Казачья строевая подготовка
Вправо
повзводно, глядеть молодцами,
А ну не
горячите лошадей.
Командир
скомандовал, дёрнул усами,
Ну-ка,
ребята, живей.
(Донская
строевая казачья песня)
«Если на маневрах конница переплывала реки – первыми плыли казаки … Они изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали легкостью и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, - были единственной в мире, неподражаемой и несравненной конницей… Они были природными конниками».
И это
неудивительно, ведь казаки постигали науку верховой езды с раннего детства,
вырабатывая в себе чувство уверенности, удали и бесстрашия. В этом убедился
Император Александр III, посетивший в мае 1887 года Войско Донское. В
Новочеркасске ему были представлены молодые казаки приготовительного разряда и
казачата 12-14 лет. После прохождения казачат в конном и пешем строю перед августейшей
фамилией, «Государь изволил выразить свое удовольствие, что езда и строй не
падают в казачьих семьях…». Предложение же казачат показать еще и джигитовку,
Императрица Мария Федоровна отклонила, не желая подвергать детей опасности.
Джигитовка -
особые гимнастические приемы на лошади, идущей галопом (наметом) и карьером -
как разновидность боевого искусства у казаков, имела очень большое значение.
«Цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому
джигитовка необходима для каждого казака …
Джигитовка
разделяется:
1) на
обязательную для всех казаков, исполняемую с оружием и походным вьюком, и
2) вольную,
которая может быть без оружия и без вьюка (Джигитовка с пикой относится к разряду
вольной джигитовки).
Обязательная
джигитовка (особые гимнастические приемы на лошади, идущей галопом (наметом) и
карьером) состояла из следующих упражнений:
- cтрельба с
коня и рубка чучел; поднимание предметов с земли (с нагибанием направо и
налево); - подъем на коня пешего товарища; увоз раненого одним или двумя
всадниками; соскакивание и вскакивание на коня на карьере (на левую и правую
сторону).
К вольной
джигитовке относились:
- умение
положить коня на карьере;
- скачка о
дву-конь и три-конь, с пересадкой с одной лошади на другую;
- скачки
группами;
- скачка
стоя;
- скачка
вниз головой;
- переворачивание
на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед;
- расседлывание
коня на скаку;
- упражнение
в джарид (Метание дротика – короткой пики, около 2-х аршин (около 1, 5 м) длины
на карьере, в расставленные на разном расстоянии цели – круги, щиты, бумажные
шары и др.) и другие игры, развивающие ловкость и лихость всадника.
Условиями
для хорошей джигитовки должны быть:
1) Смелость;
2)
Приемистость;
3)
Уверенность;
4) Быстрый,
ровный ход лошади и прямолинейность ее движений;
5) Выездка
коня … При умелой пригонке оружия, ловкому казаку во время джигитовки на коне
не требуется никаких особых приспособлений» …
Настоящими удальцами выглядели казаки, выполняющие упражнения из джигитовки.
Обучение
казаков пешему и конному строю в целом соответствовало уставу армейской
кавалерии, но имела казачья строевая подготовка и свои исключительные
особенности. Это использование в бою приемов джигитовки, переправа через
глубокий брод , набеги в расположение противника, в том числе и в ночное время,
а также атака и маневрирование («маячение») лавою (лава - особый вид рассыпного
строя конницы, принятого у казаков при полевой войне; во время атаки главная
масса идет разомкнуто с интервалами в несколько шагов, оставив для защиты
флангов небольшие «уступы» и стараясь охватить строй противника).
Кроме
порядков построений принятых для кавалерии, казаки должны употреблять еще и
строй лавою. Строй этот следует употреблять как для атаки, так и для
маневрирования … избегая столкновения с противником в сомкнутом строю, утомить
его постоянными тревогами … или вызвать его на действия разрозненные и на
одиночный бой, в котором казаки при одиночном ловком наездничестве и ловком
владении оружием, могут иметь преимущество перед регулярными кавалеристами,
привыкшими к действию в сомкнутом строю, чем к одиночному единоборству …
При таком
маневрировании лавою, казаки для поражения противника издали или для того,
чтобы его тревожить, могут производить стрельбу из винтовок, как с коня, так и
спешиваясь по одиночке, или по частям, группами …
Для атаки
лавою следует подать сигнал поход и затем вести лаву по общим правилам
производства атаки … атака лавою может быть с места в карьер и постепенная,
переходя из одного аллюра в другой … Для перехода в карьер, как при атаке с
места, так и при постепенной атаке, следует вместо команды марш—марш подавать
команду гиком; по этому гику командира, вся сотня переходить в карьер и с гиком
бросается на неприятеля».
Донские казачьи полки и сотни, рассыпанные в лаву и несущиеся карьером в атаку, с гиком и посвистом, с пиками и шашками, изготовленными к бою, наводили на противника ужас и панику по всем фронтам Великой войны, в особенности на его пехоту. Вот как изобразил это наш современник, художник-баталист А.Аверьянов.
Комментарии