Масленица в традициях Донского казачества
Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Праздник этот истинно народный, отразивший в себе двойственность русского мироощущения, где соединялись элементы как христианских, так и языческих верований. Сроки проведения Масленицы зависят от даты главного христианского праздника Пасхи.
С точки зрения христианина,
сыропустная неделя или масленица — это
последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого поста. В
православной традиции, в богослужебных
книгах и календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу можно
вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу.
Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.
Сложившийся на Руси обычай
проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям
национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные,
должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники,
нищие. Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный
повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.
Для казаков проводы зимы – относительно молодой праздник, они начали отмечать его лишь в XVIII веке. В Масленицу у донских казаков на улицах проводили скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. В казачьей Масленице главное – не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. На празднике всегда обязательно присутствовали скачки, непременно проходили состязания по владению оружием.
В 1892 году донской историк Василий Дмитриевич Сухоруков написал книгу «Общежитие Донских казаков в XVII и XVIII столетиях». В ней он описывает, как казаки праздновали Масленицу в столице донского казачества Новочеркасске: «Масленица у предков наших праздновалась великолепным образом: целую неделю от малого до старого весь город веселился. Кроме приятельских бесед мужчин и женщин, которые в эту неделю почти в каждом доме распевали псалмы и богатырские песни, главное отличие масленичного веселия составляли скачки и пальба. Приготовления к сему начинались почти целым месяцем ранее; во все это время молодежь не выходила из конюшен, недосыпала ночей. С наступлением первого дня Масленицы вооруженные наездники со всего города собирались к назначенному месту, на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством».
Главную роль в Масленице играют
блины, которые хозяйками пекутся все неделю. На блины зовут гостей, ни одно
застолье не обходилось без них. Блины с маслом, со сметаной, с маком и с медом,
вареньем, с творогом, с икрой, с семгой – не исчерпать всех возможностей
праздничного стола. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов, но
блины обязательно должны быть тонкие и легкие.
Первым блином на Масленице обычно поминали умерших, он был за упокой родительских душ.
Каждый день масленичной недели
имел особое свое назначение: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда –
лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины
посиделки, воскресенье – проводы, прощание, прощеное воскресенье.
Завершающим массовым действием в
воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костер. Торжественно
привозили или приносили к костру чучело – «Масленицу». Под пение песен, громкие
крики, чучело зимы – символ холода, тьмы и смерти сжигали. Сожжению чучела
приписывалось также значение сожжения на весь пост всяких удовольствий и
развлечений.
Большое значение придавалось
заключительному акту масленичных торжеств, имеющему нравственно-очистительный
смысл: вечером последнего дня масленицы, в Прощеное воскресенье, перед
церковной службой просили друг у друга прощения за вольные и невольные обиды.
При этом кланялись в ноги, говоря: «Простите Христа ради». Случалось, что в
такие дни мирились многолетние недруги.
Комментарии