Куначество и аталычество в быту терского казачества
В последние годы особенно четко наблюдается стремление определенных сил противопоставить казачество народам Северного Кавказа. Выдвигаются различные версии прошлых отношений, ничего общего не имеющих с исторической действительностью созданию чувства отчуждения казачьего и горского населения, умалчиваются страницы их отношений.
А между тем, история свидетельствует, что между казачеством
и горским населением Кавказа существовали длительные периоды дружеских
отношений и если они и прерывались, то лишь в результате провокационных
действий внешних сил.
История любого народа всегда искусственно обедняется, если
сводится только к изучению автохтонного населения, но становится богаче, теснее
связанной с прошлым всей многонациональной Родины, когда объективно освещает
всю сумму межличностных связей, которыми так наполнен Кавказский регион.
Казачество на Тереке появилось в ХVI веке. И как пишет один
из историков Терского казачества И. Попко «Казаки держались в своих гребнях
благодаря поддержке князей Нижней или Малой Кабарды, землю которых они
прикрывали, и приятельским связям с чеченскими обществами». А некоторые
кабардинские князья (Сунчалей Янглычев, Сунчалей Канклычевич, Муцал
Сунчалеевич, Сунчалей Черкасский, Казбулат Черкасский) на протяжении ХVI и ХXII
веков даже предводительствовали над казаками во время походов Терско-Гребенских
казаков.
«Переселение казаков на Терек не оспаривалось ни кумыками, ни кабардинцами, - писал в своем исследовании В.Г. Гаджиев, - более того, прибывшей вольнице были предложены земли, где они построили свои городки. Скоро казаки вошли в дружественные и даже родственные связи с горцами Северного Кавказа, от которых брали на свое обзаведение зерновой хлеб, скот, лошадей и даже жен невенчанных». Казаки поддерживали оживленные связи с горцами, и чем отдаленнее историческое время, тем прочнее были эти связи. Подтверждением этому может служить письмо горцев Дагестана коменданту Кизляра: - «Понеже имели мы с терскими казаками доброе обхождение и будучи в согласии, как они, так и мы довольны».
Живя по соседству, повседневно общаясь друг с другом, казаки и горцы перенимали и передавали навыки производственной деятельности, орудия труда, традиции, роднились друг с другом. Это взаимовлияние и взаимообогащение сказывалось на общественных отношениях и быту, на образ жизни и нрав. А.А. Бестужев-Марлинский писал: - «У казаков все горское – оружие, одежда, сбруя, ухватки. Почти все они водят дружбу с жителями аулов, чтят родство по похищенным женам». Со времени расселения казаков на Северном Кавказе у них установились с их соседями – горцами родственные связи. В очерках «Истории Адыгеи» читаем: «Черкешенка не прочь была выйти замуж за казака, а казачьи старшины считали за честь жениться на черкесских княжнах».
Все эти процессы привели к тому, что к началу ХIХ века
«антропологический тип Терско-Гребенского казака подвергался сильному влиянию
горских племен». Особенно сильно это наблюдалось в старожильских станицах
Кизляро-Гребенского полка (Червленная, Гребенская, Шадринская, Курдюков-ская и
др.). Это явление привлекло внимание Антропологического Петербургского
университета. В заслушанном им докладе, в частности, говорилось: «Вследствие
недостатка русских женщин казаки брали себе жен у кабардинцев, кумыков и путем
смешения образовался особый могучий тип казака и казачки. Поразительная
физическая красота и крепость этого типа общеизвестны». Так, гребенской казак
С. Фролов в начале XIX века был женат на дочери кабардинского князя Таймазовой
(«добыта похищением»), которая принесла в семью кабардинскую речь. Сын Фроловых
Иван носил и кабардинское имя Мисост. Внуков Фроловых звали Мамуш и Каурбек. Об
этих брачных союзах свидетельствуют и элементы кавказских обычаев терцев.
