Бузавы — донские калмыки-казаки
Буза́вы – это субэтническая группа калмыков, которая образовалась позднее других. Это потомки тех калмыков, которые откочевали в область реки Дон и впоследствии были приняты в казачество. Поселившись в области Дона и, таким образом, территориально и политически подчинившись царскому управлению, калмыки-буддисты стали известны, как донские калмыки-казаки или бузавы. По мнению некоторых ученых, этноним слова «бузава» происходит от двух слов: «бу» (оружие) и «зава» (показать), то есть «те, кто показал оружие», таким образом, ссылаясь на военную службу бузавов. Этнический состав бузавов был смешанным и состоял из следующих родов: бага-бурал, бага-цоохор, баргас, барцхас, бисянкин, бургуд, бушхуд, чеслянкин, замуд, залхус, кювюд, ики цоохор, кевтюл, кююрес, маанин зэт, мангат, меркет, монгол, нооган намчад, номчи, няр, нююрсюд, сохад, телянкен, тугтун, тячуд, укралачин, улдечинер, учкюд, харада, хоо бухас, хотход хошуд, коод, шавад, шара монгол, шаряд, хавчин, шевнр, цармуд, цорос, эркетен, бамбар, бурут, чонос, кек-нуринхэд и многие другие.
Бузавы —
донские калмыки-казаки, которые имеют некоторые, отличные от других этнических
групп калмыков особенности культуры, свои танцы, песни, одежду, традиции и быт.
XVII век:
вхождение в состав Донского казачества
На Дону
калмыки впервые появились в 1648 году. Причинами откочёвки части калмыков на
Дон служили внутренние междоусобицы в Калмыцком ханстве. Калмыцкая знать не раз
обращалась к русским властям с жалобами на донских казаков и администрацию
соседних с Калмыкией городов в целях того, чтобы они не принимали и возвращали
беглых калмыков. В 1673, 1677 и 1683 годах русское правительство издавало
указы, которыми запрещалось донским казакам и пограничным городам принимать к
себе беглых калмыков, а в случае, если бы таковые явились на Дон, немедленно отправлять
их на прежние места.
Предположительно
в середине XVII века между калмыками Нижнего Поволжья и казаками Войска
Донского был подписан договор, которым было закреплено официальное вхождение
калмыков в состав Донского казачества. Возглавлял делегацию Донских атаманов
Степан Тимофеевич Разин (1630—1671).
Первыми
нойонами (князьями), пришедшими на Дон со своим улусом были Баахан-тайша и его
младший брат Баатур. В 1696 году, «негодуя на хана Аюку за притеснения»,
Баахан-тайша обратился к Петру I с просьбой разрешить ему «перенести свои
кочевья на Дон, к Черкасску, и отправлять службу наравне с прочими донскими
казаками». Получив разрешение данный улус трижды перекочёвывал с Волги на Дон.
Каждый раз тайши хана Аюки силой забирали его улус или уговаривали уйти. Лишь в
1733 году Будучжаб (младший сын Баахана), привел улус окончательно на Дон, где
эти зюнгарские калмыки и остались.
XVIII век
В 1702 году
с согласия правительства на Дон перешла большая группа калмыков, которым, как
писал в 1747 году дербетский тайша Солом-Дорджи, повелением Петра I было
предоставлено «право самим выбирать кочевья, как по Волге, так и по Дону,
согласно их собственному желанию».
При
возвращении улусов Менко-Темира, Четеря и Черкес-батыра на Волгу в 1704 г., казачьим
властям удалось удержать у себя группу дербетов, имеющих 555 «человек,
способных к службе». В 1723 году на территорию войска Донского откочевали
дербетовские улусы Четеря и Лабан-Дондука, а также зюнгары Даши-Батора. При
этом 300 кибиток калмыков «поступили в казачье звание».
В 1710 году
глава волжско-уральского Калмыцкого ханства Аюка (1642—1724) для войны против
Турции отправил на Дон один тумэн (десять тысяч воинов), большая часть
которого, оставшись на Дону, целиком вошла в состав Донского Казачества.
