Войско или общество, казак или член?
На недавнем отчетно-выборном сборе ККВ планировалось
утвердить устав войска, однако накануне это вопрос был снят с повестки дня.
Причиной тому стал ряд поправок, внесенных казаками и атаманами.
Танцуем от печки
Создание Всероссийского казачьего общества (ВсКО) повлекло
за собой ряд юридических последствий. Одно из них — утверждение уставов
реестровых войск, которые должны в общих чертах соответствовать документу,
утвержденному Указом президента РФ за номером 543 от 4 ноября 2019 года. В нем,
в частности, говорится: «Казачьи общества, входящие в состав Всероссийского
казачьего общества, осуществляют свою деятельность на основании уставов,
принятых высшими органами управления этих казачьих обществ и не противоречащих
настоящему Уставу».
Означает ли этот посыл, что все казачьи войска обязаны под
копирку переписать свои уставы? Нет, никто не ограничивает в праве внести
поправки в свои уставы. Вопрос только в том, каков порог ограничения. Понятно,
что никому не придет в голову мысль кардинальным образом вносить изменения в
основополагающие статьи устава, такие, как соблюдение Конституции РФ,
федерального законодательства и так далее.
Нам предлагают называться Кубанским войсковым обществом
Всероссийского казачьего общества. Что возрождали ветераны казачьего движения в
начале 90-х годов прошлого века — войско или общество? Обществ в России много:
Общество защиты животных, Общество спасения на водах, Общество за трезвый образ
жизни и так далее. Войск всего 12.
Наши предки, переселившиеся на Кубань, были казаками
Черноморского войска, а не общества. Так же как и казаки-линейцы, защищавшие
часть южной границы России. Император Александр II в. 1860 году повелел
именовать Черноморское казачье войско Кубанским казачьим войском. Что и
написано на стеле, стоящей в центре Краснодара и установленной в честь
200-летия Кубанского казачьего войска. Опять же — войско, а не общество.
Мы говорим о соблюдении традиций предков.
Кто отправился на защиту Крыма в 2014 году — казаки
Кубанского войска или общества? Если кому-то из московских чиновников, ведающих
делами казачества (перефразируя известные из истории слова, можно сказать —
страшно далеки они от казачества), пришло в голову назвать Кубанское войско
обществом, так почему мы должны безропотно соглашаться с их позицией, а не
отстаивать свою?
А какие, спросим, у казаков суждения? Например, председатель
совета стариков Екатеринодарского РКО Александр Чуркин считает, что войско
должно обладать правами, сходными с армейскими подразделениями. Председатель
совета стариков Лабинского отдела Петр Маковкин убежден, что казачество должно
быть не общественной, а народной, военно-патриотической организацией.
Возможно, кто-то скажет: какая разница, как называться —
войском или обществом? Суть-то от этого не меняется. Меняется! Ибо не зря
говорят: как вы судно назовете, так оно и поплывет. Общество — это нечто
собранное, непостоянное. Сегодня оно есть, а завтра — нет. Между теми, кто
входит в какое-либо общество, связи формальные. Никто же не говорит «брат-общественник»
или «брат-рыбак»? А мы обращаемся друг к другу — «братья-казаки». В этом
обращении отражается глубинная суть служивого народа. Негоже нам отказываться
от наследия предков, служивших верой и правдой Отчизне в Кубанском казачьем
войске.
Казак или член?
Устав, который предстоит утвердить на войсковом сборе,
пестрит словами «член», «члены». «Члены казачьих обществ имеют право», «члены
казачьих обществ» обязаны и так далее. При обсуждении устава на заседании
информационно-аналитического центра Таманского отдела атаман Иван Безуглый
сказал: «Так мы кто — члены или казаки? Мои деды были казаками!».
Почему бы не исключить слово «член», изменив его на слово
«казак».
Как с точки зрения богатого русского языка звучит, к
примеру, такая фраза: «Членами войскового казачьего общества являются члены
входящих в них казачьих обществ»? Понятно, речь идет не о художественном
произведении или газетной публикации, а о юридическом документе, но так
коверкать язык, думаю, недопустимо. Более благозвучно вышеуказанное предложение
звучало бы так: «Казаками Кубанского войска являются казаки куреней, входящих в
войско».
