Казачья баня
Баня - обязательный элемент быта славян и их потомков, в числе которых, разумеется, и казаки. Упоминания об этой постройке и совершаемых в них ритуалах, гигиенических процедурах есть во всех летописных источниках Древней Руси. В "Повести временных лет" упомянуты слова Апостола Андрея:
"...Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда.
Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и
обольются квасом кожевенным...". Также упоминается баня и в иностранных
рукописях о быте и культуре древних русичей. Например, в персидских
"Собраниях историй" и записок иностранных путешественников и купцов.
Практически везде русская баня указывается как деревянная, сами славяне её
называли "истопкой". И это - первое основное отличие традиционной
русской бани от казачьей.
В литературных источниках можно встретить упоминания о банях
как непременном элементе казачьего быта. Согласно книге "Бани войсковые.
Военная энциклопедия" от 1915 года за авторством В.Ф. Новицкого, учитывая
преимущественно военный род деятельности этого народа, постоянное участие в
походах, именно здесь на Руси зародились так называемые "военные" или
походные бани.
Они представляли собой каменную кладку, на которой разводят
костер и стоянки из жердей, обвязанных рогозом для сохранения тепла и пара.
Хотя такие бани давали достаточно много сажи и копоти, в полевых условиях они
позволяли эффективно поддерживать не только гигиену, но и моральный облик, дух
казаков, обеспечивая должный вид и здоровье. Обязанность казака париться,
мыться перед битвой описана в многочисленных литературных и исторических
источниках.
Стационарные постройки в казачьих станицах также отличались
от традиционных русских бань. Они были не деревянные, а глиняными, что связано
с дефицитом деревьев в условиях степных зон, в которых преимущественно
располагались поселения казаков и повышенной опасностью пожара в южных
регионах.
Второе отличие - казачья баня не была отдельно стоящей, она
являлась частью пристройки к дому, в отличие от традиционной русской. Это
делалось с целью усиления безопасности, защиты от вражеского нападения.
Поскольку казачьи станицы находились на окраинах страны и первыми подвергались
нападению в случае вторжения. Баня у казаков была одним из элементов быта
"малой хаты", в которой перегородка отделяла печь, на которой
готовили пищу от банной постройки - теплого угла - "Тэплый выгол" -
на Кубани, Дону (Лазарев А.Г. "Традиционное народное жилище донских
казаков. Казачий курень").
Третье отличие - казачья баня не топилась по-черному, то
есть, когда дым открытого выходит через отдушину в потолке и частично
отодвинутую дверь. Это связано, в том числе, и с особенностями постройки бань
из камня, глины. Использование березы в качестве основного топлива, образование
дегтя усиливало оздоровительный эффект за счет его бактерицидных свойств.
Казачья баня - это баня "по-белому". Зола после топки убиралась с
пода печи, на него стелилась солома, камыш. Копоти и сажи в такой бане было
значительно меньше. Казачьи земли - несвойственный ареал для произрастания
березы, поэтому бактерицидные свойства бани здесь достигались другими методами.
Например, использованием отваров и настоев целебных трав, продуктов
пчеловодства.
Лесостепной и степной характер местности сказывался и на
традициях парения. Веники у казаков часто заменялись полотенцами (рушниками)
или применением травяных веников (полынный, крапивный). В целом, традиции были
достаточно схожи, но географические, социальные и культурные особенности
региона и этноса привнесли самобытность в строительство бань и их эксплуатацию
казаками.
Комментарии