Традиция празднования Рождества Христова и Святочной недели у казаков
Казаки всегда праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова и продолжались почти две надели до Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с таким разнообразием красивых и интересных обычаев, обрядов, примет, зимних игр и развлечений. С древних времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. У казаков существовало поверье, о том, что в Рождественскую неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество славить Христа (колядовать) – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти.
К
Рождественским праздникам, казаки всегда готовились тщательно и
заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и
скатерти. Обязательным украшением в доме была ёлка, чья вечная зелень
символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья,
мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали, и повеселиться от души. Играли в
разные игры, пели песни и частушки.
У казаков
канун «Старого Нового года», тринадцатого января, – считался "щедрым
вечером". В этот вечер варили вареники и ходили "щедровать".
Вареники чаще всего делали с творогом или картошкой, но несколько штук делали с
мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если
вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью –
горькой, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.
Обычай "щедровать" по сей день сохранился во многих донских станицах.
До сих пор на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых
людей, наряженных в костюмы и маски – это и есть "щедровщики".
В святочные
дни среди станичников было принято ходить друг к другу в гости. Если речь шла о
семейных парах, то, как правило, собираясь в компании, они ходили к кумовьям на
праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое
угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а
также моченые яблоки и арбузы. На стол набиралось только то, что бралось в
руки. Вино на стол всегда ставили только хозяева, гости его никогда не
приносили с собой. Каждый вечер святочных посиделок развивался по определенному
сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние
дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами...
У казаков в
канун великого праздника Рождества, в красном углу, под образами, на чистой
скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы,
политыми медом и посыпанные изюмом (тоже кутья).
С первой
звездочкой на небе (воспоминание о той звезде, что возвестила волхвам о
рождении Христа) после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.
А в Сибири,
например, был теперь уже забытый обычай ходить с двухъярусным ящиком –
вертепом. В нем с помощью разных деревянных фигурок изображались сцены,
относящиеся к Рождеству Христову. На Руси этот обычай развился в
театрализованные кукольные представления, которые назывались «вертепные». Эти
представления пользовались необычайной популярностью у детей и взрослых.
На
Рождество, 7 января, маленькие казачата ранним утром ходят по дворам
«Христославят». Конечно, многие дети не знают текстов целиком, многое уже
придумывают сами, но сам процесс обряда им интересен и значим.
«Рождество
Твое, Христе Боже наш!
Возсия
мирови свет разума
В нем бо
звездам, служащим звездою учахуся
Тебе
кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока.
Господи,
Слава Тебе!
Дева дни
присущному рождается и земле и вертепе премощному
Приносят
ангелы с послами слово словят,
А волхвы со
звездою путешествуют.
Нами Бог
ради родился от рачи ладом предвещий Бог!
Здорово
ночевали, с праздничком, с Рождеством Христовым!»
После
пропетой песенки, какой казачек побойчее добавляет:
«Христос
рождается, а бабушка догадается
Залезет в
сундущек, достанет пятащек!»
Здесь сразу
видно, что христославная песенка, целиком, без изменения пришедшая от взрослых
к детям, передававшаяся ранее от детей одного поколения к детям другого
поколения. Поэтому, некоторые слова, им непонятные, произносятся невнятно,
механически.
Вот, что
пишет Г. Астапенко в своей книге о Рождестве на Дону: «Ночью, с первым ударом к
заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в
церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно
этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в XVIII веке, как
отмечал историк В.Д. Сухоруков, «христославить» ходили и старики, разными компаниями
ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана.
Сам атаман приставал к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям
города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин должен был
заплатить. Если «христославили» мальчики 4-5 лет, то они говорили:
«Я маленький
хлопчик
Принесу Богу
снопчик.
В дудочку
играю, Христа забавляю.
А вы люди
знайте, копеечку дайте
И курочку,
петушка и пшенички два мешка».
«Чем же вы
берете?» – спрашивали хозяева. «Чем Бог послал!» – отвечали ребята. Их наделяли
пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Их принимали только
до восхода солнца. Взойдет солнце, вернуться люди от заутрени, христовщикам
говорят: «Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!» Колядовали всего
один вечер – в первый день праздника, распевая при этом следующую песню: «Да
радуйтесь земли, веселитесь люди – Сын Божий народился!».
