Казаки и шляхта, мужики и быдло. Исторические параллели
Предлагаем вашему вниманию размышления Сергея Сазонова о "сарматизме".
Меня как человека занимающегося историей кавалерии не могла
не интересовать польская шляхта. Более того я планирую сделать несколько
публикаций на эту тему. Безусловно блестящая конница, храбрые люди. То же можно
сказать и о казаках.
Но дело вот в чем, ни одна воинская каста, ни один народ воин не может обходиться без базовой идеологии. Вот и шляхта обрела или изобрела такую идеологию. Называется она "сарматизм". Суть сводится к тому, что шляхта считает себя потомками сарматов, грозных воинов покоривших "быдло", т.е. людей работающих на земле.
В советской и российской историографии идеология сарматизма считается историческим мифом. Однако учитывая любовь наших историков к различного рода недостоверной беллетристики в виде "вновь обретённых" летописей думаю что, не всё так просто. Но я не хотел бы в рамках этого поста разворачивать дискуссию на данную тему, но все же замечу что, именно конные народы зачастую покоряли народы земледельческой культуры и сливались с ними. Интересно и то, что казаки в частности казаки донские, резко противопоставляли себя "мужикам".
Само слово "мужик" имело презрительный оттенок, и
в наше время если вы назовёте потомка казака мужиком он может сильно обидеться,
и даже нанести вам не сильные телесные повреждения. Давайте сравним некоторые
особенности поведения шляхты и казаков.
Итак, мужик у шляхты это быдло, у казаков помимо слова мужик, бытовало слово "хамлет" и просто "хам". Согласитесь где-то очень близко.
Стержнем поведения шляхты является гордость и храбрость,
доведённая порой до безумия. Гордость, она же в обоих языках "гонор",
отличительная черта шляхтича и казака. Только вот с безумной храбростью у
казаков не вышло. Казаки люди прагматичные работающие на результат. И если у
шляхтича военная добыча это следствие войны, то у казака "дуван" это
главная задача на войне. И сколько бы не велась воспитательная работа в царских
войсках, эту черту или стремление казака к военной наживе искоренить не удалось
до сих пор.
Далее. Простота, широта души, любовь к сельской жизни к пирам
и охоте.
Это, пожалуй, общая черта, как казаков так и шляхты. У
казаков любовь к охоте описывалась всеми бытоописателями, а вот широта души зависит от войска, и даже
конкретного ареала обитания казаков. Низовые донские казаки, которые древнее
всех, "вертопрахи", верховые домовитые. Но любовь к природе и
сельской жизни фиксировалась у казаков всегда. Один из участников Вёшенского
восстания говорит "я казак вольный люблю волю и природу".
Презрение к трудовому классу и мещанам. Несмотря на то, что
казаки, бывало, уходили в мещане, процент был мизерным. И любви к обработке
своих наделов тоже не наблюдалось. Многие сдавали в аренду иногородним и ходили
в лаковых сапогах по станице. Казак как и шляхтич порождение Поля и войны. В
природе казака нет стремления рвать жилы на пахоте или при уборке хлеба. Казак
как и шляхтич по натуре не крестьянин. А ведь и шляхтичам иногда приходилось
закладывать сабельку, на идти с плугом за лошадкой. Потому родилась пословица,
что польское шляхетство легче пера. При Екатерине Второй, огромной части шляхты
было отказано в записи в Бархатную книгу. Т.е. отказано в потомственном
дворянстве.
В польской среде сам сарматизм приобрел внешне восточные
черты. Т.е. в одежде шляхта подражала "сарматам" и одевалась как ...
казаки. И наоборот. Но вот интересный момент, в битвах с турками полякам
приходилось нашивать дополнительные знаки различия вплоть до привязывания пучка
соломы, по одежде они были не различимы.
Поляк
Донской атаман
На мой взгляд, корни "социального расизма" (который однозначно плох и даже отвратителен) и шляхты и казаков, лежат в том, что и те и другие изначально, исторически не принадлежали к земледельческому обществу. Так у донских казаков нет бытовой обрядовости связанной с земледелием. А роль всадников в доиндустриальную эпоху и их социальный статус, были всегда выше статуса земледельца и соответственно его роли в обществе.
Каждый народ имеет свою национальную психологию. И как
говорится в известной пословице "Из мужика казака не слепишь" и,
наоборот, в эпоху когда война уступает место технологиям и производительному
труду, казакам уже трудно или порой невозможно сделаться мужиками.
Возможно, где-то здесь лежит вопрос о провале различных "возрождений" и прочей псевдоказачьей ереси. Задумайтесь об этом.
Комментарии