Сила веры казачьей души
31 января — день памяти застреленного в годы Гражданской
войны священномученика из числа Собора святых Красноярской митрополии и Собора
новомучеников и исповедников Церкви Русской казака Михаила Каргополова († 1919).
До принятия сана Михаил Михайлович Каргополов (вариант
написания фамилии, встречающийся в некоторых источниках — Каргаполов) служил
офицером казачьих войск, но давнее душевное устремление привело его в духовную
семинарию. Служил священником в селе Петровское Ачинского уезда Енисейской
губернии (сейчас — Бирилюсского района Красноярского края), — говорится в
«Енисейских епархиальных ведомостях».
31 января 1919 года отца Михаила схватили бойцы партизанского
отряда Петра Щетинкина (на тот момент Советская
власть в Сибири была свергнута белочехами и белогвардейцами и бывший красный
командир Щетинкин в декабре 1918 года в Лапшихе организовал партизанский отряд).
Священника вывезли за село и потребовали, чтобы он снял с себя крест. Отец
Михаил отказался. Тогда солдаты попытались вырвать крест силой. Итог стычки
предсказуем — священника застрелили.
Петр Ефимович Щетинкин
Батюшка был убит «…только за то, что он был пастырем, был
служителем Христовым. Отец Михаил был казак по рождению. <…> Но он избрал
иное орудие действия: он нашел, что силы его души дают ему право взять в руки
духовный меч и идти к темному народу со словом любви и с крестом в руках, и он
оставил свое офицерское положение командира части, оставил любимую с детства
казацкую службу и пошел в эпоху расцвета советской власти и гонения на веру — в
священнослужители. Здесь выявилось это свойство казацкой души — решимость, —
говорится в тексте газетного некролога, опубликованного в книге Г.В. Малашина
«Красноярская (Енисейская) епархия: 1861–2011». — Его ничто не остановило,
когда в душе создалось решение идти к народу с словами любви Христовой. Злые
люди, которые сознательно выбивают все то, что есть чистого, интеллигентного,
культурного в России, чтобы ее еще более обессилить и уронить, увидали в этом
решительном и чистом человеке опасного для их разрушительной работы врага, и
они его убили: они его били, расстреливали, а над семьей глумились… Сила духа
этой казацкой души сказалась в силе его веры: звери не могли вырвать из рук
пастыря его нагрудного креста, так и пристрелили его с крестом в руках. А он
сжимал крест в руках, молился о них: „не ведят бо, что творят!..”».
Существует, однако, и альтернативная версия, согласно
которой священника убили сами жители села Петровского. Вот, что услышали от
современных жителей Петровского члены исследовательской группы проекта
«„Сибирский крест":
— По рассказам как было? — Сидели мужики, пили самогонку, и
говорят — пойдем батюшку тряхнем… Ну и поехали, а батюшка что? То ли в самом
деле денег не было, то ли что, но они его вывезли…
— Это же красноармейцы были, да?
— Нет, это простые люди. Петровские люди его расстреляли.
Красноармейцами их представили уже после, памятник им поставили, потому что
белогвардейцы расстреляли их.
— Казаки приехали и всех расстреляли?
— Тех, которые батюшку казнили, только тех и расстреляли. Ну
и потом уже тех, которых казнили эти казаки, их превратили в красноармейцев,
превратили в героев, памятник им поставили. На самом деле они не были никакими
красноармейцами, они просто были местные жители, которые заправляли в делах
наших, как бы представители советской власти. А казаки даже не касались нашей
деревни. Они не тронули никого, так все вспоминали.
Устанавливавшейся власти большевиков были нужны свои
«мученики», и когда речь заходила о людях, убитых «карательными отрядами
белых», лишний раз разбираться в том, за какие «подвиги» они были казнены,
никому нужно не было. Так убийцы и стали красными партизанами, в память о
которых был установлен обелиск на въезде в деревню. Так и появилась легенда о
красноармейцах, ни с того ни с сего вывезших отца Михаила в лес и расстрелявших
его, не говоря уже позднем советском мифе про большевиков и карателей. Но в
народной памяти петровцы сохранили, как все было на самом деле.
