев. Шайки мятежников вновь вернулись к грабежу русских селений, нападениям на форпосты и заставы. Для наведения порядка в Букеевской орде астраханскому военному губернатору и наказному атаману Ивану Семёновичу Тимирязеву пришлось мобилизовать достаточно значительные силы, включая и астраханских казаков. Триста казаков при одном орудии под командованием подполковника Алеева за 9 дней прошли более 350 км, в боях разбили мятежников и через 2 месяца, после восстановления спокойствия, вернулись обратно. Только увеличение в Заволжье русского населения привело к окончательному замирению казахов и упразднению казачьих кордонов с 1862 г.
Славной страницей истории астраханских казаков является их участие в Отечественной войне 1812 г. Ввиду малочисленности астраханского казачьего полка и острой необходимости во внутренней службе на кордонах, полк к боевым действиям не привлекался. Однако часть казаков воевала в составе калмыцких полков. Еще в апреле 1811 г. был издан именной указ, где говорилось: «Для усугубления армии нашей легкими нерегулярными войсками желательно составить два калмыцких пятисотенных полка из орд, обитающих в Астраханской, Саратовской и Кавказской губерниях и в пределах войска Донского…». В каждый из этих полков было назначено по 5 урядников и 10 казаков астраханского полка, которые должны были «хорошо знать калмыцкий разговор и распределялись по полкам поровну для показа калмыкам порядка казачьей службы, присмотра за ними и других употреблений».
Полки торгутов и дербетов использовали свои старинные джунгарские (калмыцкие) туги - знамена (туг - на ойрат-калмыцком и монгольском языках означает - знамя), принесенные ими из Джунгарии и хранившиеся в ставках, а позднее в хурулах(храмах) торгутских и дербетских нойонов. Из описаний командира Второго Астраханского Калмыцкого полка — нойона (князя) Серебджаба Тюменя, двух торгутских и дербетских тугов следует, что на них изображены военные покровители торгутов и дербетов. На первом знамени изображён всадник на белом коне «Дайчин-Тенгри» — святой воин, покровитель войны и воинов, помощник в сражениях и победах. В руке у святого всадника — древко от знамени, на котором начертаны «тарни» — калмыцкие молитвы. Конец древка украшен золотым шаром и трезубцем. Лицо всадника красиво и совершенно спокойно, вся фигура выражает полное спокойствие, ни малейшего военного задора — символ бесстрашия и самообладания в минуты опасности. Всадник — без меча, и стрелы покоятся в его колчане. На другом изображен другой святой — «Окон-Тенгри», покровитель дербетов. Это полная противоположность первого — символ разрушения и беспощадного мщения. Он изображён также на белом коне, в правой руке огромный меч и небольшой меч (кинжал) у седла, конь взнуздан змеями. Путь всадника — кровавая река, и вокруг сверкают молнии. Это знамя вполне соответствует тому бурному периоду калмыцкой истории. Указанные два знамени, хранившиеся в Хошеутовском хуруле Астраханской губернии и уничтоженные большевиками в ходе гражданской войны, в 1912 году были сфотографированы и описаны с разрешения князей Тюменей российским историком и этнографом Г. Прозрителевым, включившим снимки в свою книгу «Военное прошлое наших калмык. Ставропольский калмыцкий полк и астраханские полки в Отечественную войну 1812 года», изданную в 1912 году в Ставрополе.
Полками командовали калмыцкие нойоны (князья), а сотнями -
зайсанги (калмыцкие дворяне). В составе первого полка под командой калмыцкого
дербетского нойона Джомбо Тайши Тундутова астраханцы с 8 по 18 августа 1812 г.
участвовали в стычках с французами, противодействуя их переправе через р. Буг.
В сентябре 1812 г. преследовали противника от р. Стырь до Брест-Литовска. В
кампании 1813 г. совершили поход на Варшаву и с 17 марта по 28 августа
находились при осаде крепости Модлин.
Второй полк под командой калмыцкого торгутского нойона
Серебджаба Тюменя 18 июля 1812 г. рассеял Саксонский драгунский эскадрон,
показав способность иррегулярной кавалерии успешно сражаться с тяжелой конницей
противника. В течение 1813 г. полк Тюменя преследовал французов до Кракова, 4-7
октября участвовал в «Битве народов» при Лейпциге, а затем гнал противника до
Рейна. Двигаясь в авангарде союзных войск полк в 1814 г. вступил в Париж и
улицы французской столицы увидели не только калмыцких воинов, но и астраханских
казаков.
Все участники войны были награждены медалью «В память
Отечественной войны 1812 г.». Все калмыки и девять казаков заслужили право
носить серебряную медаль «За взятие Парижа 19 марта 1814 г.». Многие калмыки -
урядники, есаулы, сотники и хорунжие получили медали и ордена св. Владимира,
св. Анны различных степеней и классов, а командиры полков — нойоны Тундутов и
Тюмень — помимо указанных орденов получили ордена св. Георгия 4-й степени и
золотые георгиевские сабли с надписью «За храбрость», кроме того многие из
калмыков получили внеочередные чины, из них три урядника-казака — Сережников,
Тетерин и Вязигин — получили офицерские чины.
Наряду со службой в Заволжье в летнее время цепь казачьих
застав перемещалась с луговой на нагорную сторону реки Волги.
