Православный календарь на 22 апреля
22 апреля (9 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Сегодня совершается память святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, а также еще 7 известных по именам святых.
Неделя святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии
Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных. Одни из самых
почитаемых христианских святых, ближайшие ученицы Самого Христа, которые
первыми увидели Воскресшего Спасителя. Наименование "мироносицы"
связано с тем, что на утро в первый день после Великой Субботы они пришли ко
Гробу уже воскресшего Спасителя, взяв с ароматы и благовония (миро), чтобы
умастить тело Христа. Дальнейшее нам известно из евангельских повествований,
приведем одно из них – фрагмент 28 главы Евангелия от Матфея:
"И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня..."
Неделя жен-мироносиц в последние годы в Русской Церкви стала восприниматься православным аналогом 8 марта (в старые времена на Руси его тоже нередко именовали "бабьим праздником"). В этом нет никакого отступления от христианской традиции, хотя не стоит забывать, что вместе со святыми женами-мироносицами в этот воскресный день также всегда совершается память двух других близких ко Христу в Его земной жизни людей – его тайных учеников праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Мученик Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский).Раннехристианский страдалец, принявший мученический венец за верность Христу и Его Церкви в годы антицерковных гонений императора Юлиана Отступника. Как уже не раз говорилось в нашем "Православном календаре", этот нечестивый правитель предал дело равноапостольного царя Константина Великого и попытался возродить в Римской империи язычество.
Вот, что мы знаем из Жития мученика
Евпсихия об обстоятельствах его мученического подвига и кончины, произошедших в
дни, когда этот молодой христианин из знатного рода праздновал свое венчание:
В Кесарии находился языческий храм богини Фортуны, очень почитаемой Юлианом Отступником. В то время как шло брачное торжество Евпсихия, язычники устроили жертвоприношение богине Фортуне. Святой воспламенился ревностью о Господе, собрал народ и разрушил языческий храм, после чего раздал все свое имение нищим и приготовился к мученическому подвигу. Разъяренный император Юлиан обрушил свой гнев не только на святого Евпсихия, но и на все население города. Одних граждан он казнил, более почетных отправил в изгнание; христианское духовенство было взято на военную службу, а у церквей отнято имущество. В течение многих дней святого Евпсихия истязали на виселице, а также железными когтями. Но вера его была тверда, и судья отдал приказание усечь мученика мечом в 362 году от Рождества Христова..."
Мученики епископ Дисан, пресвитер Мариав, Авдиес и прочие
270 мучеников. Многочисленные персидские раннехристианские страдальцы,
замученные по повелению нечестивого царя Сапора II около 362-364 годов от
Рождества Христова.
Преподобномученик Вадим архимандрит и семь его учеников.Другие персидские христиане, пострадавшие в IV столетии. Святой Вадим был убит
в 376 году от Рождества Христова, а его ученики и духовные чада, также
претерпевшие многие мучения и испытания, вышли на свободу после смерти
нечестивого Сапора.
Благоверная царица Тамара Великая. Завоевательница и
просветительница, укрепившая военно-политические позиции Грузии и сделавшая
очень много для распространения христианства в Закавказье. И вместе с тем –
символ женственности и красоты. Все это – святая царица Тамара. Легендарная правительница,
вот уже восемь столетий являющаяся главным символом Грузии. Символом, еще при
жизни воспетым влюбленным в нее Шота Руставели в "Витязе в тигровой
шкуре".
Царица Тамара могла бы использовать свою сказочную красоту в
политических целях. После первого (неудачного) брака, ее руки просили
византийские царевичи, алеппский султан и персидский шах. Но благочестивая
Тамара не воспользовалась этим и вышла замуж по любви, за друга детства –
осетинского царевича Давида Сослана, чьи полководческие таланты позволили
Грузии достичь наивысшего расцвета военного могущества. Тамаре и Давиду удалось
не только сдержать экспансию всевозможных завоевателей, но и присоединить к
Грузинскому царству множество территорий. Более того, в 1204 году от Рождества
Христова, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, именно царица
Тамара помогла спасти от полного краха Византийскую империю, Второй Рим, роль
которого в дальнейшем перешел к Москве – Риму Третьему. При этом сама царица,
которую окружающие правители нередко называли царем, по слову летописца XIII
века, составившего "Жизнь царицы цариц Тамар", пользовалась
непререкаемым международным авторитетом:
"Она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны или пытался набросить ярмо насилия друг на друга..."
Но помимо укрепления военно-политического могущества царица
Тамара сделала очень много, чтобы Грузия возвеличилась как христианское
государство. При ней православные храмы и монастыри были освобождены от
повинностей. Более того, однажды царица собрала на Церковный собор всех
священноучителей, монахов и пустынников своего царства, обратившись к ним с
мольбой:
"О, святые отцы, исследуйте хорошо все и утвердите прямое и изгоните кривое. Не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности".
Главным девизом правления царицы Тамары стало провозглашение милости ко всем слабым и униженным. "Я отец сирых и судья вдов", – так говорила царица. Она отменила смертную казнь и телесные наказания, но в то же время без промедления смещала злоупотреблявших своей властью чиновников, сохраняя им жизнь, но лишая неправедно нажитого имущества. Во всех окружающих странах восхищались могуществом этой женщины. Но никто из внешних не знал, что по ночам святая Тамара надевала власяницу и долгими часами молилась Пресвятой Богородице, называя именно Ее Царицей Грузии, себя же – последней рабой.
Последние дни земной жизни царицы прошли в древней горной монастырской обители Вардзия, высеченной в камнях. Келья ее выходила окошком в храм, так что она могла слушать богослужения постоянно, вознося свои молитвы к Богу. Скончалась святая Тамара в 1213 году от Рождества Христова. И уже совсем скоро после кончины была причислена к лику святых.
Мученик Гавриил Фомин. Святой страдалец из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, скончавшийся Унженском концлагере НКВД 22 апреля 1942 года.
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!
Тех же, кто в Таинстве Святого
Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с
именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям – злат
венец, а вам – доброго здоровья!"
Комментарии