Тело же убитого священника было обнаружено и привезено в
Красноярск 30 марта, в тот самый Благовещенский храм, где он служил ранее
диаконом.
Красноярский Благовещенский собор. Фотография 1905 года
Тело отца Михаила было похоронено в Красноярске на
территории Благовещенской монастырской церкви. После закрытия и разрушения
Благовещенской церкви все кресты на местах захоронения были снесены. Когда уже
в конце 20 века в Красноярске восстанавливали Благовещенский собор, учреждали
при нем женский монастырь, то нашли за алтарем храма останки в священническом
облачении. К сожалению, тогда не провели исследований, чтобы установить
личность покойного. Быть может, это и был священномученик Михаил Каргополов.
Михаил Каргополов происходил из казачьей семьи. Его отец,
Михаил Семенович, был хорошо известен в губернии — после долгой службы в
казачьих войсках он вышел в отставку в звании полковника, после чего еще дважды
выдвигался на выборы в красноярскую городскую думу — в 1914 и 1918 годах. Близкие
даты рождения, одинаковые фамилия и отчество позволяют судить, что Михаил
Семенович Каргополов был родным братом Дмитрия Семеновича Каргополова,
выдающегося учителя, краеведа, основателя библиотеки и краеведческого музея в
Ачинске и краеведческого музея в Минусинске. Есть и некоторое сходство в судьбе
старших братьев Каргополовых и детей Михаила Семеновича — в обоих случаях
старший брат (как Михаил Семенович и его старший сын Михаил Михайлович) шел по
пути службы в казачьих войсках, а младший — обучался на учительскую профессию,
что позволяет судить об определенной семейной традиции.
Красноярская казачья сотня
Михаил Михайлович пошел по стопам отца и служил в
Красноярской казачьей сотне. Известно, что до 1913 года он служил в чине
хорунжего, к 1914 был возведен в подъесаулы и занял должность адъютанта сотни,
а уже в 1917 году стал есаулом, оставшись одним из последних офицеров
красноярских казаков, не попавших в действующую армию на фронтах Первой Мировой
войны. По всей видимости, именно конфликт с армейским начальством, которое
многочисленные ходатайства о переводе на фронт воспринимало в штыки, угрожая
наказанием, в конечном итоге привел к переходу Михаила Каргополова в духовное
ведомство.
Решение стать священником пришло к Михаилу Каргополову в
годы революционной смуты, сразу после Октябрьского переворота. К тому времени
он был женат, и в семье его росли трое ребятишек. В апреле 1918 года епископ
Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев) рукоположил Михаила во диакона при
красноярском Благовещенском соборе. К этому времени в Красноярске уже почти
полгода была установлена советская власть. Объединившиеся с вернувшимися
фронтовиками казаки покинули город. Уже 29 июня 1918 года отец Михаил был
рукоположен во священники к Петропавловской церкви села Петровского, но именно
в это время ситуация в городе сильно изменилась. Первое советское правительство
в городе было свергнуто, и, не без участия вернувшихся казаков, в Красноярске
установилась власть белого Временного сибирского правительства (впоследствии
замененного правительством Колчака), а противостояние «белых» и «красных» в
губернии приобрело черты полноценного военного конфликта. Трудно сказать, какое
именно из этих обстоятельств эпохи задержало новопоставленного священника.
К лику святых Православная Церковь причислила отца Михаила
Каргополова в 2000 году, память его почитается 31 января в соборе Российских
новомучеников.
На предполагаемом месте гибели священника следопыты
Красноярска, Шарыпово и Назарово установили в 2013 году трехметровый поклонный
крест.
источники:
http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/31/krasnoyarskij_kraj_vspominaet_zverski_ubitogo_svyawennika_mihaila_kargopolova/
http://kasdom.ru/r_prosveschenie/r_ikona/14127/
http://kerpc.ru/press-tsentr/statii/78020
Комментарии