В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Октябрь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

Бородатая старина

Казачья борода имеет свою историю. Борода у казаков староверов была признаком приверженности «древнему благочестию», культурно-религиозным традициям и даже символом свободы.

 

 

Согласно святоотеческой традиции, борода есть безусловный признак мужчины, созданного по образу и подобию Божиему. Дабы не идти против замысла Божиего, старообрядчество запрещает бритье и пострижение бороды – «резало не должно касаться брады». Бритье растительности на теле как уподобление противоположному полу считается у старообрядцев грехом и мерзостью.

 

Значение бороды хорошо понимал атаман Емельян Пугачев, считая бороду казачьим правом наравне со «старой верой» и «вечной волей».

 

В 1771 году, когда разнеслась молва, что из казаков будут делать гусарские эскадроны и будут брить им бороды, произошел мятеж яицких казаков. В 1773 году яицкими казаками был убит генерал Траубанберг, приказавший брить казакам бороды на главной площади. Войсковой атаман, пытавшийся успокоить разьяренных казаков, также был убит. Новым атаманом мятежных казаков был избран Емельян Пугачев, который обещал жаловать всех, кто присоединится к нему, крестом, бородой, рекой, землей, хлебом, свинцом, порохом и вечной волей.

 

В Яицком Войске был хорошо известен казак по имени Марушка, сосланный за участие в пугачевщине в Нерчинские каторжные заводы. Этот казак не позволял прикасаться к своим волосам, которые, по арестантскому праву, у него должны были быть обриты как на голове, так и на подбородке. Он три раза ложился под кнут, но ни брить волос на голове, ни стричь бороды не позволил.

 

Емельян Пугачев

 

Казаки говорили «Чем одну бороду (брить), уж лучше всю буйну голову». В. И. Даль, живший пять лет в Оренбурге, также отмечал в повести об уральских казаках, что «казаку борода головы дороже».

 

Яицкий казак Ефим Павлов, отбывавший 30 лет на каторге в Сибири с выдранными ноздрями, с клеймами на лбу и щеках за то, что принимал участие в бунте Уральского Войска в 1804 году против введения положения о срочной службе, по возвращении с каторги говорил в назидание потомству:

«Пострадайте за веру, а докажите начальству, что вы не ясачные татары, не пахатные солдаты, a вольные люди, славные Яицкие казаки. Нам хотели обрить бороды, записать в легион, хотели нас сделать солдатами, да не могли: наша взяла; стойте же и вы: всех не перестреляют, всех не переказнят, сделают, и по нашему» (В. Н. Витевский, «Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в конце XVIII и XIX в», 1878)

Ефим Павлов, вернувшись с каторги на Урал, вместе с 29 казаками подал прошение лично цесаревичу Александру Николаевичу. Казаки просили сделать атаманом природного казака, выбирать чиновников из своей среды; выказали недовольство иногородним атаманом В. О. Поткатиловым, жаловались на злоупотребления чиновников. За этот поступок престарелый Ефим Павлов был заключен в острог, где и помер в кандалах. Непоколебимый борец за свободу. «Разина порода», как уральцев называли иногородние.

 

Уральские казаки, как самые консервативные в вопросах религии, дольше всех казаков сохраняли общинный уклад.

 

«Придерживаются до сих пор не столько старой веры, сколько старого церковного обряда и по привычке, да и потому, что вся коренная основа казачьего быта выродилась из древних порядков и зиждется на них. Казаки, пожалуй, готовы и от войсковой суммы отказаться, лишь бы не рушили их коренных верований, связующих веру с общиной». (С. В. Максимов, «Плавня (Очерк уральской казачьей общины)», «Исторический вестник», т. 12, 1883)

 

Еще когда на Яике прознали, что Петр I намеревается сделать из казаков солдат со «скоблеными рылами», казаки даже думали бежать всем Войском в степи. Мужчины с бритыми лицами, по представлениям староверов, появляются в «последние времена». После жестоких «усмирений» волнений уральцы принуждены были переодеться в мундиры и сбривать бороды, находясь на службе в России. Уральские «мастерицы», ревнительницы и хранительницы «древнего благочестия», отчитывали молитвами вернувшихся из России казаков с бритыми усами и бородами.

