Отношение казаков к старшим, женщине, гостю
«Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
Не хранит их в своем сердце,
Тот позорит не только свой народ,
Но прежде всего не уважает самого себя,
Свой род, своих древних предков»
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не
соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества
изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши
старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют
неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда
благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то
двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив,
недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в
глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой
стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете
сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании
морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.
Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их
восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не
завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи
девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и
вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную:
ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов,
молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то
нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями
Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись
жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или
нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев,
традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее
отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти
народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся
своеобразные неписанные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
КАЗАК И РОДИТЕЛИ
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто
обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и
дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут
справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней
жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию,
бережливости, труду.
На крестного отца возлагалась главной обязанностью
подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с
крестного отца был большим, чем с родного отца.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.
Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без
согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи:
родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у
казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались
сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери
только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».
Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и
естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и
родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия
казачьей жизни.
ОТНОШЕНИЕ К СТАРШИМ
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая
дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли,
наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда
помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо
старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить,
разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно
выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по
возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым
пропускается старший.
Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в
присутствии старшего.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых
случаях не прекословить.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений
обязательно испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово
старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему
являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно
услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети
знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра,
которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как
она заменяла им занятую домашней работой мать.
КАЗАКИ И ГОСТИ
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом – ала-верды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.
Казачье гостеприимство давно было известно не только
историкам, но и простому люду. Одно из воспоминаний современников, хранившихся
ныне в архиве, говорит:
«Я служил 2 года в Богуславе (ныне Херсонская область), а
оттуда недалеко казачьи рыбные заводы. Бывало, придешь на завод, а тебя даже не
спросят, что ты за человек, а тотчас: дайте-ка поесть казаку и чаркой водки
попотчует, может быть, он пришел издалека и устал, а когда поешь, еще и
предложат отдохнуть, а потом только спросят: «Кто таков? Не ищешь ли работу?
- Ну, скажешь, ищу
- Так у нас есть работа, приставай к нам.
Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной
честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно
было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.
Накормить и угостить своим вином прохожего считалось
священным долгом каждого казака.
ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре
обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и
поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой
определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для
жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых
устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские.
Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен
делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими
делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в
семейные дела.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно
и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты
женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко:
«В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с
красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной
колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие –
старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и
проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный
на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью.
Из колонны выехал казак и срубил его». Такие были казаки, так свято чтили свои
обычаи.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе
(круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с
ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат,
крестный или атаман.
В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и
уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости.
Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке.
Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и
пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая
роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором
лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в
семье строгого порядка казачьего быта.
Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и
примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не
только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное
поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто
«надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся
родителям, которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались от выяснения своих отношений в
присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было
только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены,
так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом
«мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор
появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и
стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой
соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.
Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной — «сестра», к младшей — «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
Павел Захарович Фролов
(Председатель Совета стариков Кубанского казачьего войска, казачий полковник)
Комментарии