Алтайское казачество
Алтайское казачество всегда являлось частью Сибирского казачьего войска. Казачьи отряды вступили на территорию Алтая в первой четверти XVIII в. с целью выполнения правительственных задач по колонизации края и включению его в состав Российского государства. 15 марта 1708 г. кузнецкий воевода Михаил Овцын получил указ Петра I о строительстве Бикатунского острога для сбора ясачной казны и «к поселению пашенных крестьян» [3, с. 24]. К острогу был прикомандирован отряд казаков, пришедших сюда за Ермаком.
Тем не менее, казаки на Алтае появлялись и раньше. Прежде
всего, это был отряд казаков, который в 1632 году был послан из Томска к
Телецкому озеру. С тех пор Экспедиции казаков к Алтайским горам с тех пор
становятся регулярными. В 1639 году на берегах Телецкого озера побывал казачий
атаман из Кузнецкого острога Петр Дорофеев. В 1642 году отряд Дорофеева вновь
подошел к берегам озера, но там не задержался. В этом же году на зиму у
Телецкого озера остается со своим отрядом П. Собанский. Целью его экспедиции
было ознакомление с озером, чтобы в удобном месте построить крепость для
содержания целого гарнизона. Количественный состав его экспедиции характеризует
тот факт, что за съестными припасами в Томск было отправлено 60 казаков, а с
остальными он построил временные укрепления и зазимовал. Из-за неудобства
местности постоянную крепость сооружать не стали, предложив оную соорудить на
реке Лебедь.
Во второй половине XVII в. казачий отряд с рудознатцем
Федькой Серебряным обнаружил у Телецкого озера серебряную руду. В 1673 году
образцы были доставлены в Москву. Наличие полезного ископаемого подтвердили
многие казачьи экспедиции, направленные к отрогам Алтайских гор. Не А.Демидов,
а казаки-первопроходцы указали на богатства Алтая.
Таким образом, российское государство было крайне
заинтересовано в освоении Алтая. А значит и защите этой территории от
кочевников.
В начале XVIII в. на Алтае появились первые укрепленные
пункты – Белоярская и Бийская крепости. Для охраны рудников и демидовских
заводов в край попеременно командировывались казачьи сотни Донского и Яицкого
казачьих войск из Тары и Кузнецка – по 1 000 казаков на два года. Кроме того,
периодически присылались отряды башкирских казаков и мещеряков. Многие из
присланных казаков не возвращались обратно, часть их закреплялась на местах.
После перехода демидовских заводов в ведение Кабинета (1747
г.) и в связи с обустройством оборонительной линии казаки стали обживать край.
В формировании казачьего населения участвовали и
казаки-запорожцы. В 1770 году, например, сюда сослали 138 запорожцев,
принимавших участие в антифеодальном движении. Их также включили в войско. О
присутствии на Алтае терских казаков говорит топоним-станица Терская в
современном Петропавловском районе. Сибирское казачье войско, в отличие от
самостоятельно складывавшихся казачьих общин на Дону, Яике, Тереке,
формировалось административным путем. Алтайское казачество укомплектовывалось
ранее созданными казачьими отрядами, которые переводились из различных
крепостей Сибири, а также ссыльными казаками. К середине XVIII века на Алтае их
насчитывалось почти полторы тысячи, а вместе с семьями – до пяти тысяч.
Казаки несли службу совместно с драгунскими, солдатскими и
другими воинскими частями. В их обязанности входили: дальняя разведка, охрана
границы (караулы и разъезды), выполнение курьерской почтовой и конвойной
повинностей, обеспечение безопасности посольств, проведение крепостных и
строительных работ, заготовка леса, угля, сена, занятие казенным земледелием,
несение таможенной службы и др.
Казаки несли службу совместно с драгунскими, солдатскими и
другими воинскими частями. В их обязанности входили: дальняя разведка, охрана
границы (караулы и разъезды), выполнение курьерской почтовой и конвойной
повинностей, обеспечение безопасности посольств, проведение крепостных и
строительных работ, заготовка леса, угля, сена, занятие казенным земледелием,
несение таможенной службы и др.
К 1764 г. была создана Колывано-Кузнецкая оборонительная
линия протяженностью 749 км, она шла по предгорьям Алтая от форпоста
Шульбинского до г. Кузнецка и состояла из 9 крепостей и 53 редутов. В 1764–1771
гг. на Алтае возвели Бийскую казачью линию, которая вместе с Пресногорьковской
и Иртышской была призвана защищать российские земли на юге Западной Сибири. В
1808 г. казачьи поселения на Алтае вошли в состав Сибирского линейного
казачьего войска.
