Введение во храм Пресвятой Богородицы
4 декабря (21 ноября по "старому стилю" – церковному юлианскому календарю). Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется один из главных (двунадесятых) праздников – Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Маленькая девочка идет по ступеням храма навстречу старцу в священнических одеждах. Этот иконописный сюжет широко известен. Девочка - посвященная родителями Богу Пресвятая Богородица, старец – первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя.
Именно он, по откровению свыше, ввел трехлетнюю Марию во
Святая святых Иерусалимского храма - место, куда и сам входил лишь раз в году.
И именно это удивительное событие стало основой одного из главных христианских
праздников – Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Из истории праздника
Увы, из Священного Писания мы не знаем деталей этого
события, благая весть о вхождении Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм
дошла к нам из апокрифов - Протоевангелия Иакова второй половины II столетия от
Рождества Христова и латинского Евангелия псевдо-Матфея века IX.
Православная Церковь не канонизирует эти предания, однако
относится к ним с почтением. Поэтому мы можем лишь опереться на них,
представляя в своем воображении совершенно изумительную для современников этого
величайшего события картину:
"Когда Богородица была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении..." (Из Евангелия псевдо-Матфея, IV)
Также из предания известно и то, что в Иерусалимском храме
юная Богородица провела более десяти лет, пока не была обручена (поручена)
праведному старцу Иосифу. И именно эти события стали преддверием Рождества
Христова.
Введенские святыни
На Руси Введение издревле было одним из любимых праздников.
С ним, как с "вратами зимы", было связано множество народных обычаев,
ему посвящены многие русские храмы и обители, включая знаменитую Оптину
пустынь. В одной Москве было возведено несколько церквей в честь праздника
Введения во храм Пресвятой Богородицы, большинство из которых в годы
богоборческих гонений оказались разрушены.
Так, только москвичи потеряли такие великие святыни, как Введенская церковь на Большой Лубянке начала XVI века, храм Новинского Введенского монастыря, основанного при впадении реки Пресни в Москву-реку еще в первой половине XV столетия, и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семеновской слободе (полковая церковь легендарного Семеновского полка).
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семеновской слободе, 1890 г.
На сегодняшний день в Москве сохранилось лишь две
дореволюционных святыни, посвященные этому празднику: Введенский храм у
Салтыкова моста, в котором до революции находился центр московского единоверия
- старообрядчества в лоне Русской Церкви. И Введенская церковь в Барашах -
яркий символ московского барокко конца XVII столетия. Здесь и во многих других
храмах и обителях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы, этот
двунадесятый праздник празднуется особенно торжественно.
Христианский смысл праздника
Но почему именно это событие, не отраженное в Евангелии,
стало столь любимым и в православном народе, и среди иконописцев, посвятивших
Введению тысячи шедевров, и среди храмоздателей и основателей монастырей?
Конечно же, не только тем, что "Введенье пришло - зиму на Русь
завело", а своим глубоким смыслом. Смыслом, значимым для каждого
христианина и очень метко выраженным в проповеди Патриарха Московского и всея
Руси Кирилла, произнесенной в этот праздник в 2012 году:
"Вспоминая торжественное и символическое событие - Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему. Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы. И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие..."
Действительно, каждый из нас, приходя в день Введения на
праздничное богослужение, должен помнить о сути этого праздника. Выраженном в
цели и смысле всей нашей христианской жизни - спасении души, которая возможна
только в единстве с Церковью Христовой. А для этого единения каждому из нас,
подобно самой Богородице, нужно однажды впервые войти в храм.
Комментарии