 

 

Тесную связь старинного казачьего уклада и религиозной традиции заметил у казаков-некрасовцев Михаил Чайковский, командовавший некрасовцами в турецкой армии:

 

«В свою общину некрасовцы принимают только донцев, которые могут доказать свое чистое донское происхождение и приверженность старой вере. Некрасовцы фанатично исполняют староверческие обряды, но духовенство не любят, и держать у себя не хотят, в отличие от староверов в Добрудже. Некрасовцы не задумываются о теологическом смысле догм, довольствуясь соблюдением внешних обрядов. В церкви они делают поклоны и поют псалмы. У них не бывает месс и проповедей. Это все говорит о том, что в глубине души некрасовцы не являются религиозными фанатиками, а только поверхностно соблюдают посты и обряды, чтобы сохранить войско в том состоянии, в котором их оставил Игнат Некраса. Некрасовцами руководит не религиозность, а патриотизм». («Kozaczyzna w Turcyi», 1857).

 

После переселения в СССР и ассимиляции с советским обществом у большей части некрасовцев вера постепенно утратила былое значение, и, как следствие, разрушился традиционный уклад общины.

 

У донских казаков в XVII веке брадобритие, по-видимому, считалось величайшим бесчестьем, так как называлось среди причин военных конфликтов с азовцами:

«Не дозволим никому оскорблять себя, сии неверные вздумали ругаться над нами: поймав на промыслах казаков, остригают у них бороды и усы». (В. Д. Сухоруков, «Историческое описание земли Войска Донского», 1903)

 

В 1698 году донские казаки более недели осаждали город Камышин на Волге «за бритье бород и новые обряды». Казаки хотели сжечь город Камышин, а служивых людей, населявших город, «с собой побрати». Подговорив караул, казаки вошли в город и стали бить людей, требуя привести к ним воеводу, сбежавшего на остров. Бритым людям отрубали головы. Казаки объявили жителям Камышина, чтобы они впредь бород не брили, платья немецкого не носили, веру не переменили и в том государя не слушали, а были с казаками заодно. Горожане приняли присягу и были предупреждены о том, что им, возможно, придется бежать на Кубань с казаками.

На Кубани к тому времени уже жили староверы, бежавшие после подавления восстания под предводительством Степана Разина. А на Дону, по-видимому, готовились дать бой «антихристу», захватившему власть на Руси, по мнению старообрядцев. В 1707 году «антихрист» явился на Дон в лице князя Долгорукова и потребовал выдать беглых христиан. Долгоруков устроил рейд по Верхнему Дону и поймал 2000 крестьян. «Христолюбивое воинство», то есть многие казаки под предводительством Кондрата Булавина, решили отстаивать древний свой обычай «с Дону выдачи нет». Казаки Булавина разбили московский отряд и убили князя Долгорукова. Но часть казаков во главе с войсковым атаманом Лукьяном Максимовым решили принять процарскую сторону, выдать беглых и подавить мятеж в Войске. Отряд казаков Максимова разбил булавинцев и вынудил Кондратия бежать в Запорожскую Сечь. Среди запорожских «лыцарей» Булавин нашел сочувствующих борьбе за казацкую волю и вернулся с ними на Дон. На Хопер к Булавину подошли 20 тысяч донских повстанцев. Круг повстанцев решил казнить донских старшин, принявших сторону московитов. Началось восстание, которое с невиданной жестокостью подавляла 32-тысячная царская армия. Часть казаков-повстанцев с атаманом Игнатом Некрасовым бежали на Кубань.

