В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Как греки и албанцы за Россию воевали

Донские, кубанские, терские казаки… Все они внесли огромный вклад в защиту рубежей государства российского, прославились многочисленными воинскими победами над врагом. Но были в истории Российской империи и куда менее известные иррегулярные формирования, чье происхождение сегодня кажется нам совсем экзотичным. Но тогда, в XVIII-XIX вв., в Российской империи существовала большая потребность именно в подобных войсках, которые расселялись на границах страны и несли службу по их охране. Этническая принадлежность таких воинов отходила при этом на второй план.

8 апреля (28 марта) 1775 года императрица Екатерина II подписала указ, в соответствии с которым началось массовое переселение греков и других православных христиан с территории Османской империи в Новороссию – земли между Малороссией и казачьим Доном, активно осваивавшиеся в то время Российской империей. Предпосылки для принятия этого указа были связаны с заключением в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Османской империей. Этот договор провозглашал независимость Крымского ханства и кубанских татар (ногайцев), одновременно Россия получала право защиты интересов христианского населения в дунайских княжествах (Молдавия и Валахия).

Христианам разрешалось свободно переселяться из Османской империи в русские владения в Новороссии. Естественно, что многие православные греки и албанцы, которые считали Российскую империю своей покровительницей, предпочли этой возможностью воспользоваться. Тем более, что граф Алексей Орлов-Чесменский, командовавший русскими войсками во время Архипелагской экспедиции, призвал греческое и албанское население, поддержавшее в этой войне Россию, переселиться в ее пределы – на плодородные, но малонаселенные земли Новороссийского края. Указ Екатерины II стал нормативно-правовым основанием для начала грандиозного переселения христиан на территорию Новороссии.

Императрица предоставляла греческим и албанским колонистам многочисленные льготы, в первую очередь заключавшиеся в освобождении от уплаты всяких налогов на двадцать лет, предоставлении единовременной помощи в виде годового запаса продовольствия и 12 рублей на каждого переселенца, а также помощи в строительстве жилых домов, больниц, церквей, торговых лавок и иных необходимых для нормальной жизни объектов на территории расселения греко-албанских переселенцев. Для расселения греков и албанцев были выделены земли у крепостей Керчь и Еникале, присоединенных к России. Российское правительство проявило особую лояльность к грекам и албанцам, которые служили в русской императорской армии во время войны 1768-1774 гг. Ветераны войны были освобождены от уплаты каких бы то ни было торговых пошлин. Одновременно они приглашались к несению военной службы на новых границах Российской империи.

Поскольку свободной земли в густонаселенном Крыму было мало, российские власти решили предоставить для расселения православных албанцев и греков пять поселков в районе Таганрога. Та легкость, с которой российское правительство пошло на предоставление земель грекам и албанцам, была связана, во-первых, с необходимостью заселения пустующих территорий Новороссии, а во-вторых – с тем, что греки и албанцы как никто иной подходили для выполнения задач по ускоренному развитию новых территорий. Ведь в отличие от русских крестьян из губерний Центральной России, греки и албанцы были опытными земледельцами, моряками и рыбаками, среди них было много предприимчивых торговцев и искусных ремесленников, которые способствовали бы экономическому развитию Новороссийского края.

Особое внимание российское правительство уделило православным албанцам, или как их еще называли в то время, арнаутам. Им было разрешено создать Албанское войско – иррегулярное формирование, не входившее в штаты русской армии. Албанцы славились как хорошие воины, поэтому их охотно принимали на военную службу и в Османской империи, и в европейских королевствах. Россия не стала исключением. Командный состав войска набирали из офицеров – албанцев и греков, большинство из которых имело опыт военной службы. В мирное время Албанское войско подчинялось губернатору Азовской губернии, а в случае начала боевых действий переходило в распоряжение Военной коллегии. Перед войском ставилась задача несения караульной службы в составе гарнизона крепости Таганрог, однако во время боевых действий подразделения войска могли перебрасываться в другие районы. «Греческие Роты» в окрестностях Таганрога – это одно из дошедших до нашего времени напоминаний о славном пути греков и албанцев на русской службе.