Бывало, что в семье казака воспитывался какой-нибудь ногаец, калмык или горец.
Повзрослев, такие лица получали все казачьи права, становились настоящими
казаками и за них могли выйти замуж девушки-казачки.
Таким образом, у казаков и горцев Терека существовало
определенное генетическое родство, которое обеими сторонами создавалось и
закреплялось бытовавшими у народов Кавказа обычаями куначества и аталычества.
Горцы и казаки гордились своей дружбой и передавали ее детям, как священный
завет от поколения к поколению.
Обычай аталычества, известный среди горцев, распространялся
и на казаков. Так, в краеведческом музее станицы Екатериноградской имеются
документы и фотографии, свидетельствующие о том, что Бесланеев Х. И. и Лукожев
Г. И. из Малой Кабарды окончили Екатериноградскую школу. Бесланеев Х. И. жил у
казака Ивана Накаева, впоследствии командовал Малокабардинским полком. О
Лукожеве известно только то, что он окончил Церковно-приходскую школу и изучал
русский язык.
Имеются свидетельства обратной связи, когда казачата
попадали к горцам и там воспитывались. Ярким примером тому служит Гриша Скворцов,
который жил и работал фельдшером в селе Булатово (Терское) в Малой Кабарде.
Аталычество и куначество наблюдаются и в более поздний период – начале ХХ века. В Екатериноградском музее имеются данные о том, что Балкаров Магомед Измаилович воспитывался в семье казака Степана Топорченко в течение нескольких лет. Позже он стал профессором медицинских наук, возглавлял курорты Кабардино-Балкарской Автономной Советской Социалистической Республики. Шехикачев Мухамед Хагуцирович детские годы провел в семье Харитонова Якова Пантелеевича и его супруги. Он избирался депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета КБАССР. Наурзоков Гринько Исаевич, кандидат экономических наук, сам аталыком не был, а его братья Адольби и Хамзет являются почетными кунаками станицы Екатериноградской. В казачьей семье станицы Марьинской воспитывался и первый секретарь Кабардино-Балкарской Автономной области Бетал Калмыков. В казачьих семьях детские годы провели Л. Бозиев и А. Пшуков. И подобные примеры были не единичны. Так, например, в станице Пришибской в 1872 году было открыто одноклассное училище, в котором овладевали русским языком и основами грамоты кабардинцы из селений Абаево, Бороково и Ханцево. Сохранилась групповая фотография «Пришибское двухклассное училище» с пометками «28 марта 1913 г.», «Фото Г. Павловский». На фото 103 учащихся и учителя. Среди них всего несколько девочек, дети жителей станицы, пристанционного поселка, хуторов и окрестных кабардинских сел. Есть на фото кабардинцы, осетины, грузины, армянин. Горцы привозили своих детей в станицу и определяли их на жительство к своим кунакам станичникам, о чем свидетельствуют данные музея города Майского. А во время гражданской войны кабардинец Шало Талипов из селения Карагач спас от верной смерти членов Совдепа станицы Солдатской И. Лукина, А. Дьяченко и Е. Ткачева.
Пришибское 2-х классное училище среди учащихся дети кунаков из Абаево и Бороково
Многие казаки имели кунаков в аулах и селениях. Куначество
тесно связано с обычаем гостеприимства и представляет собой не просто дружбу, а
скорее побратимство. Если один кунак гостит у другого, его не только угощают
самым лучшим образом, но в его распоряжении все, что есть у хозяина. К помощи
кунака всегда можно прибегнуть в случае необходимости, даже его имя уже может
служить защитой. Защитить кунака даже ценой собственной жизни стало святой
обязанностью.
Бытование аталычества и куначества подтверждает, что у
горцев и казаков существовали одни обычаи, одни духовно-нравственные ценности.
Даже во время активизации колониальной политики царизма на Кавказе, когда
терское казачество по воле властей становится его орудием, царская
администрация не смогла прервать горско-казачьих дружеских связей, которые
продолжали существовать вопреки всем запретам. «Присяга между российскими и
горскими кунаками, сколько известно, невредимо с обеих сторон наблюдается», -
писал один из современников тех событий.
