В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Казаки духовного звания

Праведный Даниил Ачинский (в миру Данила Корнилович Делие) родился 12 декабря 1784 года в местечке Новые Санжары Кобелякского уезда Полтавской губернии в простой казацкой семье. 

 

 

 

Будучи солдатом принимал участие в Отечественной войне 1812 года, и в великой битве при Бородине: из восьми человек, обслуживающих артиллерийское орудие, в живых остались только двое. В1813- 1814 гг. и дошел с русскою армией до Парижа. Дослужился Даниил Делие до звания унтер-офицера и исполнял обязанности каптенармуса. Но вскоре Даниил твердо решил перейти в рать воинов Царя Небесного. Командиры пытались его вразумлять, сажали даже в карцер, но он только ещё более укреплялся в своём решении. В конце концов его судили за «намерение удалиться вовсе от службы для пустынножительства», лишили за это воинского звания и назначили ссылку. В Сибирь Даниил пришёл вместе с преступниками в кандалах. По прибытии назначили его на пожизненную работу в Боготольский винокуренный завод, что находился тогда в Томской губернии. Местный пристав возненавидел смиренного каторжанина и стал возлагать на него самые тяжкие работы. Но Даниил крепился в Боге и не ослабевал. Протрудившись весь день, ночью он стоял на молитве. Пристав же издевался над ним всё более. Однажды зимой, дойдя до исступления, он приказал раздеть Даниила, посадить его на крышу и там поливать водой. При этом он кричал снизу, насмехаясь: «Спасайся! Ты же святой!». Но заболел после этого случая не Даниил, а его мучитель. Да так сильно, что вразумился он и понял, как тяжко согрешал перед Богом. Искренне раскаявшись в своих неблаговидных делах, стал он просить Даниила помолиться о нём Господу. Многое может молитва праведного, вскоре пристав совершенно выздоровел, а затем подал рапорт губернатору об освобождении Делие от каторги как неспособного к тяжёлым работам. Получив свободу, водворился Даниил в Ачинске в маленькой келье одного боголюбивого купца. Жестокое житие избрал себе тут отшельник: постоянный труд, аскетизм и непрестанную молитву. Вскоре переехал он в деревню Зерцалы, в семнадцати верстах от Ачинска. Там келья его была размером с гроб, окно в келье размером в медный гривенник. По целым неделям пребывал он в этом заключении безвылазно. Иногда в сенях занимался рукоделием. Но денег за труды не брал, принимал только хлеб для пропитания. По ночам тайно выходил, чтобы поработать у бедняков, возделывал им землю, жал, косил, работал на огородах. Для смирения плоти носил он берестяной пояс, впоследствии вросший в его тело (с ним он и был погребён). Носил также железные вериги и обруч, но незадолго до смерти снял их и так пояснил это: «Тело моё привыкло и не чувствует от них болезни, но тогда только подвиг бывает полезен, когда носит обуздание телу. Пусть лучше говорят обо мне люди: „Даниил нынче разленился". Это будет для меня лучше, чем их похвала». Стали ходить люди к Даниилу за благословением, за советом, а иные лишь для того, чтобы взглянуть на него. Один вид подвижника действовал на душу неотразимо. Бывало, закоснелые грешники рыдали и открывали свои грехи, ощущая воздействие благодати Божией, явно в старце пребывающей. Местные владыки и архиепископ Иркутский Михаил заезжали в Зерцалы. И, бывало, плакали во время беседы с Даниилом. Называть себя отцом старец запрещал, говоря, что один только у нас отец — Господь Бог, а все мы братья, и потому велел звать себя — «брат Даниил». Даровал Господь ему за труды дар прозорливости. Бывало так, что, когда кто-то из Ачинска собирался к нему в Зерцалы, он, прозревая это намерение, сам приходил к тем людям, у кого была большая нужда в нём. Любовь, наполнявшая его сердце, изливалась в слезах, без которых он не мог говорить. «Милость может оказать и неимущий, — говаривал старец, когда его спрашивали о милостыне. — Помоги бедному, поработай у него, утешь его словом, помолись о нём Богу, вот и через сие можно оказать любовь ближнему».

 

Преподобный Далмат Исетский (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) родился в 1594 году в семье казачьего атамана в Берёзовском остроге (ныне Ханты-Мансийский автономный округ).