Как известно в 1724 году, после смерти Аюки-хана началась борьба за ханский престол. На престол претендовали сыновья хана, внуки, племянники. Внук Аюки от Гунджапа, нойон Дондук-Омбо, владелец Бага-Цохуровского улуса, очень стремился к власти, но ханом стал младший сын Аюки Церен-Дондок. Дондук-Омбо не смог вынести обиды и вместе с братом Богшургой, напали на ханский улус, разбили его, завладев при этом людьми. Это событие произошло в 1731 году. В дальнейшем поделив между собой людей Дондук-Омбо с тридцатью тысячами кибиток перекочевал на Кубань и принял подданство Порты породнившись с Кабардинским княжеским домом, а нойон Богшурга перекочевал со своим улусом (около десяти тысяч кибиток) на Дон заняв плодородные земли вдоль реки Сал. В 1735 году Дондук-Омбо вернулся в Калмыцкое ханство где его провозгласили ханом. В это же время обратно возвращается Богшурга, снова став владельцем Ики-Цохуровского улуса при этом оставив часть своих людей на Дону для возможного возвращения. Впоследствии данные торгутские группы так и осели в донских степях, именовали себя как люди Богшурги (Богшургахна аамиг) образовали самую многочисленную станицу — Денисовскую .
Постепенно в
составе Войска Донского сложилась категория так называемых коренных, или
базовых, калмыков, в число которых входили калмыки, окончательно осевшие на
Дону. За каждого из них бывшим владельцам было выплачено по 30 руб.
В 1723 году
Пётр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и
больше представителей этой народности на эти земли не принимать.
XIX век
В 1803 г. в
состав войска Донского переселили беляевских (доломановских) и чугуевских
калмыков кочевавших на Новой Днепровской линии, предположительно, общая
численность беляевских и чугуевских калмыков в тот период достигала 3 тысяч
человек.
В 1823 году
в результате тяжелого экономического кризиса из Малодербетовского улуса
начались массовые побеги (3 тыс. кибиток). 975 кибиток из Ульдючинов, Чоносов и
части Кубетов (Кевюдов) откочевали на Ставрополье и в Черноморию (область
Кубанского войска). 700 кибиток были возвращены. Что касается оставшихся 275
кибиток, то профессор Пальмов полагал, что им удалось пробраться на Дон.
Создание
калмыцкого войска в составе Войска Донского
Документов
об их переводе в состав казачества найти не удалось, но в более поздних
документах появились упоминания о новых сотнях в составе Калмыцкого кочевья:
Кевюдовской и Геленгекинской, жители которых относили себя к дербетам.
Так в особом
калмыцком округе было создано калмыцкое войско в составе Донского казачьего
войска. Административно было учреждено 13 сотен, расположенных в Сальских
степях с общинными пастбищами, а именно: Харьковская (Цевднякинская),
Беляевская, Балдырская (Потаповская), Эркетинская, Чоносовская (Бага-Чонос),
Бембдякинская (Ики-Чонос), Геленгякинская, Кевюдовская, Бурульская
(Бага-Бурул), Рынценовская (Зюнгарская), Бултуковская (Богшракинская),
Багутовская, Намровская (Ики-Бурул).
В 1884 году донские калмыки и казаки были административно объединены путём учреждения Сальского округа с окружным административным центром в станице Великокяжеской. В состав вновь образованного округа вошли 12 станиц: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Иловайская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский.
Калмыки-бузавы
имеют в своем составе более 100 ясунов (родов). Этнический состав округа был
смешанным и многонациональным: калмыки, казаки, русские, украинцы, немцы.
Калмыки, проживающие в Области Войска Донского и входящие в состав казачества,
находились в ведении Военного Министерства.
С 1 января
1892 года после вступления в силу Положения об общественном управлении станиц
донские калмыки в правовом отношении были приравнены с казачеством Дона и стали
строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества, при этом
упразднялось прежнее сотенное управление.