В Албанское войско набирали на добровольной основе людей албанской и греческой национальности в губерниях Российской империи и на Балканах – в собственно Албании, в Греции, Далмации. Рядовые Албанского войска в случае увольнения со службы должны были записываться мещанами или купцами – в зависимости от состояния и рода деятельности. Так оказался на русской службе Стефан Мавромихали - представитель древнего аристократического рода правителей района Майна в Морее (Пелопоннес), участвовавший в антитурецкой борьбе на территории Греции, а затем в чине полковника продолживший службу в российской армии. Мавромихали стал первым командиром Греческого пехотного батальона.

Стефан Мавромихали

После того, как в 1783 году Крым вошел в состав Российской империи, российское правительство озадачилось вопросом организации обороны полуострова и поддержания на нем порядка и подчинения местных жителей центральной власти. Для решения этой задачи также предлагалось задействовать Албанское войско, на базе которого был создан Греческий полк. В 1784 году Греческий полк перевели в район современной Балаклавы. Численность полка была определена в 1762 человека, сведенных в 12 рот – экатонтархий. Но набрать 1762 человека согласно плану не удалось – по состоянию на зиму 1784 года в войске числилось 587 человек. Далеко не все из них были и этническими албанцами – в полку служили греки, итальянцы, грузины, армяне, малороссы и даже крымские татары. Такая этническая пестрота Албанского войска объяснялась тем, что привилегии, которые правительство предоставляло служившим в нем воинам, привлекали не только греческих и албанских переселенцев, но и людей других национальностей.

В память о славном прошлом греческого народа роты назывались Афинская, Спартанская, Коринфская, Фессалийская, Фивская, Македонская, Микенская, Сикионская, Ахейская, Ионическая, Эпирская и Кефалонийская. Однако, несмотря на эти пафосные названия, как боевые единицы роты были довольно слабыми подразделениями. Большинство албанцев и греков, служивших в войске, предпочитали не столько совершенствовать свое воинское мастерство, сколько заниматься мирными, но доходными промыслами – разведением садов, рыбной ловлей, торговлей, различными ремеслами. Поэтому войско не меньший, если не больший вклад вносило не в оборону Крымского полуострова, а в его экономическое развитие.

В 1787 году началась новая русско-турецкая война. Османская империя рассчитывала отвоевать у России Крымский полуостров, восстановив контроль над утраченными территориями. В связи с войной потребность в дополнительных военных силах в Северном Причерноморье серьезно возросла. С другой стороны, на российскую военную службу потянулись и многочисленные иностранные добровольцы, привлеченные не столько общей идеей борьбы за христианский мир против османов, сколько большим жалованьем и щедрыми льготами. Именно в это время, как известно, русским офицером чуть было не стал французский младший лейтенант артиллерии Наполеон Буонапарте – молодого корсиканца привлекала возможность неплохо заработать в русской армии, но, оскорбленный предложением пойти на службу в более низшем звании, будущий император Франции так и не оказался в рядах русского войска. Зато менее амбициозные жители Южной Европы охотно поступали на службу, многие из них были зачислены не только в Греческий полк, но и на корабли Черноморского флота. В основном добровольцами на русскую службу поступали выходцы с островов Греческого Архипелага и горного Пелопоннеса – этнические греки, и жители Химары (Южной Албании) – православные албанцы.

В 1787 году по инициативе князя Григория Потемкина были созданы и специальные Греческие вольные дивизионы. Как понятно из названия, они были укомплектованы преимущественно греками, а также и другими выходцами с Балканского полуострова. На дивизионы возлагалось несение пограничной службы на крымском побережье Черного моря. Поскольку османский флот норовил высаживать на побережье десанты, а местное крымско-татарское население было настроено поддерживать Османскую Турцию, пограничная и караульная служба рассматривалась как весьма важная задача. Надо сказать, что греческие и албанские добровольцы с ней справлялись неплохо.

