Поговорим о погонах
Господа казаки, сегодня мы поговорим о погонах. Ни для кого не секрет, какую огромную силу и устрашающее имя имели казаки во времена своей славы. Будь то защита границ или неравный смертельный бой - репутация казаков, как страшных воинов, была непоколебима.
Но время
идет - меняются поколения, меняются приоритеты и образ жизни человека, что-то
объективно утрачивается, что-то намеренно стирается и со временем забывается.
Коснулся этот процесс и казачество. Увы, результаты его весьма неутешительны -
былая мощь казачества и страх, наводимый на врагов, остались в строках
летописей.
К сожалению,
замалчивать факт вины в развитии подобной тенденции и самих казаков нельзя -
открытие доступа в их четкие ряды и командование нежелательных элементов не
прошло бесследно. Расстройство дисциплины, халатность офицеров и рядовых
казаков, наряду с государственной политикой в виде репрессий сделали свое
черное дело - сам смысл гордого имени "казак" дрогнул.
Дрогнул, но
не исчез, стоит подчеркнуть. Целые десятилетия оставшиеся потомки и приписные
казаки предпринимают бесчисленные попытки поднять казачество с колен, возродить
традиции и показать миру новые казачьи ряды. Осознание этого, наблюдение и
участие в этом процессе, несомненно, радуют.
Однако, не
стоит забывать - великое начинается с малого. Напоминание о казачестве на
политической арене, разумеется, жизненно необходимо, но и грамотное воспитание
самих казаков нельзя оставлять на волю случая и с надеждой на светлое будущее.
И один из аспектов необходимого для казака воспитания - отношение к своему внешнему виду. Как казак относится к себе, так его будут воспринимать и окружающие. Так по нему будут судить и обо всем казачестве.
Политика
верхушки современного казачества по "спасению казачества" направлена
на рост количества казаков, а не на качество - принять в свои ряды, как можно
больше "членов казачьей организации", как любят сейчас выражаться,
раздать удостоверения, привлечь погонами, заодно орденами-медальками и, стирая
пот со лба, отчитаться о проделанной тяжелой работе.
Неудивительно,
что сейчас, на этом фоне, репутацию казаков можно уложить в двух словах -
"ряженые", "клоуны". И это, в подавляющем большинстве
случаях, оправданно. Оглянитесь - кто в наших рядах? Как они выглядят? Как они
ведут себя в обществе? Какой пример подают детям? Ответ вы знаете сами.
Поэтому
давайте наконец поговорим о таком элементе формы казака, как погоны. Которые
казачья верхушка так любит сейчас раздавать направо и налево всем желающим и не
очень, как уже говорилось выше.
Казак, как и любой солдат любой армии мира, проходит этапы обучения и понимания службы своего войска. Разумеется, любая материя имеет свойство развиваться и преобразовываться, и этой способностью не обделен и человек. Проходя этап за этапом, приобретая в учебном и практическом процессе необходимые навыки и опыт, глубже и внимательнее понимая суть службы, казак становится все более ценным, как личность и как воин. Полученные знания позволяют ему максимально продуктивно и грамотно нести службу, выполнять поставленные задачи и служить гарантом боеспособности своей части.
Однако,
личностная эволюция необходима не только ему, как индивидууму, для успешного
выполнения задач командования и, при необходимости, выживания в боевых
ситуациях, но и управленческому звену для необходимого усиления и развития
командного состава войска. С целью понимания уровня опыта, навыков и знаний
бойца как раз-таки и применяются чины, а для наглядного их обозначения -
погоны.
Для
формирования правильного понимания вопроса необходимо прививать молодым казакам
осознание, что чин - это не просто название очередного этапа, на который
"казак" пересел, в буквальном смысле слова (как сейчас и делается
подавляющим большинством "членов казачьих обществ" по выслуге лет), с
предыдущего, а, подчас, и пересидев сразу несколько этапов, а его личная
заслуга, результат его труда на благо своего войска и страны, его личного
развития и бесконечных тренировок тела и духа. Чин должен быть заслужен, а не
выпрошен; натренирован, а не насижен.
Увидев
казачьи погоны, человек должен чувствовать энергию, уверенность, силу, опору.
Он должен понимать, что перед ним - не ряженый клоун в костюме, а настоящий
казак. Казак, на которого можно положиться, к которому можно обратиться за
помощью и поддержкой, который заслужил, а не выпросил, эти погоны и достоин
носить казачью форму.
Но необходимо начинать с малого - с собственных рядов, станиц, войск. Необходимо прививать правильное отношения к старшим по чину, к своим офицерам. К заслуженным офицерам. Кто такой офицер? Для казака отец - это Атаман, а офицер - старший брат. Брат, который научит всему, что знает сам. Который поддержит в учении и не бросит в бою. Который знает, как помочь казаку стать лучше, выше, сильнее. Офицер - это не сатрап, как нам навязало общество, благодаря определенным обстоятельствам, не тиран, это просто лучший солдат. Он прошел процесс обучения и саморазвития, потратил множество часов своей жизни на тренировки, чтобы в будущем передать этот опыт своим бойцам. Офицеры должны командовать, т.к. только они знают, как это делать, как и чему научить своих казаков. Уважение и субординация по отношению к своим офицерам принесет мир в ряды и превратит службу действительно в дружбу.
Однако, чин
- это не просто поощрение и уважение к старшим. Вернее, в первую очередь, это -
ответственность. Преступно мнение абсолютного большинства нынешних
"казаков" с большими погонами, что погоны - это власть. Способ
командовать и помыкать. Просто. Командовать и помыкать. И ничего больше не
делать. Мы считаем, что такое отношение надо искоренять кардинально путем
снятия погон и лишения чина ввиду служебного несоответствия. Чин - это большая
ответственность, как личная, так и за своих подчиненных. Офицер не имеет права
посрамить свои погоны, не имеет права не соответствовать им, не имеет права не
развиваться дальше и не передавать свои знания и навыки молодым казакам.
Высокий чин - большой труд и ответственность. А уже потом - привилегии и
уважение.
К сожалению,
понимание факта значимости чина, равно как и соответствующее отношение к нему,
практически полностью отсутствует у современного казака. Запанибратство,
размывание границ отношений "начальник-подчиненный", историческое
вырезание самого понятия "казачество" привели к тому, что сейчас
казачья форма и погоны являются, скорее, каким-то странным посмешищем,
неуклюжей попыткой человека стать хоть кем-то в обществе. А популярное - и
справедливое - в народе мнение, как у нас направо и налево раздаются чины,
дополняет негативную картину и красочно рисует образ ряженого, раздутого от
своей мнимой значимости, человека с огромными звездами, неизвестно, откуда
появившимися, на погонах и бесчисленными орденами-медальками на нескромно
свисающем над лампасами животе, т.к. на груди уже места для них нет, а ремень
преступно не хочет держать живот в боевом тонусе. Если прибавить к этому образу
еще и внешний вид "казака" - страшное смешение всех доступных
гражданских элементов одежды с гордой казачьей формой, быдловатое поведение в
обществе и практически полное общественное и человеческое бездействие, попросту
формальное существование - и можно смело ставить жирный крест на перспективах
современного казака. Что, собственно, благополучно и делается.
При таком
неблагоприятном раскладе самое время вспомнить и действительно, на деле, на
собственном примере, начать возрождение традиций казачества, поднимать его с
колен и напомнить, чем оно было для истории.
Так давайте, господа казаки, начнем с себя, изменим мнение общества о нас и не подведем великую славу наши предков!
Олег Кубасов, станица Волковская (Вятка)
Комментарии