Казачий достаток
Согласно традициям, о казаке судили по его лихости, оставляя быт за рамками войны. Однако, быт составлял немалую часть казачьей жизни, ведь казаки тоже были вынуждены возделывать землю, строить дома и разводить скот, а значит, среди них были богатые и бедные.
КАК ЖИЛИ НА ДОНУ
Самые зажиточные казаки жили на Дону, на Волге, на Кубани.
Интересную работу «Слава Богу, я казак!» провели школьники
Новочеркасска под руководством Е. Г. Губановой. Там они приводят такие факты:
типичным домом зажиточного донского казака был двухэтажный дом. Первый этаж
строили из камня, второй из дерева. Дом состоял из коридора, гостиной и
нескольких спален. В обстановку входили самодельные кровати и столы, но в зале
стояла мебель красного дерева – стулья, горки, комоды, кованые сундуки с дорогими
вещами. Предметом гордости казачки было зеркало – чем больше, тем лучше. В
«красном углу» в зале висели иконы.
Участок при доме был около 10 000 кв. метров. На участке,
кроме жилого дома находились кухни, погреба, амбары, сарай с навесом,
свинарник, овчарня для овец, коровник.
У казаков победнее дом был с «низом» из камня, но более
тесный. Жили бедно, мебель была самодельная. Казачка Анна Ильинична Алексеева
(хутор Крымский) рассказывала, что дети в ее семье спали на полу, укрывались
тем, что носили. Сестре дали приданное: родительскую кровать, стол и постель.
И богатые, и бедные казаки в пост питались скромно – постный
борщ, тыквенная каша, фасоль, пирожки, свекла. На праздник ели свинину, сало,
сушеную рыбу, гусей, молочные продукты. На Рождество разговлялись пшеницей с
медом, а на Пасху – яйцами, молоком и куличами.
Скромность казацкого быта часто определялась тем, что
мужчины несли воинскую повинность, и все хозяйство ложилось на плечи женщин,
стариков и подростков.
УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ
Похоже на донцов жили и уральцы. Дома строили из бревен, с
большой русской печью, с холодными сенями. Стены обклеивали обоями, пол и
потолок – красили. В XVIII веке начали строить голландские печи, в домах
появилась богатая посуда мебель, самовары. В обязательном порядке у каждой
семьи была баня. На праздники жарили птицу, ставили на стол лапшу, разносолы,
пироги, овощи, фрукты.
Жених должен был платить за невесту выкуп – от 50 до 200
рублей. Собирали казаков в поход вскладчину, а богатый казак хоть и мог откупиться,
но тоже был обязан служить.
СТАВРОПОЛЬСКИЕ КАЗАКИ
Усадьбы ставропольских казаков основывались в конце XVIII −
в начале XIX веков. Как указывает в статье «Подворье рядового казака
Ставропольской губернии» этнограф И. В Тарабрина, первоначально казаки
захватывали столько земли, сколько могли огородить, но в результате раздела
участков между детьми, дворы стали небольшими. В 1861 году участок под дом
составлял около 1000 кв. метров, а под огород – около 455 кв. метров.
Дома строили из дерева или саманного кирпича, обносили
забором из самана, камня, бревен. Огород обносили плетнем. Перед домом ставили
амбары и ледники, сараи, а на зданием дворе располагали «базы» для скота.
Огородом или садами занимались мало. У бедняков в домах был земляной пол, переселенцы
вообще могли жить в землянках или в балаганах.
Отправка казака «в службу» бывала разорительной для семьи:
следовало купить боевого коня, мундир, оружие, снаряжение. На выручку бедноте
приходило «общество» – и «гасило» долги.
ТЕРСКИЕ И ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ
Терские казаки жили небогато. Заниматься земледелием здесь
было не принято, зазорно. Тех, кто это делал, били (об этом пишет историк
Александр Алексеевич Кудрявцев в статье «Специфика формирования терских и
гребенских казаков»). Источниками существования были набеги, охота, рыболовство
и пиратство на Каспии.
В отличие от терских, гребенские казаки разводили скот и
лошадей, обрабатывали землю, разбивали сады и славились виноградниками, выращивали
кукурузу и просо, занимались шелководством. Казачки боялись личинок шелкопряда,
и казаки брали в жены местных кабардинских и кумыкских женщин. Именно благодаря
гребенцам на Тереке стали производить вино, коньяк, виноградную водку –
кизлярку, которой получали в год по два миллиона ведер и продавали в Кизляре,
благодаря чему добились значительного благосостояния.
ЗАБАЙКАЛЬЕ
Забайкальское казачество сформировалось из вольных
казаков-первопроходцев, промышленников, посадских людей и беглых крестьян и было
разнородно по достатку. В конце XIX века этнограф Карп Дмитриевич Логиновский
описывал быт забайкальцев мрачно. Большую часть избы занимала печь, на ней
спали, под ней держали птицу, у двери в загородке – поросят и ягнят. Из-за
этого «дух» в избе стоял невыносимый.
Ели самую простую пищу – кашу с салом, с молоком, студень,
потроха, брюкву, капусту, рыбу, пряники с черемухой, пили зеленый чай. Бедные
семьи заваривали «шару» – старую заварку по два раза. Сливочное масло или
жареное мясо считалось признаком зажиточности.
КАЗАКИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ
Здесь казаки жили бедно, на осадном положении, в крепостях.
Найти жену в Туркестанской губернии было проблемой. Одно время они навострились
по обычаям местных племен воровать женщин у киргизов и казахов. В 1808 году
правительство было вынуждено разрешить им выкупать жен, чтобы предупредить
похищения.
Заниматься земледелием в безводных степях было сложно,
некоторые земли в результате орошения засоливались. Вся надежда была на
невысокое жалованье. Годовой зарплаты армейского офицера хватало на колым за
невесту, казаки получали и того меньше.
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
На Дальний Восток казаков переселяли по указу, поэтому
добровольцев не было – тянули жребий. Поскольку богатые от жребия откупались,
на Дальний Восток попали, в основном, бедняки. На Амуре и на Уссури казакам
пришлось столкнуться с наводнениями, гнусом, ручной раскорчевкой леса под
пашню, болезнями, голодом и отсутствием женщин.
Каждый казак с 21 года должен был нести службу, что тоже
сказывалось на достатке. Путешественник Николай Михайлович Пржевальский во
второй половине XIX века писал о нищете и разложении среди уссурийских казаков.
Офицеры вмешивались в быт подчиненных, заставляли их жен и дочерей
сожительствовать с ними. Жизнь на Уссури наладилась только к 1917 году.
Майя Новик
Комментарии