В постановлении Астраханской губернской канцелярии от 1761
года говорилось: «…для лучшего воровских подбегов искоренения и для сохранения
подданных Её императорского Величества ниже Царицына при Волге находящихся и
между Астрахани и Кизляра ездящих… иметь разъезд». Помимо службы на форпостах
казаки участвовали в охране рыбных промыслов на Каспийском море. Упоминавшийся
выше есаул В. Ф. Скворцов в 1806—1807 гг., командуя отрядом казаков при охране
Эмбенских промыслов, «нашел киргизские воровские партии в лодках… вступил с
ними в действительное сражение, и, несмотря на превосходство сил их, разбил
оных, отнял у них одну лодку и одну медную пушку, взял в плен 16 человек и
остальных принудил обратиться в бегство; за что 26 ноября 1807 г. награждён
кавалером ордена св. Анны 3-го класса». Надо отметить, что пограничная служба
казаков тесно переплеталась с охранными функциями на московском тракте и вдоль
Волги, поскольку Нижнее Поволжье издавна было притягательно для разного рода
«гулящих людей». Только в январе 1770 года было ликвидировано 5 банд общим
числом в 49 человек. Даже много позже, в 1831-34 годах, когда шайки «гулящего
люда» значительно сократились, было задержано 149 человек бродяг, разбойников и
дезертиров.
Помимо сторожевой службы, на казаках лежала охрана почты и курьеров, обеспечение карантинной службы в случае эпидемий. В 1807 году во время чумы в Астрахани для обеспечения карантинных мероприятий и ввиду назревавших беспорядков, в город было введено 500 казаков. Идентичные мероприятия были проведены во время эпидемии холеры в 1892 году.
Пиратский К.К. Генерал Астраханского Казачьего Войска. 1862 г.
В Астрахани, Саратове и некоторых уездах астраханские казаки
несли конно-полицейскую службу. В начале XIX века конный наряд казаков в
Астрахани доходил до 60 человек. Служба заключалась в объездах города, для чего
в каждый полицейский участок ежедневно назначалось по 4 казака. Кроме того,
ежедневно назначались по два конно-вестовых казака к губернатору и
полицмейстеру. Правда, в 1878 году постоянная казачья конно-полицейская команда
была ликвидирована, но в критических ситуациях казаки по-прежнему привлекались
к охране правопорядка. До 2/3 казаков участвовало в русско-турецкой войне
1877—1878 года, ранее они участвовали в войне на Кавказе.
После Октябрьского переворота (Октябрьской революции) 25—26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю) 1917 года власть в Астраханской губернии захватили при помощи матросов и солдат-дезертиров большевики и создали параллельные структуры власти в виде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые, упразднив Астраханское казачье войско, стали осуществлять самочинный передел казачьих и калмыцких земель и собственности, проводить террор и репрессии в отношении гражданского населения Астраханской губернии. Несогласные с данными действиями самозванных Советов 1200 астраханских казаков (среди них 300 калмыков) во главе с атаманом Астраханского казачьего войска И.А. Бирюковым подняли 12 января 1918 года восстание против Советов и попытались вернуть контроль над Астраханью, но в результате упорных уличных боев были разгромлены и выбиты из города. Вместо арестованного и позднее расстрелянного большевиками И.А. Бирюкова атаманом Астраханского казачьего войска был выбран калмыцкий нойон Тундутов, который увел остатки восставших казаков и калмыков через Калмыцкие степи на Дон, где на территории Войска Донского началось формирование Астраханской армии (Астраханского корпуса), которую возглавил Тундутов, записав в армию всех калмыков Калмыцкой степи Астраханской губернии(ныне Республики Калмыкия Российской Федерации) которые ранее, на съезде калмыцкого народа создали Калмыцкое казачье войско и 29 сентября 1917 года вошли на федеративных началах в состав Астраханского казачьего войска. Позднее Астраханская армия была реорганизована в Астраханскую дивизию в составе Кавказской армии Вооруженных сил Юга России (Русской армии). После поражения Русской армии часть казаков и калмыков оказалась в эмиграции, а оставшаяся часть подверглась репрессиям и выселениям.
В 1916 году население войска составляло около 40 000 человек, войско имело свыше 808 тыс. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило три конных полка, две конные сотни и одну батарею. В 1918 году Астраханское казачье войско упразднено.
В 1991 г. в Астраханской области началось движение
возрождения казачества. Разворачивалось оно в период с 1991 по 2006 гг. под
знаменем возрождения именно исторического Астраханского казачьего войска как в
форме общественных организаций, так и в форме государственных реестровых обществ.
Так, в ноябре 1991 г. возникла общественная организация «Астраханский союз
казаков», в 1994 г. преобразованный в «Астраханское казачье войско». В 1997 г.
эта общественная организация была упразднена и на её основе создано
Астраханское окружное казачье общество (АОКО; позднее – Отдельное Астраханское
окружное казачье общество (ОАОКО)), вошедшее в государственный реестр казачьих
обществ Российской Федерации. Наряду с ним в 2000-х гг. возникло несколько
альтернативных казачьих общественных организаций (например, Астраханская
областная общественная организация «Астраханское казачество»; руководитель -
А.А. Головко). Однако, в 2006 г., в связи с нараставшим кризисом движения и
сокращением численности, Астраханское окружное казачье общество вошло в состав Войскового казачьего общества
«Всевеликое войско Донское».
источники:
https://etnokonf.astrobl.ru/document/580
https://ru.wikipedia.org/wiki/Астраханские_казаки
http://administration.astrgorod.ru/история-возникновения-казачества-в-городе-астрахань
Комментарии