Рыцарская жизнь Казаков
В этой статье военный писатель Владимир Богданович Броневский описывает обычаи донских казаков на основании: сочинений историка-казака Василия Сухорукова, старинной книги «Описание Дона и канала, предполагаемого для соединения Волги с Доном», сочинений Вице-Адмирала Крюйса и рассказов самих донских казаков.
«В первом периоде исторического существования казачества
вольного, бесстрашного, до восшествия на престол Царя Алексея Михайловича,
Донцы вели жизнь рыцарскую, полудикую, почти кочевую; земледелия они не знали,
хозяйством не занимались, питались рыбою и дичиною; все наслаждение полагали в
войне, набегах и грабеже; и, действуя подобно партизанам, всю жизнь проводили
под открытым небом на биваках.
По правому берегу Дона, от устья реки Аксая до границ
нынешней Воронежской Губернии, в глуши лесов, между болот были рассеяны
небольшие Казачьи городки. Они состояли из шалашей и землянок, наскоро
построенных; их обносили плетнем, обвешанным дерном с присыпным валом. Такие
укрепления были достаточны для отражения нападений небольших конных отрядов.
Казаки не заботились о красоте и удобности землянок своих, дабы, как говаривали
их прадеды, не играл на них глаз вражеский, и при нашествии сильного врага
оставляли их без сожаления. «Пускай,– говорили они,– бусурманы жгут городки
наши, мы в неделю выстроим новые; и скорее они устанут жечь, чем мы
возобновлять их».
С весны некоторая часть Казаков из всех городков собиралась
в Раздорах, а потом в Черкасске. Во все лето до глубокой осени располагались
они близ города станом и составляли так называемое главное войско. Отсюда, по
общему совету, отправлялись во все стороны небольшие отряды для поисков. В сем
воинском стане наблюдалась самая строгая воинская осторожность; двойная цепь
пикетов и дальних конных разъездов охраняли войско, которое всегда было готово
как для нападения, так и для отражения. Местное положение Черкасска,
затопляемого вешнею водою и впоследствии обнесенного земляным валом,
вооруженным пушками, представляло непреодолимый оплот от покушений
неприятельской конницы, не имевшей артиллерии.
В сем главном войске кипела вечная деятельность: при первой
вести о вторжении неприятеля в пределы Донской земли или в Украйну Войсковой
или Походный Атамань с несколькими сотнями отважных наездников немедленно
устремлялся в тыл врагу, сторожил его на перевозах, при бродах или, скрываясь в
скрытых крепких местах, на возвратном его пути внезапным натиском отбивал у
него добычу и пленников. Вместе с выступлением главного войска несколько
отрядов от 50 до 200 человек вихрем неслись в Тавриду, к Ногаям, или под Азов.
Украдкою, целиком чрез степь, направляясь по звездам и по солнцу, всегда почти
ночью или во время бури и сурового ненастья нападали они врасплох на своих
противников. Пользуясь их смятением, Казаки быстро протекали Улусы
мусульманские, громили, жгли, грабили все, что попадалось им под руку, и
прежде, нежели устрашенный враг мог опомниться и собраться для отражения,
удалые молодцы, отмстив им сторицею, возвращались в войско с табунами коней и
прелестными пленницами.
В проворстве, ловкости и во всех воинских хитростях,
употребляемых при наездах, Казаки далеко превосходили столь же дерзких, храбрых
и неутомимых своих соперников. Вообще в этих поисках, как говорится, Казак шел
в траве с травою ровен: высокий ковыль, кустарник, овраг, забор – все
способствовало всаднику невидимке. Воины и кони умели всем пользоваться.
Переправу чрез широкие реки переняли они от Азиатцев: для сего клали седло и
вьюк на несколько пуков камыша, плотно связанного (что называлось салою),
привязывали его веревкою к шее или к хвосту лошади, сам же Казак, держась за
узду, пускался с конем вплавь. Вожаки, следовавшие впереди, умели отличать на
траве след неприятельской конницы, так что по Сакме2 узнавали, во сколько
лошадей прошел неприятель, куда пошел и когда именно прошел: сегодня, вчера или
третьего дня.
Во время общей тревоги Казаки собирались из 5-ти и 6-ти
городков в один, укреплялись и отсиживались в нем. Где бы неприятель ни
появился, везде находил сопротивление; посыльные скакали во все стороны и
давали знать об опасности. Станичные Есаулы, схватив знамя, во весь дух неслись
по улицам, сзывая Атаманов-молодцов на бой. Вестовая пушка или колокол подавали
знак к тревоге. Старики и жены немедленно перегоняли стада и табуны на острова
или скрывали их позади болот в камышах; лодки приковывали к берегу цепями или
затопляли; все прочее имущество закапывали в ямы или погреба, по займищам3
устраиваемые.
