Почему в России никогда не любили казаков
В сознании современного россиянина казаки представляются
отважными защитниками русской земли, немного бесшабашными, со своим
специфическим укладом и давними традициями. Но почему-то отношения между
казачеством и остальным населением нашей необъятной Родины издавна складывались
не самым лучшим образом.
Наиболее остро это проявилось во время Гражданской войны.
Большевики воспринимали казаков как своих противников и приложили все усилия,
чтобы уничтожить их как класс. Но, политика «расказачивания» имела под собой
глубокие исторические корни.
Издавна казаки противопоставляли себя остальному русскому
народу. Даже в сословной иерархии Российской империи казачество было выше
русского крестьянства и представителей других национальностей, так называемых
«инородцев».
Существует версия, что между казаками и русскими есть даже
этнические различия. Согласно этому предположению, первыми казаками были
представители кочевых тюркских народов на окраинах Руси – торки, берендеи,
черные клобуки и другие. Постепенно они смешались со славянским населением,
приняли православие, создав своеобразный субэтнос.
Даже сегодня в некоторых казачьих регионах, например, на
Кубани, можно иногда услышать что-то вроде «у них там, в России». У Шолохова в
«Тихом Доне» старик Мелехов говорил: «Русь вонючая тут править не будет.»
Этими противоречиями воспользовался в свое время Гитлер,
приравнивая казаков к арийцам и называя их потомками остготов. Многие из них
поддались нацистской пропаганде и пошли служить в казачьи подразделения
вермахта.
Русское крестьянство и рабочий класс отвечали казакам
взаимностью. Тем более что в Российской империи они выполняли не только военные
функции, но и карательные. Казаки участвовали в подавлении крестьянских
волнений в селах и забастовок в городах. Особенно активно они способствовали
подавлению революции 1905 года.
Примечателен также тот факт, что когда в Гражданскую войну
Деникин договаривался о совместных действиях с терскими казаками, они поставили
ему интересное условие, потребовав, чтобы каждый захваченный ими город
отдавался на три дня для разграбления. Как-то не очень это вяжется с тем
фактом, что казаки – русские люди.
Если казаки не слишком церемонились со своими русскими
соотечественниками, то освоение земель и расширение государства Российского
иногда сопровождалось настоящими зверствами по отношению к коренному населению.
Часто земли отбирались силой, селения вырезались полностью, вместе с женщинами
и детьми. Не брезговали казаки и работорговлей.
Память об освоении Сибири и Кавказа казаками до сих пор
остается в глубинах памяти тех, кого тогда называли «инородцами». Например,
совсем недавно неожиданно жесткое сопротивление бурятского населения вызвал
проект установки памятника казакам-основателям в Улан-Удэ. В России и
постсоветских республиках известны также примеры демонтажа памятников, посвященных
казакам.
Издавна казаки пользовались привилегиями у русских царей и
российских императоров. Взамен они стали преданными и горячими сторонниками
монархии и защитниками страны. Казаки проявили себя во всех войнах, защищали
Россию от захватчиков. Многие из них сложили головы на полях сражений за свою
страну.
В отличие от преобладающего крестьянского населения страны,
которое было крепостным, казаки были свободными людьми, владевшими собственной
землей и обрабатывавшими ее самостоятельно или с помощью наемного труда. За это
они были благодарны власти и были готовы защищать ее от любых угроз – и
зарубежных, и внутренних. Даже обеспечение своей безопасности императорская
семья поручила казакам.
После низложения монархии казаки стали не только не нужны,
но и опасны для новой власти. Это была вооруженная, обученная и
неконтролируемая сила. Казачество почувствовало себя освобожденным от службы. В
ряде казачьих регионов даже возникли и усилились сепаратистские настроения.
Тогда большевики пошли путем физического устранения богатых
станичников и уравнивания их с неказачьим населением казачьих регионов. Можно
сказать, что тогда казачество и перестало существовать.
В постсоветское время активизировались движения за возрождение традиций. Начало возрождаться и казачество. За малым исключением речь идет больше о культурно-исторической составляющей. Казачьи песни, костюмы, обряды делают жизнь этих людей ярче и интереснее, заставляют почувствовать гордость за своих предков. Но той роли, которую казачество играло в Российской империи, в современной России оно, видимо, не будет играть никогда.
Комментарии