В 1848 г. участок линии Кузнецк – Бийск упразднили, одну
часть казаков – 3030 душ мужского пола – обратили в государственных крестьян,
другую – в составе 10-го казачьего полка перевели в Семиречье в связи с
образованием в 1867 г. Семиреченского казачьего войска [4, с. 4–6].
Размеры казачьих поселений, по сравнению с другими поселками
на Алтае, в начале XIX в. были крупнее: более 60% имело свыше 160 дворов.
Большинство крестьянских поселений уступало им по размерам в несколько раз.
Более крупными были станицы, в которых размещался
административно-управленческий аппарат, имелись церковь, цейхгауз, плац для
учений. 13 марта 1861 г. выходит императорский указ «О преобразовании
Сибирского линейного казачьего войска и наименовании его Сибирским казачьим
войском». Кроме всего прочего, п.19 гласит: «Для образования сыновей офицеров и
нижних чинов войска учредить в каждом округе по одному окружному училищу и в
каждой станице – станичные школы». Таким образом, станица должна была иметь и
учебное заведение.
Среди населенных пунктов Алтая казачьи поселки резко
выделялись правильностью форм. Планировка селений была линейной. Дело в том,
что с начала XIX в. на Сибирских оборонительных линиях проводились мероприятия,
организовавшие быт казаков по типу военных поселений. В 1822 году из столицы
рассылаются по всем войсковым штабам специальные альбомы с чертежами и
рисунками в виде примера для застройки казачьих станиц и поселков по единому
плану. Альбом был снабжен рекомендациями и предписаниями по застройке.
В начале ХХ в. Бийская линия представляла собой цепь
поселений, которая тянулась на 389 верст от г. Усть-Каменогорска до г. Бийска.
Как военно-административная и хозяйственная единица Бийская линия входила в
состав 3-го военного отдела Сибирского казачьего войска с центром в
Усть-Каменогорске. Через Усть-Каменогорск осуществлялась связь с Омском, где
находились главное управление Сибирского казачьего войска, войсковой наказной
атаман, военная канцелярия и войсковое хозяйственное правление.
Бийская линия располагалась в пределах Бийского и
Змеиногорского уездов Алтайского округа Томской губернии (с 17 июня 1917 г.
Алтайской губ.). В ее состав входили три станицы: Чарышская (Чарышское
станичное поселение, поселки Сосновский, Тигирецкий, Тулатинский, Яровской),
Антоньевская (Антоньевское станичное поселение, поселки Маральевский,
Николаевский, Слюденский, Терский, Смоленский) и Верх-Алейская (Верх-Алейское
станичное поселение, поселки Андреевский, Белорецкий, Бобровский, Верх-Убинский,
Ключевский, Платовский, Секисовский) [4, с. 33]. Казаки Бийской линии
составляли 6,9 % казачьего населения Сибирского войска и 21,8 % – 3-го военного
отдела [6, с. 10].
В структуре населения Алтая в 1917 г. их доля была
незначительной – 0,5 %. В 19 населенных пунктах Бийской линии, по данным
сельскохозяйственной переписи 1917 г., проживало 13 490 чел. (6757 мужчин и
6733 женщины). Казаки (войсковое сословие) составляли подавляющее большинство
населения – 89,67 %, или 12096 чел. (6043 мужчины и 6053 женщины). Невойсковое
население было немногочисленным – 1394 чел. (714 мужчин и 680 женщин), или 10,3
% от всего населения Бийской линии (подсчитано по: Центр архивного фонда
Алтайского края.
Брак был одной из основных заповедей жизнеустройства воинского
сословия. Алтайские казаки со второй половины XIX в., как правило, не вступали
в родство с крестьянами и представителями других сословий. В 1879 г. из 6733
чел. (3233 мужчины и 3500 женщины) казачьего населения Бийской линии 3 350 чел.
(49,75 %) состояли в браке, 2 901 чел. (43,1 %) входили в группу холостяков и
незамужних и 482 чел. (7,15 %) были вдовцами и вдовами.
У казаков преобладали малые семьи, состоявшие из супружеской
пары (иногда также престарелых родителей мужа) и детей. В среднем казачья семья
состояла из 6 чел. К 1917 г. в каждом поселении Бийской линии образовались
обширные казачьи кланы, включавшие семьи с едиными родовыми корнями.
