В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

История Кубанских обычаев в Крещение Господне

 

         Праздник, который православные отмечали в ночь с 18 на 19 января, посвящался крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан.
На Кубани крещенскую полночь шли люди к реке, чтобы поглядеть, как вода вспять потечет. Считалось промеж казаков, что только самым достойным показывалась обратная вода: лишь праведники могли видеть, как в полночь остановится вода в реке, замрет на мгновение, а потом в обратную сторону потечет. Эта «обратная», или «полуночная», вода, по поверьям, обладала мощными целительными свойствами.

         На Кубани в этот день вставали раньше обычного, чтобы приготовиться к обряду очищения. Еще до восхода солнца казаки во дворах разводили костры, на которых сжигали «святочный мусор», то есть всю одежду и предметы, которые были в ходу во время святочных обрядов и гаданий. Казаки верили, что, увидев, как все это сгорает в очистительном огне, нечисть испугается и уйдет обратно в свое царство. Потому пепел от костров тщательно закапывался в землю, а место кострища выравнивалось и зачищалось — «щоб мору ны було на скотыну».

         Бытовал по станицам еще один интересный обычай. Утром женщина не могла войти в дом первой. Считалось, что под бабий подол может нечисть спрятаться и вместе с бабой тайком в хату пройти. По утрам в станицах наблюдали примерно такую картину: вышла рано утречком женщина «на двор по надобности», а обратно в хату вернуться не может, стоит и ждет, пока какой-нибудь мужчина не войдет в дом перед ней...
Когда прогорали очистительные костры, еще до рассвета солнца, жители станиц и хуторов собирались в церкви, а затем шли на реку, к заранее вырубленной во льду (если стояли морозы) проруби в виде креста. Причем прорубь, или «Иордань», могла быть как четырех-, так и восьмиконечной.
В больших станицах вырубали не одну прорубь, а пять, а еще окрашивали их в цвета жизни: красный, зеленый, синий.

         Изо льда, если стояла подходящая морозная погода, станичники делали большой стол-престол, который по традиции накрывали свиткой.
Утром после молитвы в церкви все жители шли на реку, где совершалось освящение воды путем опускания креста в воду. Ставили большую свечку. Все от мала до велика окунались в проруби, омывая свои тела и очищая душу. Казаки после купания стреляли из ружей, распугивая болезни и всякую нечисть. Выпускали голубей, чтобы они разогнали всю недобрую силу.
Придя домой, казаки сбрызгивали крещенской водой все углы дома, чтобы не спрятались там хвори и напасти. Крещенская вода считалась особо целительной, ее прятали подальше от чужого глаза. По поверью, она не портится двадцать лет. Крещенской водой лечили людей и «чистых» животных (коров). А собакам и свиньям давать крещенскую воду грешно.

         Канун праздника Крещения Господня считался днем строгого поста: пока совершаются все крещенские молитвы и обряды, людям строго-настрого запрещено было принимать пищу. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды.
Вечер накануне Крещения звался Крещенским, или вторым, сочельником. Были у него и другие названия: канун Богоявления, голодная кутья. Последнее название, к слову, вечер получил из-за того, что после появления на небе первой звездочки начинать трапезу разрешалось только кутьей. Потому и сам вечер, и кутья именовались «голодными».
Впрочем, голодная, или, по-другому, бедная кутья была такой только по названию. Крещенский стол по изобилию не уступал новогоднему. Обязательными же блюдами на нем были кутья, узвар, приготовление и перенос которых в святой угол, а затем на стол сопровождались теми же действиями, словами, что и на Рождество: «Узвар на базар, а кутя — на покути!» Перед тем как поставить кутью в святой угол, стлали там сено.
И к этой трапезе, как на Рождество и Старый Новый год, могли приглашать Мороза. По окончании крещенской трапезы кутью, узвар, Мороза и все плохое, нечистое выпроваживали со словами: «Кыш, кутя, с покутя, а узвар — на базар». При этом казаки стреляли, били скалками, палками по заборам и воротам. А сено, солому и хлеб с крещенского стола подкладывали в гнезда домашней птице, скармливали «чистым» домашним животным — коровам. Остатки кутьи могли отдавать птице: «Щоб було в огороди всэ, шоб птыця водылась».

         С освященной в полночь на реке водой возвращались казаки домой и в первую очередь окропляли подворье, дом, членов семьи, все хозяйство.
В некоторых станицах бытовал обычай в это же время снаружи дом обводить сплошной меловой линией — чтобы хорош был, чтобы из дома ничего не пропадало, чтобы куры хорошо неслись да скотинка плодилась.
Соблюдался в канун Богоявления и такой обычай, называющийся «свечками». Во время вечерни женщины в храме ставили к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды забирали их домой и хранили до особой надобности. Эти свечи зажигались перед иконами во время родов, считалось, что они освещают младенцу путь на этот свет. А еще пчеловоды ставили одну такую свечу к кресту и три — к сосуду с водой, стараясь накапать побольше воска в воду, ставя свечи так, чтобы они отекали и капли воску попадали в сосуд. По освящении воды пчеловоды старались прежде всех зачерпнуть ее и поймать побольше воску, плавающего на поверхности. А когда приносили освященную воду с каплями воска домой, кропили ею летки и оставляли сосуд со святой водой рядом с ульями до выставки пчел на пасеку.

         Две ночи на Святках официально посвящались гаданиям: первая — на Васильев день (на встречу Старого Нового года с 13 на 14 января), вторая — на Крещение (в ночь с 18 на 19 января). Гадания были самыми разными — и по форме, и по содержанию. Однако при всем многообразии форм суть гаданий сводилась к желанию узнать ответы на основные вопросы, всегда волновавшие людей. На Крещение гадали о замужестве и жизни в замужестве, о жизни и смерти как таковых, об урожае и недороде, голоде и изобилии, войне и спокойной жизни. К слову, и святочные обряды тоже носили сакральный — очистительный — характер. На Святках полагалось окуривание и окропление водой домов и хозяйственных построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы.

         С Крещением казаки также связывали множество разнообразных поверий, примет, обычаев. В Крещенский сочельник — последний и главный день святочных гаданий, казаки и казачки, по древнему обычаю, рисовали на окнах и дверях домов кресты. Кресты выводили мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи — отец, его сопровождал кто-нибудь из домочадцев. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.
По традиции, накануне большого зимнего праздника жители хуторов и станиц выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать здоровью, благополучию, будущему урожаю.

         По станицам существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Старожилы поговаривали, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув речной воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался.

         В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями — пирогами, кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.
Таинство водосвятия было кульминацией праздника: в крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения, внутри храмов, другое в самый день Крещения, на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань».

         Крестный ход шел к тому месту, где во льду (если была морозная погода) заранее прорубали крест. В центре фигуры делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и вода из отверстия под давлением била фонтаном, окропляя собравшихся вокруг людей. Святой водой умывались и наполняли принесенные с собой емкости, а некоторые — самые отважные из собравшихся — даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет после этого, но и будет здоровым целый год.


12:40
117

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Обычаи, традиции и нравы казаков
27 марта 1920 начался геноцид терских казаков
Куначество и аталычество в быту терского казачества
Лейб-гвардии Кавказский казачий эскадрон в Императорском конвое