 

 

В 1642 (1643) году Дмитрий оставил службу, жену, детей и принял монашеский постриг с именем Далмат в Невьянском Богоявленском монастыре. Около 1644 года Далмат, в поисках уединения, оставил монастырь, где ему предлагали должность строителя, и стал жить отшельником в пещере в месте впадения реки Течи в реку Исеть, называемом Белое Городище. В том же году им были возведена деревянная часовня. Вскоре вокруг Далмата образовалась группа последователей и была создана Исетская пустынь, ставшая первым русским поселением в долине реки Исети. Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая Далматом из Невьянского монастыря. В сентябре 1651 года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет Гирея. Часть монахов была убита, остальных увели в плен. Преподобный Далмат отсутствовал во время набега на пустынь и, придя на пепелище, нашёл неповреждённую икону Успения Богородицы. После этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники, и обитель была восстановлена. В начале 1650-х годов в пустынь к Далмату пришёл, стал его учеником и прожил в пустыне более 10 лет Афанасий (Любимов) — будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого, кельи, а саму обитель обнесли острогом. Царской грамотой от 17 мая 1659 года пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 года. В монастыре для Далмата была устроена отдельная келья в которой он находился в затворе (в сенях для напоминания о смертном часе стоял приготовленный Далматом для себя гроб). Несмотря на это, согласно его письма в Тобольск от 1664 года он пишет, что без его указания «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали». Также Далмат пишет, что он направляет в степь дозоры для информирования о приближении кочевников. В 1662—1664 годы монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племён, разорявших его (архивные документы сообщают, что в 1662 году монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но посажжению сравнен с землею»). В этот период Далмат несколько раз был при смерти, дважды его монастырь уничтожали до основания и дважды он восстанавливал его из руин.

Для распространения православия в Зауралье Далмат вместо со своим сыном Исааком в 1684 году основали рядом с Успенским монастырём женский Введенский монастырь в котором проживало 27 сестёр.

После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. По одной из гипотез зауральские старообрядцы в своих спорах о сущности антихриста апеллировали ко мнению Далмата (преподобному Далмату приписывается авторство адресованного староверам «Послания об антихристе и тайном царстве его»).

Преподобный Далмат скончался 25 июня 1697 года в возрасте 103 лет. Почитание Далмата как святого началось в народе, который приходил молиться на его могиле. Далмат в народе стал почитаться как покровитель воинов и новобранцы перед отправкой в армию приходили к его гробнице чтобы надеть на себя шлем и кольчугу Далмата и получить этим для себя благословение.

 

Святитель Иоасаф Белгородский (в миру Иоаким Андреевич Горленко), епископ Белгородский и Обоянский, родился в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губернии 8 сентября 1705 года в знатной казацкой семье.

 

 

 

Благочестивые родители его: полковник Прилуцкого полка Андрей Дмитриевич Горленко и Мария Даниловна, дочь гетмана Даниила Апостола.

По преданию, отец будущего святителя увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с ангелом и у ног их ― своего сына Иоакима, стоящего на коленях и приносящего молитвы Божией Матери. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию.

В 9-летнем возрасте свт. Иоасаф был определен на учебу в школу Киево-Братского монастыря.

Святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, в которых служил настоятелем, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья.

 

Преподобный Филарет Глинский (в миру Фома Данилевский) родился в 1777 году на Западной Украине в семье благочестивых казаков.

 

 

 

В молодости Фома Данилевский проходил службу в Черноморском казачьем войске. В 1802 году, Фома Данилевский приходит в Софрониеву пустынь. В 1806 году иеродиакон Филарет по предоставлению строителя монастыря Исихия за безупречную нравственность и ревность и усердие в послушании был рукоположен архиепископом Феоктистом в иеромонахи, и назначен благочинным монастыря. Несмотря на сравнительно молодые годы, о. Филарет был признан братией высшим всех в духовном преуспеянии и к нему стали обращаться за советом и духовным наставлением даже старшие его возрастом и саном. Подобно древним подвижникам иеромонах Филарет совмещал духовные упражнения и телесный труд. С детства любивший земледелие и садоводство, он и в Софрониевой пустыни посадил множество плодовых деревьев около своей келии. Иеромонах Филарет в 1817 году стал настоятелем в Глинской пустыни. Его великим деянием стало написание устава Глинской пустыни, по подобию Афонского, чем был заложен прочный духовный фундамент для монастыря на будущее. Заложив прочное духовное основание для обители созданием устава, отец Филарет начал и материальное восстановление Глинской пустыни. 24 года управлял отец Филарет Глинской пустынью – и все это время он подавал личный пример братии своей жизнью и трудами.

 

Преподобный Матфей Чернеево-Шацкий — игумен Шацкого Чернеевского монастыря.