8 января на Руси – праздник повивальных бабок
и рожениц, так называемые «Бабьи каши». «Во многих местах, после празднования
Рождества Христова, казаки, имеющие детей, с казачками вечером ходят к
повивальной бабке и приносят ей водку, харч, блюда пирогов или блинов и всякой
всячины» – так поясняет автор А.Ф. Некрылова, составитель русского
земледельческого календаря «Круглый год».
Повивальная
бабка (повитуха) – женщина, помогающая
при родах, была в станице лицом совершенно особым. В ней нуждались. Скольким
людям она помогла появиться на свет, скольких женщин спасла. Какая она была?
Что в ней было особенного? Почему женщина становилась повитухой? Сама она была,
как правило, бездетной. Или овдовела рано, или по другой какой причине. Каждый
год на второй день Рождества у нее собирались женщины, родившие в прошлом году
и те, кто был ранее, чтобы потолковать о своих «бабьих делах». Гостьи идут со
своей «кашей» – так называют угощенье и небольшой подарок для повитухи.
Забот-то у женщин всегда невпроворот, зато этот день был их: женщины гуляли и
напивались до такой степени, что пришедшие за ними мужья буквально растаскивали
их по домам.
Самое
веселое время – Святки. Они наступают после Рождества Христова и длятся – до
Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с такими
красивыми и интересными обычаями, обрядами, приметами, зимними играми и
развлечениями.
С древних
времен на Святках переплелись языческие обычаи с христианскими обрядами. Хотя
само название этих дней – «Святки» – говорят о святости этого радостного для христиан
события. Существовало поверье, всю Рождественскую неделю нечистая сила выходит
из своих убежищ. Черти и ведьмы в тоске скитаются по земле, рыскают по улицам,
пугают прохожих. Оттого наряду с христианским обычаем – ходить под Рождество
(со звездой) славить Христа – осталась и языческая традиция рядиться в шкуры
животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад,
представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя
нечистую силу. Считалось, что эти маски оскверняют людей. Поэтому те, кто
рядился на Рождественские вечера, должны были, очистится купанием в реке в день
Крещения Иисуса Христа.
К Святкам
люди готовились загодя. Шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.
Не забывали, и повеселиться от души. Играни в разные игры, пели песни и
частушки.
Накануне
«Старого Нового года», тринадцатого января – щедрый вечер. В этот вечер варили
вареники и ходили щедровать. Вареники чаще всего делали с творогом или
картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли
несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет
богатой, но тяжелой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с
монетой – счастливая и долгая. Обычай щедровать по сей день сохранился в
донских станицах.
До сих пор
на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей,
наряженных в костюмы и маски – это и есть щедровщики. В этот вечер они ходят от
дома к дому, поздравляя станичников.
Щедровки Г.
Астапенко описал в книге «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков
XVII–XX веков» на примере станицы Старочеркасской:
Во леску,
леску, на желтом песку,
Святой
вечер, добрый вечер,
Добрым людям
на свят вечер
Блудили
блудцы, семьсот молодцов
Святой
вечер, добрый вечер
Добрым людям
на свят вечер
Ты дядюшка
пан, а ты выйди к нам
(после
каждой новой строчки – повторение «Святой вечер...»)
Вынеси
скамеечку, на нашу семеечку
Вареников
блюдку да маслица глудку
А муж
хвалится вороным конем, перед королем
А жена
хвалится лисьей шубою, перед Любою
А сын
хвалится луком стрелками, перед девками.
А дочь
хвалится золотым кольцом, перед молодцом.
На Дону
гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек,
наталкивали туда шерсть самого разнообразного цвета – и черную, и белую, и
рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если
достанется черная – жених будет чернявый, белая – блондин, и т.д. Выйдя ночью
за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила
спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек
повязана ленточка, если кол в коре – то муж будет богатый, а если голый –
бедняк.
Утром на
Старый Новый год казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен,
бегали по куреням «посовать». Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со
словами:
Сею, сею,
подсеваю, с Новым годом поздравляю!
Роди, Боже,
нам жито и пшеницу на всякую должницу,
В поле
стогами, у вас закромами.