 

Игнат Некрасов

 

На Дону все же остались приверженцы «древнего благочестия». По воспоминаниям Фаддея Булгарина, все казаки Атаманского полка Матвея Платова носили бороды «и не было в полку бороды ниже пояса». «Казак Серединской станицы Ермолай Гаврилович, с Дону» в 1812 году написал письмо атаману Платову, в котором говорил: «Мы с бородками и долгополы, а Отцу Богу мы веруем; от Него нам ведь и помощь-то». (Журнал «Русская старина», 1905, № 5)

 

Казаки видели связь между внешним мужским признаком бородой и духовным мужеством. Академик, М. И. Сухомлинов, рассуждая о народных обычаях, писал: «Донские казаки, будучи в заграничной армии, обрили себе бороды по приказанию начальства; им казалось, что с утратою бороды они потеряли и часть своей храбрости».

 

Во второй половине XIX века казаки на службе обязаны были гладко бриться; некоторые не оставляли даже усов.

 

«По возвращении домой с военной службы казак обычно перестает брить бороду, к 30-35 годам она достигает больших размеров и густо покрывает подбородок и щеки». («Антропологический тип донских казаков» В. В. Бунака, 1916)

 

Казаки Верхнего Дона дольше низовских придерживались патриархальных обычаев старины, в том числе касательно бороды. Впрочем, среди низовских черкасы (жители Черкасска и окрестностей) исстари носили только усы, подобно черкасам запорожским. Генерал-майор Ригельман в 1778 году написал «Историю, или повествование о Донских казаках», в которой поведал, что донские казаки «ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы».

Прославленные донские герои - Ермак, Разин, Пугачев - носили бороды.

 

Ермак

 

В 1919 году для подавления Вёшенского восстания «антихрист» снова явился на Дон в лице чекиста Малкина, чья жестокость описана в романе «Тихий Дон»: «А другого старика, Митрофана с хутора Андреяновского, увидал сам Малкин на улице, зазывает к себе: «Откуда? Как по фамилии? - и иржет. - Ишь, - говорит, - бороду распушил, как лисовин хвостяку! Очень уж ты на угодника Николая похож бородой. Мы, - говорит, - из тебя, из толстого борова, мыла наварим! По третьей категории его!». - У этого деда, не грех, борода, дивствительно, как просяной веник. И расстреляли только за то, что бороду откохал да в лихой час попался Малкину на глаза».

 

В завершение экскурса в бородатую старину вспомним славных терских бородачей - гребенских казаков.

 

Во времена взятия Ахульго казак станицы Червленной по фамилии Дигурин совершил ловкий подвиг, за что был прозван Хвацким. «Хвацкий был высокого роста и красив собою, с чёрной окладистой бородой». «Начальство пожелало представить Хвацкого Его Величеству, но тут вышло затруднение: казак не захотел брить бороду (гребенцы бороды никогда не брили и считали её священной: в жарких боях и схватках с чеченцами они брали свои бороды в рот и, закусывая их зубами, считали себя как бы принявшими таинство причащения, и тогда смерть для них была "чашей сладкою вина красного”). Долго начальство старалось уговорить Хвацкого сбрить бороду, но всё было тщетно: он уверял, что если его начнут брить, то он этою же бритвою перережет себе горло, говоря при этом, что борода никогда не мешала ему исполнять свой долг, как следует, Царю Батюшке. Об упорстве казака Хвацкого доложили Государю и Его Величество был столь милостив, что пожелал видеть Хвацкого с бородою». (Л. А. Ржевусский, «Терцы. Сборник исторических, бытовых и географическо-статистических сведений о Терском казачьем войске», 1888)

 

«Дай Бог каждому умереть как он, с честью славою;

Даже бороду, Тайну Божию, умираючи, закусил в зубах...

Хорошо бы если умереть также, как Татаринцев, удалец Гребня!

А то, может быть, схватят сонного...»

(Из песни гребенских казаков)

 

23:50
1498

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Кому из казаков Войска Донского разрешали не брить бороду?
Как оренбургские казаки бороду брить отказывались
Казачий Есауловский бунт
Один из ярких представителей казачества рассказал о жизни до и после Донбасса и о многом другом