Медицина казаков
Древнейшими знаниями, которыми обладали и обладают казаки, были знания по народной медицине. Несмотря на то что, как все древние искусства, врачевание было окружено всевозможными тайнами и суевериями, очень многое было широко известно и дожило до наших дней.
Находясь постоянно
в седле, постоянно на воинской службе и на войне, казаки обладали уникальными
знаниями по мануальной терапии, то есть по умению вправлять суставы и позвонки.
Не только простые
вывихи, но и всевозможные «срывы», «осклизы», «опступы», «сбои» и десятки
других увечий, которые неизменно сопутствовали военной жизни кавалериста, чаще
всего лечились прямо в сотне. Всегда находился казак старшего возраста, который
владел многими приемами народного «костоправства». Приемами же массажа владели
практически все.
Так, казаков
гвардейских полков, отправлявшихся в дворцовый караул, полковые портные
буквально зашивали в мундиры (может быть, отсюда слово «зашиваюсь», то есть
очень тороплюсь), и через несколько часов неподвижного стояния в дворцовых
залах их «валили в сани и везли в казачьи бани вытаптывать затекшее тело на
горячем полке».
Казаки умели
врачевать и открытые переломы, удалять раздробленные кости. Владели они и
основами антисептики, то есть умели оперировать так, чтобы не попадали в рану
микробы и бактерии; справлялись и с гнойными ранами, «выкатывали» пули и
осколки, проводили ампутации...
Сохранились
описания хирургических операций, сделанных казачьими лекарями. Свидетелем одной
из таких операций однажды был знаменитый русский врач Н. Пирогов.
Все делалось
только после захода солнца. Во-первых, в это время почти нет мух — главных
разносчиков инфекции, а во-вторых, сам человеческий организм, в частности мозг,
вступает в фазу торможения... Раненого укладывали на соломенные снопы или на
только что выструганные доски. Поили его допьяна (это был один из немногих
случаев, когда казаки пили водку, а не вино). Раненое место, в описываемом
случае — ногу, обкладывали льдом или лили холодную воду. Перетянутая жгутами
нога теряла чувствительность.
Тогда приступал к делу
врачеватель. Он долго мыл руки и протирал их водкой. Все инструменты, которыми
он пользовался, тщательнейшим образом и долго кипятились в соляном растворе.
Кроме того, помощник вылавливал их из кипящей воды только специальными щипцами
и подавал лекарю, обязательно пронося их через огонь. Нож, которым расширялась
рана, накалялся докрасна и прижигал кровоточащие края разреза.
Раскрыв
специальными крючками рану, лекарь металлическими крюками выхватил из раны пулю
и вынул раздробленные кости, зашил края раны, предварительно вложив в нее
какое-то снадобье и длинный конский волос... Пирогову объяснили, что если рана
загноится, то вся грязь будет выходить по этому волосу, а если все хорошо
заживет, то волос либо сам выпадет, либо вынуть его не составит труда.
Прооперированную
ногу уложили в специально выструганные самшитовые лубки и забинтовали.
Великого хирурга
удивило, как слаженно и умело работали каза ки. И те, кто оперировал, и те, кто
держал раненого, и те, кто непрерывно читал молитвы. Еще больше его поразило,
что казаки до утра не давали раненому спать и, как только он начинал
задремывать, били в бубен и плясали. Операция прошла успешно, через несколько
дней казак, прихрамывая, ходил.
Ампутации делали
еще быстрее, и культю обязательно макали в кипящую смолу, чтобы спасти человека
от гангрены. Следует поражаться силе духа и терпению не только казаков, но и
лекарей — ведь все делалось без наркоза. Правда, есть сведения, что какие-то
дурманящие сознание и обезболивающие травяные настои лекари применяли. В
частности, отвар из мака.
Некоторые ведуны
хорошо владели лечебным гипнозом, «отчитывали болезнь во сне».
Но это умели
делать лишь немногие врачеватели, как правило передававшие свои знания из
поколения в поколение и славившиеся по всему войску. Когда во времена Николая I
в полках было запрещено обращаться к народным целителям, казаки нашли способ их
сохранения: народные целители охотно заканчивали курсы военных лекарей и
продолжали, обогатившись знаниями научной медицины, помогать людям.
Наряду с костоправами
в казачьих станицах и хуторах всегда было много травознаев. И сегодня почти в
каждой казачьей семье используют для лечения всевозможных простуд и других
болезней травы, но были и ныне здравствуют десятки удивительных знатоков.
Интересно, что в
наши дни появляются врачи (как правило, из рода знаменитых целителей), которые
имеют высшее медицинское образование, но сохраняют и древние знания о лечении
травами и успешно их применяют.
Но есть несколько
трав, которые знает каждый казак. Главная такая трава — «емшан», степная
полынь, горькая, словно казачья судьба. Каждому казаку известны ее целебные
свойства, но превыше всего почитает он полынь за то, что она является символом
казачества, символом древним и благородным. Горький, ни с чем не сравнимый запах
полыни символизирует тоску по родине.
В древней легенде
рассказывается, как покинувший в детстве степи и отвыкший от них хан Кончак ни
за что не хотел возвращаться в родные кочевья на Дону из роскошных долин
Кавказа. И тогда дали ему полынь. Почувствовав ее запах, заплакал хан,
затосковал о покинутых бедных юртах своего народа и, бросив все, вернулся на
Дон. В каждой казачьей семье за иконой хранится веточка полыни. Ее вместе с
погребальной свечою вкладывают в руки умершим. И как бы давно в дальних краях
ни сложил голову казак, он считается не погребенным, пока на его могилу не
положена ветка полыни и не посыпана земля «с родного пепелища».
Как у всякого
народа, у казаков существовало и существует большое число ведунов, знахарей,
«бабушек», которые лечат не только травами и другими средствами, но также
заговорами и прочими «магическими» приемами... До последнего времени считалось,
что все эти знания и их носители — «лекарки», «шептухи» — исчезли и все
позабыто. Но когда ученые-фольклористы стали собирать и записывать старинные
обычаи, заговоры, приметы, то, к величайшему своему удивлению, обнаружили, что
почти во всех казачьих семьях помнят семейные молитвы-обереги, особенно в среде
казаков-старообрядцев, а кроме того, живут и здравствуют доныне знатоки и
умельцы заговаривать грыжу, припадки и другие болезни. Причем, как отмечают
особо исследователи, это, как правило, очень честные, глубоко верующие люди,
которые как бы объединяются вокруг православных церквей. В большинстве своем
они очень приветливы, трудолюбивы и высоконравственны. Характерной их чертой
служит общая уверенность, что добро нужно делать бескорыстно. Когда им платят
за лечение, они не отказываются, но никогда не назначают цену, не торгуются, а
по большей части лечат бесплатно. Чаще всего полученные за лечение деньги тут
же раздаются неимущим, поскольку большинство целителей считает, что «ежели
ведун корыстен, то Бог у него силу отберет!
Комментарии