Куначество передавалось из рода в род. Горе и радость
делились кунаками пополам, если падет лошадь, или вол или случится другая беда,
считалось святой обязанностью помочь товарищу. Кунак помогал казаку в
приобретении лошади, одежды, для снаряжения сына на службу. Провожая казака
призывника на военную службу кунак – кабардинец давал обещание, что он будет
помогать семье призывника в поле. Это обещание было священным законом и строго
соблюдалось между кунаками.
Особенно много кунаков у казаков станицы Прохладной было в
селениях Алтуд, Карагач, Баксан. Во второй половине XIX века казаки,
испытывавшие недостаток в земле, арендовали её чаще всего у кабардинцев или у
осетин станицы Черноярской. Некоторые казаки, жившие в станице Прохладной,
«обменивались» землей с жителями соседнего кабардинского селения Алтуд: казаки
сеяли кукурузу на алтудской земле, поскольку там она росла лучше, а взамен
предоставляли свою землю под посев пшеницы. Экономические связи нередко
перерастали в дружеские отношения, напоминавшие куначество. Казаки бывали в
гостях у своих кабардинских друзей и принимали их у себя, присутствовали на
свадьбах в кабардинских селах и т.д. иногда жених, который во время
кабардинской свадьбы должен скрываться у своих знакомых, находился в соседней
казачьей станице. По кабардинским обычаям, та семья, которая давала приют
жениху на время свадьбы, приравнивалась с тех пор к его родственникам. Так
некоторых казаков связали с кабардинцами отношения не только дружбы, но и
искусственного родства. В лексиконе кабардинцев появилось даже специальное
выражение «русский родственник» - «урыс благьэ».
Как показали опросы старожилов станицы Пришибской кунаков в
Малой кабарде в конце XIX – начале XX века имели следующие казаки: Василий
Апанасенко, Иван Шинкоренко, Семен Бондарь, Федор Василенко, Федор Гевля, Иван
Сорочинский, Иван Романенко, Павел Седашов, Иван Самойлен-ко, Федор Филимоненко
и другие. Опрос жителей станиц Екатериоградской и Приближной так же показал,
что казаки этих станиц имели много кунаков в Малой Кабарде. Среди конкретных
примеров можно привести следующие: так, У отставного вахмистра Лейб Гвардии
Конвоя Его Императорского Ве-личества управляющего почтовой станции
«Котляревская» ураженца станицы Пришибской Максима Захаровича Слезова были
кунаки из кабардинской княжеской семьи Абаевых. А у атамана станицы Пришибской
урядника Федора Василенко в кунаках был житель Большой Кабарды Пуа Молов. Иван
Григорьевич Самойленко – один из лидеров контрреволюционного подполья после
разгрома его банды в 1921 году в течение года скрывался у своих кунаков в Малой
Кабарде, постоянно меняя места. Среди его кунаков был и лидер кабардинского
белогвардейского подполья Темиркан Шипшев.
В станице Александровской согласно опросам старожилов кунаков среди малокабардинцев имели: Быков Александр – один из атаманов станицы, Локоченко Семен, Сорока Остап, Горай Иван, Шиляго Григорий Астюга Илья. Отставной полковник Тимофеев водил дружбу с влиятельными князьями Кабарды Анзоровыми.
И не удивительно то, что, не смотря на все жизненные
перипетии и крутые повороты истории, традиции аталычества и куначества
сохранялись и приумножались.
Как видно из приведенных примеров, у казаков и горцев была
искренняя и бескорыстная дружба, их взаимоотношения всегда отличались глубоким
уважением и доверием, о чем следует знать и помнить всем тем, кто пытается в
настоящее время разрушить созданное предшествующими поколениями.
Эдуард Бурда, кандидат исторических наук
Комментарии