Национальность — казак: суд признал право на самоопредление
Казак Натухаевского хуторского общества Новороссийского РКО Сергей Сипулин первым в Краснодарском крае добился через суд признания для себя и своей семьи национальности «казак» — с соответствующими изменениями в личных документах. В преддверии намеченной на октябрь этого года Всероссийской переписи населения Сергей Витальевич поделился своим опытом.
Механизм прост
Юрист по образованию и профессии, Сергей
Сипулин многие годы оказывал консультации новороссийцам по вопросам
гражданского права. Поэтому и для себя хорошо изучил вопрос о том, как
узаконить свою принадлежность к казачьему роду.
Механизм, как он рассказал, достаточно прост.
Сначала необходимо обратиться в загс по месту жительства с письменным
заявлением, суть которого сводится к формуле: «Прошу внести изменения в
документы актов записи гражданского состояния в отношении национальности: отец
— казак, мать — казачка, дети — казаки». Изменения вносятся в свидетельство о
заключении брака и в свидетельства о рождении детей, поскольку национальность
указывается только в этих документах. В паспорте гражданина Российской
Федерации, как известно, графа о национальности отсутствует.
— Свои свидетельства о рождении при этом
менять нет необходимости, — уточнил Сергей Витальевич. — Они еще старого
советского образца. Поэтому вполне достаточно свидетельств о вашем браке и о
рождении детей.
Из загса заявитель получает письменный ответ
о том, что оснований для внесения изменений нет, поскольку национальность
«казак» ничем не подтверждена. Затем просителем готовится заявление в суд о
внесении изменений в акты записей гражданского состояния, которое подается
вместе с копией заявления в загс и полученным оттуда официальным ответом.
Причем в заявлении в суд необходимо указать,
что «в соответствии с Конституцией РФ мы, заявители, имеем право на
самоопределение своей народности, национальности». Иными словами, если человек
считает, что он по своим историческим, культурным корням, религиозным
убеждениям и иным признакам считает себя принадлежащим к такой-то
национальности, значит, он к ней и принадлежит. Также право на самоопределение
дают приказы Минстата, вышедшие накануне предыдущей Всероссийской переписи
населения, проводившейся в 2010 году. Там, в частности, перечислены среди
прочих следующие национальности: «русский казак», «украинский казак» и просто
«казак». Сергей Сипулин выбрал третий вариант.
— На заседание в гражданский суд приглашают
супруга с супругой как заявителей, а также представителей отдела ЗАГС, как
заинтересованной стороны. Причем ваше заявление рассматривается не как исковое,
а именно как о внесении изменений в документы. И на суде проблем с
удовлетворением вашего заявления не возникает.
Представители загса могут и не участвовать в
судебном заседании, предварительно попросив рассмотреть вопрос без них. Суд
выносит положительное решение, которое через месяц вступает в силу. Никто его
обжаловать не станет. После этого с решением суда оригиналы документов, которые
подлежат изменениям, относятся в загс, где через некоторое время вам выдают
новые документы — дубликаты взамен тех, что выдавались ранее.
Зачем это надо?
Как рассказал Сергей Сипулин, на заседании
судья спросил его с супругой Марией Владимировной чисто из любопытства: зачем
им надо менять национальность «русский» на «казак»?
— Считаю, что это необходимо для того, чтобы
не потерять свою казачью идентичность, — поясняет он. — Государство у нас
светское и правовое, поэтому все, о чем мы говорим, должно подтверждаться
документально. Мы с женой не ставили целью приобрести какие-то новые права и
обязанности в связи с изменением национальности. Понятно ведь, что казаку и не
даются никакие привилегии, кроме дополнительных забот.
Любопытно, что казаку не надо особо
доказывать свою принадлежность к казачеству. Иное дело, например, российские
немцы или евреи. Если человек озаботился тем, чтобы внести изменения в
документы о принадлежности к этим национальностям, ему придется доказывать свое
право документально. Потому что, как правило, такие изменения гражданину нужны
для переезда за границу — для «лучшей доли», как полагают иные. Казак же
действительно лишь взваливает на себя бремя забот о воспитании не только своих
детей, но и вообще молодого поколения в духе патриотизма, бремя несения службы
по охране общественного порядка и много других обязанностей.
— Что касается моих детей, а у меня трое
сыновей от второго брака, то за них мы с супругой сами можем принять решение об
их принадлежности к казачьему народу, — убежден Сергей Витальевич. — Ребенок до
достижения совершеннолетнего возраста находится на попечении своих родителей. И
в правовом смысле, и с точки зрения религии, веры в Бога. Нельзя пускать на
самотек. Это все равно что тяжелобольного ребенка оставить на произвол судьбы:
вот, мол, вырастет, пусть сам и решает, идти ему к врачу или нет. Наша задача —
воспитать детей правильно. Воспитать добрыми христианами, казаками. А отсюда и
все другие положительные человеческие качества.
Сам Сергей Сипулин родом из Донецка, его
корни глубоко уходят в донское казачество. Прадед был Георгиевским кавалером.
Жена его тоже из донского казачества, ее предки жили в Ростове-на-Дону, откуда
переехали в Армавир.
Комментарии