Так, в станице Чарышской 41 семья (из 300) носила фамилию
Серебренниковых, в поселке Тигирецком 38 семей (из 134) – Баженовых, в станице
Терской 28 семей (из 90) – Вязигиных, в поселке Яровском 20 семей (из 102) –
Шпигальских, в станице Антоньевской 26 семей – Мокиных и 24 семьи – Угрюмовых
(из 194).
Для алтайского казачества был характерен высокий социально-экономический
статус женщины. Особенно четко это проявилось в конце XIX – начале ХХ в.
Казачки активно осваивали различные виды хозяйственной деятельности. В 1901 г.
в станице Чарышской земледельческим трудом занимались 824 женщины и 922
мужчины, пчеловодством – 310 и 285 соответственно, чисто женским занятием было
огородничество (864 чел.).
По национальному составу казачества Бийская линия выделялась
среди других районов Сибирского войска редкой однородностью: 99,83 % (12 075
чел.) составляли русские, 0,1 % (12 чел.) – казахи и 0,07 % (9 чел.) –
украинцы. Среди казаков абсолютно преобладали старожилы (перепись относила к
таковым всех поселившихся в крае до 1861 г .) – 97,4 % (1 1782 чел.). Все
казачье население было православным.
В станице Чарышской находилась церковь Казанской иконы
Божьей Матери, Антоньевской – церковь Святых Преподобных отцов Антония и
Феодосия, Верх-Алейской – церковь Святителя и Чудотворца Николая [2, с. 384,
392, 397]. С XVIII в. казачество обживало и осваивало просторы Алтая. К началу
ХХ в. казачество края было объединено в 2100 хозяйств. На одно хозяйство в
среднем приходилось 6 чел., но в некоторых случаях больше. Так, в поселке
Терском с 61-летним казаком Иваном Ерофеевичем Казанцевым проживали жена, брат,
4 сына, 4 снохи, 3 внука, 6 внучек и работник – всего 21 чел.
Благосостояние казачьих семей росло медленно. Так, в поселке
Тулатинском (станица Чарышская) семьи, выделившиеся в 1916 г., имели в
хозяйствах 3–4 лошади и 3 коровы, в 1913 г. – 7 и 10 соответственно, в 1910 г.
– 10 и 13 соответственно. Главной отраслью алтайского казачьего хозяйства
являлось скотоводство.
Выбор в его пользу объяснялся историческими традициями
хозяйственной деятельности казачества, особенностями военно-служебной
повинности (казак был вынужден вести полуоседлый образ жизни) и
природно-климатическими условиями края, которые, с одной стороны, затрудняли
занятие земледелием, а с другой – ввиду обилия сенокосов и пастбищных
пространств благоприятствовали скотоводству.
В начале ХХ в. роль скотоводства в экономике казачества еще
более возросла. Во многих казачьих поселках и станицах стали усиленно
заниматься разведением молочного скота. В станице Чарышской в хозяйстве
44-летней казачки Любови Ивановны Шестаковой насчитывалось 142 головы крупного
рогатого скота. В казачьих хозяйствах была 18 861 голова крупного рогатого
скота; на казачий двор приходилось в среднем по 9 голов (у крестьян – по 5).
На Алтае создавались общественные маслодельные заводы и
артели с учреждением потребительских лавок. Первые кооперативы на Бийской линии
появились в 1905 г. в станице Верх-Алейской (маслоартель) и пос. Секисовском
(кредитное общество). К 1917 г. кооперация охватила все населенные пункты
Бийской линии.
В казачьих поселениях действовали 17 маслодельных заводов, в
т.ч. 13 артельных и 4 частных [1, с. 99, 111, 121]. Для налаживания
маслодельного производства на Бийскую линию были приглашены специалисты по
сыро- и маслоделию из Швейцарии. В станице Антоньевской на частном сырзаводе
работали братья Христиан и Давид Лергер, в станице Николаевской – Яков Иванович
Витвер и Яков Яковлевич. За 1917 г. Антоньевский маслозавод переработал 65 000
п. молока, Чарышский – 84 676 п.
Традиционно важной отраслью казачьего хозяйства являлось
коневодство.
Сельскохозяйственная перепись 1917 г. зафиксировала в
казачьих хозяйствах 12 191 лошадь – в среднем по 6 лошадей на казачий двор (у
крестьян – по 4).
Самым большим поголовьем лошадей владели казаки пос.