Таким образом, Казаки, ведя жизнь удалую (чтобы не сказать
более), почитали неприятелем всякого, у кого можно было отнять зипун, от чего и
сами назывались зипунниками. Азовцы, самые неугомонные враги, были им всех
несноснее. Разделенные 50 верстами пустого пространства, они сталкивались с
ними на каждом шагу. По нескольку раз в год заключали между собою мир и столько
же раз оный разрывали. Впрочем, мирно не могли они долго жить и потому, что в
войне заключался источник их довольства и богатства. Иногда, по настояниям
Русских Государей (и то редко), они сносили месяц или более наглости Азовцев,
но считали это важным пожертвованием и всегда старались поставить на видь
Государю: «что для него терпят мир с Азовцами, что он взял за себя всю волю их
на воде и на суше; а у них-то и лучший зипун был, чтобы по вся дни под Азов и
на море ходить; и что, содержа долговременный мир, они оста-нутся босы и голодны».
С обеих сторон не дорожили дружбою, не уважали договоров, и нередко случалось,
что перемирие прерывалось в тот самой день, когда было заключено; ибо войну
предпочитали миру и потому еще, что во время мира должны были соблюдать точно
те же осторожности, как и во время войны. Только опасаясь опалы или какой
другой грозы от Царей, Казаки принужденно заключали мир. Они почитали
бесчестием просить мира, говоря: «мы даем мир, а просить его нам непригоже».
Всякий мирный договор был сопровождаем известными обрядами и
утверждался присягою лучших Атаманов, а со стороны Азовцев шертованием Князя
(Бея) и старейшин города. Тогда войско разменивало заложников, угощало
мировщиков и доверенных и, одарив их запасом, вином и медом, отпускало обратно.
Из Азова же, по повелениям Султана, при заключении общего мира с Россиею,
отпускали войску известное число котлов, соли, сетей и тысячу злотых. В мирное
время обе стороны соблюдали только наружные признаки дружбы, торговали, езжали
в гости; но Казаки старались пользоваться малейшим поводом к ссоре, и часто
драка пьяного Казака с Азовцем возрождала войну. Как одною только войною они
могли кормиться, то посему оскорбление товарища принимали бесчестием целому
народу. Например, Азовцы, поймав на промысле Казака, остригали ему усы и
бороду, и война начиналась не-медленно. Войсковой Атаман возвращал размирную,
снова по приказанию Царя ссылался; снова мирились, пленных на обе стороны
возвращали и несколько дней спустя снова тем же начинали. Размирными чествовали
одних только Азовцев, с прочими бусурманами не было мира; их били по всяк день.
Размирные обыкновенно оканчивались следующим выражением: «Ныне все великое
Донское Войско приговорили с вами мир нарушить; вы бойтесь нас, а мы вас станет
остерегаться. А се письмо и печать Войсковая».
Несмотря на беспрерывную почти войну и неукротимую
ненависть, Донцы умели приобретать доброжелателей в самом Азове, которые за
ласковое угощение, подкрепляемое деньгами и подарками, сообщали им все вести о
предприятиях и замыслах Турков и Татар. Людей сих не бесчестили укорительным
наименованием шпионов или переметчиков, а называли добрыми приятелями,
прикормленными людьми. Напротив, Азовским Туркам редко удавалось узнать, что
делается и думается в Черкасске; если же и удавалось что-либо разведывать, то
не иначе, как чрез тех же прикормленных людей и немногих перебежчиков и Охриян
(отступников). Для вящей осторожности Казаки тщательно старались скрывать
настоящее положение и топографию своей страны. По сей-то причине Турецких и
Крымских Послов, провозя Доном в Москву и обратно в Азов, не выпускали из
Чердаков, так назывались каюты, какие они строили на стругах своих для
знаменитых особ. Вообще, Казаки старинных времен жили, насторожив уши, жили с
умом, и недаром похвалялись они, говоря: зипуны-то на нас серые, да умы
бархатные.
Заключим статью сию достойным примечания для рыцарских
времен обычаем. Для стад своих и табунов Донцы готовили на зиму сено, которое
всегда оставалось в лугах, ибо в городке было тесно и опасно от огня. Дабы оно уцелело
при набегах неприятельских, Казаки со всеми соседами установили правило, чтобы
сена ни в каком случае не жечь: разоряй и сожигай городки, бей людей, делай все
возможный варварства,– но сена не трогай».
Ссылки:
1. Татарское слово, как многие другие, сделавшееся у Казаков техническим.
2. Займищем
у Казаков называется прилегающий к реке луг, который вешнею водою покрывается.
Броневский
В.Б. «История Донского Войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных
вод». Часть третья. СПб., 1834.
Комментарии