Почему казакам разрешено приходить в церковь при шашке?
В воскресный день нарядно и праздно в станичном храме. Вот возглашает священник: "Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем...". Диакон называет нам евангелиста и вторит иерею: "...Святаго Евангелия чтение.." - и священник обращается ко всем в храме: "Вонмем". Тогда словно по команде сжимают правой рукой казаки эфесы шашек, и над ножнами сверкают отражения свечей в обнаженных наполовину клинках. Значит это, что казак в любой миг готов защищать Веру свою. И что характерно - только казакам разрешено приходить в церковь при шашке. Это стародавний обычай. Откуда он? Может, прояснит его казачья легенда?
Суть такова: когда-то, после принятия
казаками крещения православного, понадобилась Господу людская подмога. Вот и
обратился он к людям. Вроде бы все свершилось такое по весне, 27 апреля, на
Семеона-ранопашца. Первым воззвал Господь к крестьянину, мол, помоги немедля
мне, христианская душа. Крестьянин затылок почесал, чой-то на пальцах прикинул
и отвечает: "Немедля не могу. Вот на Пахомия овес отсею, пшеничку в землю
покидаю, тогда и приду!" Опечалился Господь и послал зов боярину, у
которого одних крестьян под рукой тыща была. Боярин управителя позвал, долго
они на костяшках считали. Досчитались. "Ни ныне, ни на Пахомия не
управлюсь, - говорит боярин. - Тут, Господь, глаз да глаз за людишками
требуется. Вот на Алену они лен отсеют, с ядрицей, гречей да ячменем управятся
- я тебе, Господи, хоть сто холопов в подмогу пришлю!". Еще шибче
опечалился Всевышний. Прикинул: Пахомий - 15 мая, Алена - 21-го... Не годится.
И вспомнил тут Господь о казаках. Может, их попросить? Да только слух идет, что
казаки народ самостоятельный, вольницу любят, сами себе законы пишут и по нему
только и живут. Но делать нечего. Воззвал Господь к казаку. А казак тот сидит,
саблю точит, казачата вокруг него шастают, а жена сидит на лавке - бешмет
казаку чинит. Услышав зов, встрепенулся казак, тоже чегой-то стал на пальцах
прикидывать. И ответствует он Вседержителю так: "Господи! Дай мне,
Родимый, пять минут сроку. А на шестой минуте я к тебе поскачу!".
- А на что тебе такой малый срок? - Спросил
Господь.
Казак удивился: "Для казака - это срок
не малый, а нужен мне он вот для чего: казачат у меня восемь, на каждого по
полминутки, того четыре минуты. Попрощаться, значит. А с любимой женой меньше
чем за минуту не обнимусь-поцелуюсь. Того пять..." На шестой минуте
вскочил казачина на коня и поскакал помогать Всевышнему. Только вот шашку, что
точил, в спешке не до конца в ножны заправил. За то и разрешил Господь казакам
ходить в храм Божий при сабле-шашке и повелел во время чтения святого Евангелия
приобнажать клинок в знак верности Православию и как напоминание о тех
давнишних событиях.
Были, братцы, времена
Далеко-далече,
Богу стала вдруг нужна
Помощь человечья.
И случилось то навродь
По весне, в апреле.
Звал крестьянина Господь
Пособить при деле.
А мужик, прищурив глаз,
Так ответил Богу:
- Не могу иттить чичас
Дел на поле много.
Как посею свой овёс,
Кину хлеб в землицу,
Вот тады другой вопрос.
Жди через седмицу.
Загрустил Господь слегка,
Посуровел где-то.
Он ить ждал от мужика
Иншего ответа.
- Футы-нуты, важный гусь!
Что ему Всевышний?!
Ну, дык, ладноть, обойдусь!
Будет повод лишний
Посмотреть на свежий глаз
На людскую веру.
Вон к боярину сейчас
Обращусь, к примеру.
У него ж холопских душ,
Почитай, без счёта.
Даст мне этот славный муж
Толику почёта?
И в боярской слободе
Зов раздался Бога,
Дескать, Господи в беде,
И нужна подмога.
Помолясь не торопясь
Около киота,
Управляющий и князь
Взялись за расчёты.
И боярин свой отказ
Выдал осторожно,
Дескать, помощь дать сейчас
Ну никак не можно.
Мол, и рад бы был помочь,
Да полно работы,
Люди пашут день и ночь
До седьмого пота.
На Алёну сеять лён,
Да ячмень, да гречу.
Погоди хоть тридцать дён -
Может, станет легче.
Через месяц-полтора
Обращайся снова,
И помочь я буду рад -
Княжеское слово!
А пока наоборот,
Будет всем неплохо,
Если Боже подмогнёт
С высевом гороха.
На челе у Бога враз
Желваки взыграли.
Рай увидишь, светлый князь,
Ты теперь едва ли.
Что ж, о вере в суете
Позабыли люди?
Кто теперь поможет? Где?
Может, на Присуде?
Там, конечно, вольный люд,
Ценят лишь свободу
И своих не продают,
Даже Мне в угоду.
Пишут собственный закон,
Чтимый, как святыню.
Так и жили испокон,
Так живут поныне.
Но по вере мне верны,
В них моя надёжа.
Выручайте же, сыны,
Коли просит Боже!
А внизу казак сидит,
Точит востру шашку,
Детвора вокруг галдит,
Жинка шьёт рубашку.
Вдруг казак услышал Зов
И сказал без шуток:
- Боже, я почти готов.
Дай лишь пять минуток.
- А не мало ли, донец?
В путь ить едешь дальний.
- Пять минут для нас, Отец,
Срок вполне нормальный.
Видишь восемь казачат?
Братцы-шалопуты.
Попрощаться с кажным нать
Хучь по полминуты.
А жену ишо обнять,
Да расцеловаться -
Плюс минута, в общем - пять.
Можем отправляться.
..........................................
Вот за энто, братцы, нам
Выдали поблажку:
Мы при входе в Божий храм
Не снимаем шашку.
И как "Вонмем" прозвучит,
Казаки лишь вправе
Чуть клинки приобнажить,
Православье славя.
Меркулов Евгений Юрьевич
источники:
http://www.ckwkazak-svao.ru/cossacks-tradition/143-v-cerkov-pri-shashke.html
http://www.kazaknews.ru/publ/kazaki_i_vera/skazka_legenda_pochemu_kazakam_razresheno_prikhodit_v_cerkov_pri_shashke/14-1-0-1554
Комментарии