Почему мы ушли от слова «курень», заменив его
словосочетанием «первичное общество»? Курень являлся войсковым подразделением в
Запорожской Сечи во главе с избранным атаманом. Когда казаки переселились на
Кубань, то землей наделялись курени. До сих пор в названиях хуторских казачьих
обществ часто используются в качестве имен собственных курени: «Прикубанский
курень», «Ермоловский курень» и так далее. Так почему бы не вернуться к старой
доброй традиции?
Служи преданно народу, а не вождям!
Так гласит одна из казачьих заповедей. Ее среди других можно
увидеть в любой казачьей школе, кадетском корпусе. Этому мы учим казачат, об
этом им говорят казаки-наставники.
В проекте устава говорится об одном из главных направлений
деятельности реестрового кубанского казачества — охране общественного порядка.
Юридическое толкование этого термина таково: совокупность мер по предупреждению
и пресечению грубых нарушений установленного в общественных местах порядка. Это
порядок, в свою очередь, устанавливается федеральным законодательством. Однако
случается так, что граждане нарушают установленные правила, участвуя в
несанкционированных митингах и демонстрациях. Разгонять их — дело полиции и
Национальной гвардии, но никак не казаков, как это было в Москве в мае 2018
года. Кто подтолкнул этих хлопцев с нагайками на разгон митинга сторонников
Навального? Вряд ли они самостоятельно решили на круге избивать мирных людей.
Силовых структур у нас более чем достаточно, так что флаг, точнее, дубинку им в
руки.
Чтобы подобного не произошло на Кубани, на мой взгляд, в
устав ККВ нужно обязательно включить следующий пункт: «Казаки Кубанского войска
не могут быть использованы для пресечения публичных мероприятий, проводимых
населением и общественными объединениями, в том числе политическими партиями и
движениями».
Не наше это дело — пороть нагайками людей, которые вышли на
улицу. Нельзя нам превращаться в инструмент подавления определенной части общества,
недовольной существующим порядком вещей. Что гласит статья 31 Конституции РФ?
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия,
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Казак должен быть защитником Родины, людей, проживающих в
родном городе, поселке, станице, а не его притеснителем. Это не только
недопустимо, но еще и грозит привести к расколу казачества.
Да, иногда у кого-то из высоких начальников в погонах или
без таковых возникает искушение бросить на подавление оппонентов и граждан, их
поддерживающих, казаков. Получится, что с оппозиций борются не органы
правопорядка, а часть граждан, только в казачьей форме. Затем на критику и
выпады лидеров оппозиционных сил ответить: дескать, мы не виноваты, спрашивайте
с казаков.
Информационно-аналитический центр Таманского отдела
предложил изменить пункт 82 проекта устава, где речь идет о службе в
Вооруженных Силах РФ, исключив норму, позволяющую призывать казаков в войска
Национальной гвардии. Негоже нашим детям служить в структуре, созданной для
борьбы с частью народа.
Крепить казачий суверенитет
Чем казаки отличались от других общественных организаций,
союзов и прочих форм объединения людей? Демократией. Формирование казачьей
демократии происходило на земле, где еще в веках существовали самобытные формы
правления. Они-то и легли в основу казачьей демократии. Не стану вдаваться в
подробности. Кому интересно, могут сами узнать об этом. Существует ли
демократия сейчас? Да, существует, правда, не столь буйная, как в старину,
когда при выборе атамана в ход пускались кулаки, чубы трещали. Сейчас глоткой не
берут, перекрикивая друг друга. Тем не менее поддержать того или иного
кандидата на должность атамана — прерогатива казаков.
Да, в войске и в каждом отделе существуют аттестационные
комиссии, рассматривающие кандидатуры претендентов на атаманскую булаву. Сейчас
требуются образованные, перспективные атаманы, способные сплотить вокруг себя
казаков и вести их вперед, а не те, кто пытается думать лишь о своем личном
благе. Насмотрелись мы на таких «батьков» — хватит. Для того чтобы крепить свой
суверенитет, необходимо включить в устав ККВ пункт, запрещающий вмешательство
во внутренние дела Кубанского казачьего войска со стороны государственных
органов и должностных лиц, физических и юридических лиц, кроме случаев,
предусмотренных федеральными законами.
…Нам еще предстоит утвердить устав Кубанского казачьего
войска. Пока документ не принят, нужно использовать возможность внесения
изменений. Время упускать нельзя, поэтому было бы разумным обсудить его на
советах атаманов районов и отделов. Коллективный разум всегда мудрее
индивидуального мнения.
Комментарии