Кроме того, по инициативе Потемкина была создана и специальная корсарская флотилия, действовавшая на Черном море и совершавшая рейды на османские порты и захваты османских судов. В корсарской флотилии служили преимущественно греки и албанцы, в основном – торговые моряки и рыбаки, которые поступали на русскую службу в составе экипажей греческих торговых судов. Примечательно, что многие корабли корсарской флотилии прибыли в Крым из Константинополя, фактически «сбежав» от турок. К концу 1787 года Россия располагала на Черном море уже 21 корсарским судном. Поскольку официально флотилия в состав Черноморского флота не входила, корсарские корабли именовали «крейсерскими судами». Они нападали на турецкий торговый флот, охраняли русские торговые корабли, участвовали в разведывательных рейдах вблизи побережья Османской империи.

В годы русско-турецкой войны 1787-1791 гг. смог отличиться и Греческий полк – он участвовал в многочисленных десантных операциях на Черном море в качестве морской пехоты. Так, в 1789 году подразделения Греческого полка высадились в окрестностях румынского порта Констанца, где смогли уничтожить 50 османских бойцов и захватить два артиллерийских орудия. В октябре 1787 года капитан Ламброс Кацонис из Греческого полка во главе своего отряда предпринял нападение на османский корабль в районе современной Одессы и захватил его в плен. Трофейный корабль был принят на службу в корсарскую флотилию и назван «Князь Потемкин-Таврический». Его экипаж состоял из 60 человек, а капитаном стал сам Ламброс Кацонис. «Князь Потемкин-Таврический» стал одним из ключевых корсарских кораблей на Черном море и регулярно совершал нападения на турецкие торговые суда.

Ламброс Кацонис 

Завершение русско-турецкой войны привело к тому, что позиции Российской империи в Северном Причерноморье еще более окрепли. В апреле 1795 года Греческий полк и Греческие вольные дивизионы были переведены в район современной Одессы – в село Александровка. К этому времени на базе Греческого полка был сформирован Греческий пехотный батальон, а из Греческих вольных дивизионов – Одесский греческий дивизион. При императоре Павле I Одесский дивизион был расформирован, а его личный состав разошелся по домам и занялся гражданскими промыслами. Что касается Греческого пехотного батальона, то при императоре Александре I он был переведен в Крым, в район Балаклавы, и переименован в Балаклавский батальон.

Своей организацией греческий батальон напоминал донское казачество, поскольку был также сформирован из поселенцев, совмещавших военную службу с мирными занятиями. В качестве места дислокации батальона в 1797 году была определена территория от Георгиевского монастыря до Феодосии. В разное время батальоном командовали капитан Стефанос Мавромихалис, майор Константин Запонис, майор Феодосий Ревелиоти, подполковник Ликургос Кацонис, полковник Матвей Манто. Греческий батальон нес караульную службу на полуострове, а в 1842 г. две роты были переведены на Кавказ, где служили до начала Крымской войны. Греческие солдаты приняли самое активное участие в Крымской войне, в которую батальон вступил под командованием полковника Матвея Манто.

В ночь с 13 на 14 сентября 1854 года английские войска осадили Балаклаву, которую героически обороняли греки из Балаклавского батальона. Несмотря на превосходящую численность и куда лучшее оружие, англичанам с трудом удалось подавить сопротивление греков. Лишь около 60 солдат, 6 офицеров и командир батальона полковник Манто, практически все с ранениями различной степени тяжести, попали в плен к британцам. Английское командование было поражено стойкостью греческих воинов. Часть солдат батальона все же смогла вырваться из окружения и прорваться в горы, где им пришлось вступить в бой с местными татарами, перешедшими на сторону интервентов.

 

Тем не менее, греки добрались до района Ялты, где соединились с находившимися там русскими войсками и продолжили нести службу по охране побережья. Героизм греческих бойцов во время Крымской войны – очень интересная, но плохо изученная страница отечественной истории.

После окончания Крымской войны и изменения политической ситуации в Причерноморье Греческий батальон был официально расформирован и с 1859 года прекратил свое существование. Те его военнослужащие, кто не хотел уходить в отставку, получили возможность перевестись в регулярные полки русской императорской армии.

Илья Полонский

14:20
1690

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Как чеченцы, грузины, армяне и греки становились казаками
Дунайское казачье войско
Как европейцы становились казаками
Бродники - прародители Казачьего Народа