Яровского Михаил Иванович Куимов и Макар Степанович Мамеев – 29 и 30 голов
соответственно.
Казачье население Бийской линии было обеспечено лошадьми
лучше других в Сибирском войске. В 3-м военном отделе, который был признанным
лидером в развитии коневодства (75 тыс. лошадей из 137,5 тыс. в казачьих
хозяйствах войска), на 100 душ муж. пола приходилось 143 лошади.
У казаков Бийской линии этот показатель был значительно выше
– 202 лошади на 100 душ муж. пола [5, с. 141]. В казачьих хозяйствах были также
овцы (7857 голов), козы (556), свиньи (2840). Наибольшее внимание уделялось
овцеводству.
В среднем на одно казачье хозяйство приходилось 3,7 овцы,
что было ниже среднегубернской нормы – 5,5 овец на одно хозяйство сельского
населения. Крупнейшим овцеводом считался казак пос. Тулатинского Дмитрий
Иванович Стрельцов: ему принадлежало 50 овец [4, с. 49]. Земледелие относилось
к числу важных занятий казачества Бийской линии, хотя по хозяйственной
значимости оно уступало скотоводству и коневодству.
Казаки владели 445 830,85 дес. земли, в основном в
холмисто-степных и горностепных районах. В непосредственном пользовании 2100
казачьих хозяйств находилось 28 793,75 дес. пахотной земли. Норма душевого
надела была различной: в станице Антоньевской – 12–18 дес., Чарышской – 5–10
дес., Верх-Алейской – 4–10 десятин.
В целом по Бийской линии средняя норма душевого надела
составляла для пахотной земли 9,2 дес., для покосной – 3,6 дес. (у сельских
жителей – 7,2 дес.). Казаки хорошо были обеспечены пахотной землей, а покосной
земли, необходимой для развития скотоводства и коневодства, – недостаточно. Из
100 казачьих хозяйств 505 (24,1 %) арендовали 3 019 дес. покосной земли, в то
время как к аренде пахотной земли (743,95 дес.) прибегали лишь 223 хозяйства
(10,6 %).
Основную часть пашни казаков Бийской линии – 20 118,06 дес.
(69,9 %) – составляла залежь, 1 119,71 дес. (3,9 %) находилось под паром и
только 7 555,98 дес. (26,2 %) – под посевами. Традиционная форма казачьего
природопользования – залежная система – сохранялась на Алтае достаточно долго
благодаря обилию земли.
Обширность пашни не требовала особых новаций в технологиях
ее обработки, хотя техническая оснащенность казачьих хозяйств была достаточно
высокой. На 100 дес. посева в Западной Сибири приходилось однолемешных плугов
10,1, у казаков Бийской линии – 17,7.
Наиболее передовой являлась станица Антоньевская. Здесь
сосредоточивалось 46,79 % (3535 дес.) всех посевных площадей казачества.
Хозяйства Антоньевской станицы были значительно лучше других обеспечены
сельскохозяйственной техникой. Казаки сеяли яровую пшеницу, овес, ячмень, лен,
подсолнечник, просо, картофель, коноплю, озимую и яровую рожь, гречиху, горох,
бахчевые культуры, озимую пшеницу, табак, рыжик и однолетние травы. Интерес к
той или иной сельскохозяйственной культуре определялся особенностями
природно-климатических условий и сложившимися традициями.
Главными сельскохозяйственными культурами в казачьих
хозяйствах являлись яровая пшеница (57,6 % посевной площади) и овес (26,35 %).
Широкое распространение в казачьих хозяйствах Бийской линии
получили различные виды промыслов. Из них мужчины выбирали чаще всего
пчеловодство, сапожный, плотницкий, кузнечный и извозный промыслы, женщины –
пчеловодство и швейное дело.
Среди казаков можно было встретить маслоделов, седельщиков,
охотников, рыбаков, портных, пильщиков, столяров, горшечников, шорников,
бондарей, пимокатов, дегтярей и т.д.
Наибольшее внимание в казачьих станицах уделялось
пчеловодству. Казаки-пчеловоды придерживались, как правило, старых технологий –
пчел держали в колодах. Более прогрессивное рамочное пчеловодство
распространялось медленно. Объяснялось это, с одной стороны, нежеланием казаков
отказываться от прежних традиций, с другой – отсутствием специалистов.