XX век
11 ноября
1917 года декретом ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»
большевики провели «расказачивание» — массовый Красный террор и репрессии
против казачества. Большинство учёных отмечают классовый, а не этнический
подход большевиков к казачеству, выступая против оценки расказачивания как
особой антиказачьей политики, проводимой по этническому признаку.
В гражданскую войну, донские калмыки оказались по разные стороны баррикад. Белогвардейские калмыцкие кавалерийские полки ходили в походы с армиями Деникина, Корнилова и Врангеля и после их поражения эмигрировали за границу, осев в различных странах Европы и США. Наиболее известные: командир Зюнгарского полка Г. Э. Тепкин; С. Б. Балыков; Ш. Н. Балинов; Б. Н. Уланов; С. Д. Ремилёв, А. С. Сарсинов, А. Алексеев и др. Красные калмыцкие кавалерийские полки прошлись по фронтам гражданской войны от Дона до Польши. Среди которых можно отметить Х. Б. Канукова, В. А. Хомутникова, К. Э. Илюмжинова, Е. А. Басанова, Н. Шапшукову и самого известного красного донского калмыка генерал-полковника Ока Ивановича Городовикова (1879—1960), который командовал различными дивизиями в 1-й Конной Армии С. Буденного.
Следует
заметить, что в период Гражданской войны на Дону была провозглашена казацкая
антибольшевистская республика — Всевеликое войско Донское, которая отметила
неотъемлемую роль калмыков в Донском казачестве. Так 4 мая 1918 года на
заседании «Круга спасения Дона» под председательством атамана П. Н. Краснова
были рассмотрены Основные законы Всевеликого войска Донского. В законах
оговаривалась и символика Дона:
«ст.48. Три
народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан
Донской области — донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными
цветами их были: у донских казаков — синий, васильковый, у калмыков — жёлтый и
у русских — алый. Донской флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины:
синей, желтой и алой».
Переселение
бузавов в Калмыкию
После
окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области
в составе РСФСР началась работа по переселению калмыков из Донской области на
территории Калмыцкого автономного округа.
Предполагалось
переселить 13 тысяч человек в Большедербетовский улус. По состоянию на 1 января
1925 года, переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области.
В 1928 году было принято решение ВЦИК СССР об образовании Калмыцкого района в составе Сальского округа Северо-Кавказского края. 29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение «О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа». Район был образован на части территории бывшего Ремонтненского уезда, переданного в Сальский округ 25 мая 1925 года из Калмыцкой АО. По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в том числе 5 тысяч калмыков.
9 марта 1944
года в связи с насильственной депортацией калмыцкого народа Калмыцкий район был
упразднён и его территория отошла в Зимовниковский и Сальский районы Ростовской
области.
Тем самым в
годы Советской власти астраханские, ставропольские, донские, терские и другие
калмыки, именуемые по месту своего проживания, стали просто калмыками,
объединёнными в единую национальность.
Быт и уклад
жизни
Длительное
время степняки вели кочевой образ жизни. Основным жилищем была кибитка, юрта
монгольского типа. Стационарными постройками сначала были землянки и
полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, со второй половины
XIX века стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и
кирпичные. Всего же калмыков в Калмыцком (Сальском) округе было по годам: в
1822 г. — 6.772 души; в 1882 г. — 28.695 душ; в 1917 году — 30.200 человек. В
1859 году в Калмыцком округе числилось до 100 тыс. лошадей, 50 тыс. крупного
рогатого скота и до 200 тыс. овец. В начале XX века в среднем посев озимых и
яровых в год достигал 75 тыс. четвертей, сбор — 350 тыс. Виноград разводился
только любителями; станичники занимались огородничеством (до 700 дес.).
Земледелие появилось в 30-е годы XIX века. Сначала хлебопашество играло
подсобную роль, сопутствуя главному занятию — скотоводству. Широкое
распространение получило сенокошение, заготовка кормов на зиму удерживала
многие калмыцкие семьи от кочевой жизни.
