Русские, Казаки и Государство
ЧТО ЕСТЬ ГОСУДАРСТВО?
Исторически Государство в русской
традиции неотделимо от фигуры Государя. Государь есть верховная власть, тот кто
творит суд, носитель суверенитета. В Древней Руси этим статусом обладал не
только человек, но и даже город! («Государь Великий Новгород»). Впрочем, по
результатам борьбы с Великим князем Московским, он лишился этого титула. И в
дальнейшем, государство без государя как личности не представлялось возможным
для многих поколений русских людей.
В имперский период произошло
некоторое смещение акцента с фигуры государя на саму империю. Русское
офицерство воспитывалось прежде всего в верности Государству Российскому, а уже
затем конкретному монарху (благодаря этому стали возможны частые дворцовые перевороты).
Государство превратилось из преимущественно личной собственности царя в
дворянскую корпорацию, хотя и с царём во главе. Так в России утвердилось
государство Модерна. (Отбросим весь этот горячечный бред про «власть народа» и
посмотрим правде в глаза).
Ситуацию, которая произошла после
1917 года можно охарактеризовать как отъём собственности у царской династии и
дворянской корпорации международной террористической группой (III-й
Интернационал).
РУССКИЕ И ГОСУДАРСТВО
Кто такой русский человек? Если начать
с истоков, то исторически русский человек это тот, кто принял власть русских
князей Рюриковичей в той или иной форме. Именно власть этой династии и
объединила множество восточнославянских и неславянских племён и дала им единое
имя и смысл существования.
Чем занимались варяги-Рюриковичи в
то время? Они занимались торговлей – обслуживали путь "из варяг в греки” и
торговые пути на Волге. Грабежом. Оказывали услуги защиты и высшей судебной
инстанции – т. е. "крышеванием”. И у них был серьёзный конкурент, который
занимался тем же самым! Также защищал, взымал дань и организовывал торговлю в
тех же местах – это Хазарский каганат. С его уничтожением началось возвышение
Руси, а с принятием Христианства Русь, а затем и Россия приняла на себя и
духовную миссию своего существования сначала в виде «Святой Руси», а с падением
Константинополя, миссию «Третьего Рима».
В дальнейшем преодоление
«феодальной раздробленности», местных традиций и племенных различий спаяли под
единой властью династии Рюриковичей различные племена в единый этнос. А
Монгольское нашествие намертво закрепило этот процесс. Сильное государство в
России сложилось достаточно быстро именно под воздействием внешних сил. Единое
государство для русских стало неоспоримой ценностью и условием их, как народа,
безопасности. Восточнославянский этнос (или группа этносов) умер, появился
русский этнос.
Итак, русский человек изначально
был создан (!) как человек государственный. Только прислонившись к государству,
он чувствовал себя спокойно, а кроме как с ним, ему уже не с чем было себя
ассоциировать, потому что все локальные идентичности и общественные институты
были в большинстве своём уничтожены или деградировали.
Все слои общества были так или
иначе поставлены на службу этому Государству от бояр и дворян до мещан,
крестьян и даже духовенства, хотя вплоть до Петра I Церковь играла сильную
самостоятельную роль.
Таким образом эта государственная
узда, эта ноша священной миссии тяготила все слои общества империи, а попытки
освободиться от неё из раза в раз вело лишь к ослаблению страны, деморализации
населения, и, в конечном итоге, лишь к большей централизации и новому витку
насилия, в попытке эту государственность удержать. Она превратилась в идола,
предав то, чему по идее должна была служить. (Православию, а в случае с СССР –
делу коммунизма). Но русские люди с упорством достойным лучшего применения
продолжают защищать этот идол.
Потеря государственности или
переезд в другую страну, ведёт к ассимиляции русского человека буквально в
одно-два поколения. В русской интеллигентской (и не только) среде сложился
мерзкий культ ненависти и презрения к собственной стране, и в то же время
чувство преклонения и лизоблюдства перед государством, подобно рабской
ментальности.
КАЗАКИ И ГОСУДАРСТВО
Иная ситуация сложилась у казаков.
В условиях хаоса «Дикого Поля» у них не было тылов, и не было значительных
материальных ценностей, которые следовало бы защищать до последнего. Государство
ничего им не гарантировало, а само зачастую было источником опасности.
Отношения у казаков с русским
государем и другими государями были изначально сугубо деловые, на началах
«службы» т. е. наёмничества за жалование и разного рода льготы (которые время от
времени урезались). А в государство казаки были встроены как автономные
сообщества со своими порядками.
Впоследствии договорные условия
службы казаков русскому государю перевернули как «должное», и эта служба из
права превратилась в обязанность. Казаков закрепостили точно также как иные
слои русского общества.
Тем не менее, именно психология
казаков как изначально вольных людей позволила расширить пределы России до
Тихого океана и распространить Православную веру в дальние уголки Земли.
Мобильность, полукочевой образ жизни, искание славы и приключений,
самостоятельность и твёрдость характера позволяла нашим предкам поистине
творить чудеса ни на кого не оглядываясь.
Комментарии