 

 

 

В конце XVI века донской казак Матфей прибыл с Дона на реку Цну. Желая подражать древним пустынникам, он искал уединенное место для духовных подвигов и поселился в лесу близ селений мордвы. Матфей выучил язык мордвы, которая со временем стала собираться к старцу для беседы. С каждым днем увеличивалось число его учеников, и Матфей обратился к Рязанскому епископу Леониду за благословением основать в лесу обитель. В 1573 году Матфей принял иночество, был рукоположен во иеромонаха и назначен строителем новоучрежденной обители в 18-ти верстах от города Шацка. Монастырь назвали во имя святителя и чудотворца Николая, а от окружавшего его черного густого леса получил он другое название - Чернеевский. Многих трудов приложил преподобный для устроения обители в населенной язычниками стороне. Материальную помощь для постройки первого православного храма, освященного во имя святителя Николая, настоятель получил от донских казаков. Строение монастыря преподобный совмещал с евангельской проповедью. Однако проповеднический подвиг был нелегок. Мордва мстила преподобному, досаждала грабежами, сожгла пчельник, грозила разорить весь монастырь. Старец вынужден был обратиться за помощью к царю Иоанну Грозному. Повеление царя устрашило мордву, успокоило обитель, дало возможность старцу возвещать Евангелие язычникам, а благотворениями своими настоятель заслужил полное доверие местных жителей. Мирно скончался в возрасте 69 лет, оставив о себе память первого провозвестника Православия в Мордовии.

 

Преподобный Паисий Нямецкий (в миру Петр Величковский) родился в Украине, в Полтаве, 21 декабря  1722 г. в семье казацкого соборного протоиерея отца Иоанна Величковского. 

 

 


С малого возраста Петр читал «ненасытно», как повествует его жизнеописание, и с тринадцати лет уже почувствовал стремление к монашеству. Поразив киевского Архиепископа Рафаила необычайными своими способностями, Петр был принят в духовную академию. В поисках уединения и, наслышавшись много о святой Афонской горе, будучи 24 лет от роду, Платон прибывает на святую Афонскую гору. На 28 году жизни Платон Величковский постригается в мантию с именем Паисия и продолжает жить в пустынной кельи на Святой горе. Постепенно вокруг него собираются послушники, прослышав о его богоугодном образе жизни, и в скором времени по принуждению братии принимает священнический сан и становится настоятелем небольшой монашеской общины. Однако со временем и эта келья оказалась недостаточной для все увеличивающегося числа братии. И о. Паисий выпрашивает другую ветхую келью от того же монастыря во имя св. пророка Божия Илии, где с разрешения монастыря и благословения святейшего патриарха Серафима основывает скит во имя св. пророка Илии. Немедленно по переселении на новое место о. Паисий начинает постройку церкви, трапезы, братских келий и других построек, при чем сам усердно трудится с братией. Одновременно о. Паисий вводит в скиту полный порядок по чину Святой горы, приучая братию скита к труду и молитве. Примером монашеской жизни всегда был сам блаженный о. Паисий. Днем он делал ложки, а ночью переводил религиозные книги с греческого на церковнославянский язык. Вся жизнь его проходила в трудах и бдении. Вскоре в скиту собралось более 60 чел. и возникли трудности не только с помещением, но и с питанием такого количества братии. И в 1763 году старец Паисий, забрав с собою 64 человека, переселяется в Валахию. В скиту остается только 17 человек, могущих прожить своими трудами. Прибыв в Валахию, о. Паисий получает в управление монастырь, сначала Драгомирна, а потом Нямецкий. Тут он вводит афонский устав и порядки, отлично расширяет обитель, в коротком времени снискал любовь и уважение всего окрестного населения и в 1790 году возводится в сан Архимандрита. В историю Православной Церкви о. Паисий Величковский вошел, как известнейший переводчик святоотеческих писаний с греческого языка на церковнославянский.

В годы руководства монастырём Паисий принял великую схиму. После того как Драгомирна по окончании русско-турецкой войны (по договору 1774 года) перешла к Австро-Венгрии, управлял Секульским монастырём, откуда в 1779 году перешёл в Нямецкий (близ города Тыргу-Нямц)).

В 1790 году в Нямецком монастыре, который к тому времени был занят российскими войсками, архиепископом Екатеринославским и Херсонским (кафедра тогда была в Полтаве) Амвросием (Серебрениковым), за год до того назначенным местоблюстителем Молдо-Влахийской экзархии, был возведён в сан архимандрита.

В Нямецкой лавре он много трудился над переводами святоотеческих сочинений и создал славянский свод (перевод) «Добротолюбия».

Скончался 15 (26) ноября 1794 года.

 

23:20
2226

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Патриарх Московский и всея Руси Гермоген возможно выходец из донских казаков
1 мая (20 апреля) 1775 года - День рождения Лейб-гвардии Атаманского полка
О роли первого ополчения в освобождении Москвы от польских интервентов
Женщина-атаман, повторившая судьбу Жанны Д’Арк