В 1917 г. в поселениях станицы насчитывалось 206 пасек
(47,25 % от общего количества на Бийской линии). Сельскохозяйственная перепись
1917 г. зафиксировала в казачьих хозяйствах Бийской линии 436 пасек, в которых
числились 8 380 ульев, но только 759 (9 %) из них были рамочными [1, с. 91,
111, 121]. В хозяйстве и быту казаки ориентировались на традиции, но придавали
большое значение техническим новациям.
Для казачьего населения был характерен высокий уровень
грамотности. В возрастной группе 8 лет и старше среди мужчин грамотные
составляли 63,4 %, среди женщин – 17,6 % (среди сельских жителей Алтая грамотными
были 23,5 % мужчин и 14,6 % женщин).
На 100 хозяйств приходилось грамотных обоего пола: у казаков
– 177 чел., у сельских жителей – 90 чел. В казачьей среде раньше, чем где-либо,
была введена практика всеобщего обучения. В 1910 г. войсковой наказной атаман
Е.О. Шмит после завершения поездки по станицам 3-го военного отдела дал
указание об обязательном образовании в землях Сибирского казачьего войска. В
1915 г. в Сибирском войске насчитывалось 188 школ, в которых обучалось более 9
тыс. детей. На учебную часть войско тратило 40 136 руб. (14 % войсковых
расходов), станицы – 19806 руб. (10 % станичных расходов).
В средних и высших учебных заведениях казачьи дети обучались
частично на войсковые средства. Практически в каждом поселении действовали
казачьи школы. В некоторых станицах были открыты училища, их выпускники имели
возможность поступать в учебные заведения городов Сибири [4, с. 37]. К началу
ХХ в. в казачьей среде усилились процессы социальной дифференциации.
Согласно материалам сельскохозяйственной переписи 1917 г.,
бедняцкие хозяйства Бийской линии составляли 23,5 % (493 хозяйства),
середняцкие – 30,4 % (639 хозяйств), богатые – 46,1 % (968 хозяйств). И хотя
расслоение казачества Алтайской губ. было менее значительным по сравнению с
сельским населением, где бедняцкие хозяйства составляли 47–48%, шла активная
политизация населения Бийской линии. С начала ХХ в. казаки стали активнее
привлекаться к выполнению военно-полицейских функций.
Их участие в подавлении антиправительственных выступлений
ухудшало и без того сложные отношения с крестьянами, прежде всего с
переселенцами, у которых вызывали зависть обширные пашни, налаженный быт,
привилегии казаков. Это противостояние предопределило политическую позицию
алтайского казачества в последующих событиях – Октябрьской революции 1917 г. и
Гражданской войне. В 1904–1905 гг. алтайские казаки приняли участие в
русско-японской войне.
Тяжелые испытания выпали на долю алтайского казачества в
Первую мировую войну. С Бийской линии было мобилизовано 1184 казака (каждый
десятый в Сибирском казачьем войске). Ушедшие на службу казаки представляли 987
хозяйств, т.е. почти половину от общего числа казачьих хозяйств.
Демографические диспропорции предопределили снижение
производительности труда и товарной отдачи хозяйств, поскольку нелегкий, в
основном ручной труд земледельца лег на плечи подростков и женщин. Однако
казачьи хозяйства сохраняли высокий запас прочности, который давал возможность
перенести все социальные и экономические трудности.
В годы социально-политических преобразований основная масса
казачества выступила против советской власти, за что подверглась жесточайшим
репрессиям и на долгие годы попала в разряд политически неблагонадежных групп
населения. Процессы реабилитации, развернувшиеся в 1990-е гг., способствовали
возрождению культурно-исторических традиций сибирского казачества, которое в
настоящее время играет все более активную роль в общественно-политической жизни
России.
Официально реабилитация и возрождение алтайского казачества
началась с 1997 года, когда Указом президента РФ был утвержден Устав Сибирского
войскового казачьего сообщества. В июле 2011 года принят Закон Алтайского края
№ 89-ЗС «О развитии казачества в Алтайском крае». Постановлением Администрации
Алтайского края от 23 ноября 2011 года № 676 утвержден Устав Алтайского
отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества.
С сегодня в состав Алтайского отдельского казачьего общества
входят 35 хуторских, станичных, городских реестровых казачьих обществ
Алтайского края, общей численностью 4200 человек.
источники:
http://gotoaltay.ru/altay/obshhaja-informacija/narodnosti-altaja/altajskoe-kazachestvo
http://казачья-станица.рф/history/altay/
Комментарии