Вторая половина XIX века явилась временем перехода на оседлость и к земледельческой деятельности. Благодаря упорному труду, народное благосостояние калмыков на Дону достигло хороших результатов. Достаточно сказать, что 50 % калмыцкого населения, хозяева, имевшие до 30-40 голов скота, 4-6 лошадей, 2-3 пары быков и засевавшие до 20-40 десятин хлеба — считались средними, а кто имел меньше этой нормы — бедняками, но таковых было мало. Были и крупные хозяева, которые имели по 1000 голов лошадей, от 2 до 5 тысяч овец, много сотен голов рогатого скота, сеявшие до 200—400 десятин хлеба, имения которых казались целыми хуторами с десятками и сотнями рабочих. Кроме скотоводства, калмыки занимались отхожими промыслами, нанимаясь в табунщики и на рыбные промыслы на донских низовьях.
Основным
ремеслом было валяние бурок, занимались плетением войлоков, выделкой тулупов,
производство домашней утвари, национальная иконопись, вышивание, изготовлением
принадлежностей для верховой езды и национальных музыкальных инструментов.
Русское
население переняло от калмыков оригинальные национальные блюда — шулюн (шулюм),
дотур, калмыцкий чай джомба — с молоком, маслом и с солью. Основным хмельным
напитком была арака, водка из молока.
В начале XX
века стал набирать оборот финансовый капитал. В станицах были образованы
кредитные товарищества. К примеру, Потаповское кредитное общество насчитывало
248 членов, с капиталом 18.000 рублей.
Духовная
жизнь Донских калмыков-казаков
Духовная
жизнь Донских калмыков-казаков регламентировалась Учреждением Гражданского
Управления казаков и Временным Положением о службе Бакши — (Ламы) Донских
калмыков. Царское правительство России с целью прервать связи Калмыков с
Тибетом установило прерогативу Петербурга в утверждении Верховного ламы
(Шаджин-лама). Стоит отметить, что до 1902 года донские калмыки были лишены
права иметь своего духовно-религиозного главу. Лишь благодаря кампании,
поднятой есаулом Нараном Эренценовичем Улановым (видный деятель донских
калмыков) и его статей помещенных в петербургских газетах, а равно и изданная
брошюра «Калмыцкое духовенство и современное положение Калмыцкого народа на
Дону», сыграли большую роль в смысле разрешения вопроса иметь своего «Ламу».
Религиозная иерархия у Калмыков состояла из 4 ступеней: низшую ступень занимали
рядовые монахи — «манжи», над ними стояли наставники — «бакши», ещё выше
находились жрецы — «гелюнги», высшую ступень занимал первосвященник — «Лама».
Пост «Ламы» давал не только известные религиозные права, но и большое светское
влияние.
Борьба с
обрусением в царской России
Лама Мёнкэ Борманжинов сыграл значительную роль в жизни донских калмыков, ведя упорную борьбу с русификацией.
Лама Мёнкэ Борманжинов, портрет работы Александра Бурщинова
Благодаря ему, в школах, где учились калмыки, было
введено преподавание калмыцкой грамоты, письменности и буддийского вероучения.
В станицах Сальского округа появляются народные школы, а в ст. Великокняжеской:
высшее начальное училище (городское), четырёхклассное женское училище.
Вследствие мероприятий Ламы Борманжинова число калмыков, оканчивавших
единственную, городскую школу в Сальском округе, увеличивалось с каждым годом.
Благодаря материальной поддержке со стороны станичных обществ, в 1912 году в
ст. Великокняжеской было открыто среднее учебное заведение, где обучалось до
сотни калмыцких детей.
В 1906 году
из среды донских калмыков появились первые студенты высших учебных заведений. В
Новочеркасске можно было видеть детей калмыков в форме гимназистов, реалистов,
а калмыцкую молодежь — студентами и юнкерами Новочеркасского казачьего училища,
по окончании которого они выходили в Донские полки.
источники:
https://www.kalmykheritage.socanth.cam.ac.uk/common/kalmyksinrussia.php?classif=6&language=ru
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бузавы
Комментарии