В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Как казаки в первый раз прогневали турецкого султана

23 октября 1545 года  запорожские казаки, выйдя в море на 32 челнах-чайках, подошли к турецкой крепости Ачи-Кале (Очаков) и захватили её.

 

 

Султану Сулейману об этом набеге сообщил силистрийский судья Мехмет-бей. С его слов 23 октября 1545 г. подплыли казаки на 32 чайках под началом Исачка из Брацлава, Карпа Масла и Ивана Держка из Черкасс, под Очаков захватили замок, убили пять человек, ранили четырех, забрали в неволю тридцать два, награбили много добра и отправились домой.

 

Масштабы грабежа возмутили турецкого султана, и Польша, подданными которой на тот момент считались казаки, со страхом ожидала возмездия.

 

Сулейман Первый 


В польской хронике Мартина Бельского об инциденте было сказано: «Наши натворили бед под Очаковом купцам турецким, за что немало неприятностей от Турка. Высланы комиссары, убытки покрыты из королевской казны».

 

Двадцатью годами ранее Очаков уже захватывал еще один легендарный предводитель казаков староста черкасский и каневский Евстафий Дашкевич, но тогда крепость принадлежала всего лишь крымскому хану. На этот раз пострадали не татарские кочевья или валашские селения, а новоприобретенные земли самой Османской империи, пострадали ее подданные. Все это было в условиях действовавшего между державами мирного договора.

 

Поляки попытались было заявить, что нападавшими были московиты или литвины, а подданные короны тут не причем («Казаки эти, живущие грабежом, «как дикие звери» происходят из Московии и Литвы, а не являются подданными короля и подлежат наказанию»), но на турок эти уверения впечатления не произвели. Посольство османского султана Сулеймана I, во главе с чаушем Мехметом (чауш - придворный воин, в Османской империи), настаивало на том, что именно подданные короля совершили такое вероломное нападение, нарушив мир между державами. Посол требовал от польского короля Сигизмунда I Старого раз и навсегда прекратить грабительские рейды на владения султана и его вассалов.

 

Сигизмунд Первый Старый


В привезенном послом письме сообщались подробности рейда — имена предводителей, количество нападавших и нанесенный ими ущерб, который оценивался почти в 100 000 акче (серебряных монет). Там же сообщались и имена тех, кто, по мнению турецкой стороны, стоял за организацией набега: силезский дворянин на службе польского короля Бернард Претвич, занимавший в 1540 — 1552 годах пост барского старосты, волынский князь Федор Андреевич Сангушко и черкасский староста князь Андрей Пронский.

 

Король Сигизмунд понял, что платить все равно придется, но для того, чтобы как-то уменьшить потери казны он создал специальную комиссию, которая должна была на месте в Подолии выяснить причастность к набегу указанных лиц, взыскать с них ущерб непосредственно в пользу потерпевших. Кроме того польские вельможи попытались выдвинуть встречные требования, ссылаясь на нападения татар. В состав комиссии был включен и сам турецкий посол, а так же представители османской администрации Силистрии и Очакова.

 

Однако похоже, что в планы чауша Мехмета входило не восстановление справедливости, а личное обогащение. Он блокировал прибытие для работы комиссии как потерпевших, так и других турецких официальных лиц, постоянно требуя обещанных королем компенсаций. С другой стороны польским представителям так и не удалось уличить в организации набега местных приграничных феодалов, а потому, в конечном итоге, аппетиты османского посла все равно пришлось удовлетворять за казенный кошт. Наконец все претензии в адрес турецкой стороны и апелляции к татарским набегам чауш Мехмет просто отмел.

 

Бернард Претвич

 

Инцидент был улажен, однако мира в Причерноморье он не принес. Взаимные грабительские рейды продолжались, и Претвич играл ключевую роль как в организации обороны, так и в нападениях. Непрерывные и все более настойчивые жалобы на него со стороны султана к польскому королю Сигизмунду II Августу, сменившему отца на престоле в 1548 г., привели к тому, что барский староста предстал перед судом на сейме 1550 г. В свое оправдание Претвич написал пространную "Апологию", в которой описывал свои сражения с татарами, как сугубо защитные действия, а так же предлагал на рассмотрение Короля и Сейма проект реорганизации всей пограничной службы.

 

Проект этот так в полной мере и не был реализован. Учитывая заслуги перед короной Претвич избежал наказания, но от греха подальше был переведен в одно из удаленных от границы воеводств. Однако ситуации на границе это изменить уже не могло. Тактика Претвича породила становление казацкого сословия. В противовес малоэффективному феодальному шляхетскому ополчению староста оперировал отрядами постоянно боеготовых наемных воинов, кормившихся в первую очередь с добычи и платы за службу. На смену этому знаменитому предводителю пришел новый лидер — князь Дмитрий Иванович Вишневецкий, который вывел организацию казачества на принципиально новый уровень.

 

 

источники:

https://ukraina.ru/history/20181023/1021501204.html

https://gazeta.ua/ru/articles/history/_kazaki-zahvatili-krepost/992236

12:10
3585

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Герой степных походов донского казачества и Русско-шведской войны 1741–1743 годов
Подвиг молодого Платова: Битва на реке Калалах третьего апреля 1774 года
Почему казаки отрицали, что они русские? Невыгодно было признавать корни.