Где бык
копытом, там пшеница кустом,
Где бык
рогом, там пшеница стогом.
Хоть так,
хоть не так, дайте в руки пятак.
С Новым
годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!
В святочные
дни станичники ходили, друг к другу в гости, если речь идет о семейных парах,
то, как правило, собираясь в компании, они ходили к кумовьям на праздничные
посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое угощение в
виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые
яблоки, арбузы и т.д. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на
стол ставили хозяева, к которым пришли кумовья. Каждый вечер развивался по
определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры,
а в последние дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами.
У молодого
населения станицы святочные вечера практически не отличались от взрослого
сценария, но только темы посиделок и игр были другими. Такие игры в станице
назывались «целовальные». Суть этих игр сводилась к подбору пар, их правила
отличались демократичностью, т.е. равноправие в плане выбора, как парня, так и
девушки. В процессе этих игр формировались пары по взаимоинтересам.
Одна из
таких игр станицы Раздорской, которая называется «А я золото хороню...» :
В святочные
праздничные вечера молодежь собирается в доме своего сверстника по разрешению
его родителей и располагается в самой большой комнате куреня – зале.
Рассаживались совершенно произвольно и самый активный из молодежи начинает
игру, выходя на середину комнаты. У игроков руки сложены «лодочкой», ведущий
берет колечко, кладет между ладошками и под исполнение песни (которую исполняют
сами участники или старшие, которые обязательно должны находиться во время
посиделок) «А я золото хороню, хороню, перхараниваю. Чисто серебро
привораживаю, привораживаю...» подходя к каждому, опускает свои сомкнутые
ладошки с колечком в «лодочку» каждого участника и незаметно кладет колечко
участнику противоположного пола. Дойдя до конца, пение заканчивается и на центр
комнаты выходит ведущий и его избранница. Выбранная участница должна
поблагодарить ведущего поцелуем в губы и отдать колечко своей подруге. Следующий
кон ведет девушка, выбирая себе избранника, тем же методом. Выбранная пара
участие в этой игре уже не принимает.
Заканчивались
святочные дни праздником Крещения Господня или Богоявлением. Вечер накануне
Крещения назывался крещенским сочельником или вторым сочельником, а так же
канун Богоявления, голодная кутья. В этот день, как и в Рождественский
сочельник не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки,
ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная». А вот, что
пишет автор-составитель народного земледельческого календаря А.Ф. Некрылова:
«По свидетельству корреспондента «Тамбовских губернских ведомостей» за 1864
год, канун Богоявления назывался также «Свечками». «Во время вечерни женщины
ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами
свечи, а по освящении воды берут их домой и хранят. Эти свечи зажигаются перед
иконами во время родов. Пчеловоды ставят одну свечу к кресту и три к сосуду с
водой, причем, когда зажигают сии последние, стараются, как можно больше
накапать воску в воду и поставить свечи так, чтоб они отекали, и капли воску
упадали в воду. По освящении воды они стараются прежде всех зачерпнуть ее в
сосуд, чтобы поймать поболе воску, плавающего на поверхности. Пришедши, домой, тотчас
отправляются в омшаник, кропят святой водой летки ульев и оставляют ее там, в
сосуде до выставки пчел на пасеку».
В старину на
Руси крещенский вечер был очень значим для народа. Существует очень много
разнообразных поверий, примет, обычаев. Считалось, что Крещенский сочельник –
последний и главный день святочных гаданий. На Дону существовал обычай – в
крещенский вечер рисовать на окнах и дверях кресты, делали это мелком или
копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи – отец, его сопровождал
кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках. В
Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным
поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями – пирогами, кутьей,
варениками.
Крестные,
попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда
и деньгами.
По традиции,
накануне большого зимнего праздника жители городов, сел, станиц выполняли целый
ряд действ, которые призваны, были способствовать здоровью, благополучию,
будущему урожаю. Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой
на реку. Говорят, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды,
приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько
лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не
прикасался. В крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно на кануне
Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке
или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на
Иордань». На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда
забивался чоп. Когда священник завершал молебен, чоп вынимали, и под давлением
собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости,
некоторые даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы
на Крещение искупается в проруби, не только не заболеет, но и будет здоровым
целый год.
Комментарии