Православный календарь на 15 февраля
15 февраля (2 февраля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается великий двунадесятый праздник Сретения Господня.
Сретение Господа Нашего Иисуса Христа — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. Русской Православной церковью почитается одним из двунадесятых праздников. Он установлен в память о знаменательном для христиан событии — встрече (славянск. сретении) в Иерусалимском Храме Младенца Иисуса с праведным старцем Симеоном.
Когда воплощенному Слову Божию пришло время явиться на
земле, тогда Провидением Божиим уготованы были некоторые избранные из человеков
— встретить Его чудесное, всеспасительное явление, и возвестить его миру.
"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко", - каждый,
кто хотя бы раз был в православном храме на Всенощном бдении, слышал эти
евангельские слова. Они принадлежат святому Симеону Богоприимцу, ветхозаветному
праведнику, которому Бог даровал очень долгую жизнь (около 300 лет). Для того
чтобы этот старец смог встретить Богомладенца Христа и тем самым соединить две
эпохи и два Завета: Ветхий и Новый.
Но обо всем по порядку. Из Ветхого Завета мы знаем, что
после грехопадения и изгнания из Эдема люди жили долго: Адам прожил 930 лет,
Авраам - 175, Моисей - 120. Но со временем средние сроки земной жизни
приблизились к современным. Так, в одном из псалмов царя Давида есть такие
строки: "Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят
лет" (Пс. 89:10), что в переводе на современный русский означает:
"Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят
лет".
Но почему же старцу Симеону были дарованы долгие три столетия, которые явно его тяготили? Об этом мы узнаем из Евангелия от Луки и многих апокрифических текстов, общий смысл которых сводится к следующему.
Праведный Симеон был одним из тех переводчиков и толкователей, которым в III веке до Рождества Христова египетский царь Птолемей II поручил перевод Священного Писания с древнееврейского языка на греческий. И когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то, прочитав слова "Се Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7:14), решил, что это описка и поспешил исправить слово "Дева" на "Жена". В этот момент Ангел остановил руку переводчика и сказал, что тот не умрет, пока не увидит Самого Христа.
Прошло более двух столетий и однажды, когда старец Симеон находился в Иерусалимском храме, Дева Мария принесла туда Богомладенца (это было на 40-й день после Рождества). Именно этот эпизод и стал центром евангельского повествования. Повествования, символически значимого по той причине, что момент встречи (по-церковнославянски - "сретения") святого Симеона и Господа завершил ветхозаветную историю, лишенную искупительной Жертвы Христа. Так, святитель Феофан Затворник об этом событии написал следующее: "В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству..."
Как ни удивительно, в современной литературе наиболее
пронзительно это событие описал поэт, в личной жизни далекий от православной
традиции - Иосиф Бродский. В стихотворении "Сретение", посвященном
Анне Ахматовой, он удивительно точно передал чувства старца Симеона, освободившегося
от тяготившей его на протяжении долгих столетий земной ноши:
Чему учит нас праздник Сретения Господня?
Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях своих. Он обещал еще Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось.
Во-вторых, праздник Сретения учит
нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или алчущим и
жаждущим правды, — как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того,
«чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) Божию и нас научить творить правду
и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам
покаяние с плодами спасительными.
И сегодня, когда православные христиане празднуют этот
великий двунадесятый праздник, каждому из нас стоит хотя бы немного
почувствовать себя старцем Симеоном. Чтобы понять, что самое главное в жизни
нашей бессмертной души - ее встреча с Господом.
Комментарии