В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Декабрь, 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

Правда и мифы о казаках-характерниках

Эпоха украинского казачества, казалось бы, изучена намного более детально, чем другие периоды нашей истории. Но парадокс в том, что, чем больше мы знаем исторических фактов о чем-то, тем больше вокруг этих фактов вьется мифов и легенд.  Сейчас можно нередко услышать, как очередной эксперт по казачеству с восторгом рассказывает, например, о казаках-характерниках, неких колдунах, которых не брали пули, и благодаря которым запорожцы выигрывали битвы.

Есть ли у этого мифа какие-то реальные предпосылки? Или это не более, чем сказки? Попробуем разобраться.

БАЙКИ И БАСНИ

Начнем с того, что все истории про характерников обычно начинаются со слов «по легендам», «согласно преданиям» и так далее. Это уже наводит на определенные подозрения. Ведь должны же быть у какого-то исторического явления конкретные источники.

Истории о характерниках берут свое начало в литературе и отдельных свидетельствах современников. Одним из первых, о неких чудесных умениях некоторых казаков, упомянул польский историк Бартош Папроцкий, еще в XVI веке. Якобы он знает о казаке из войска гетмана Самуила Зборовского, который умеет заговаривать пули.

Похожие истории рассказывает «История Русов», анонимный труд по истории Украины конца XVIII – начала XIX веков. Например, там утверждается, что казацкого полковника Золотаренко почти невозможно было убить, так как он обладал некой сверхъестественной силой.

В литературе и разных историях, записанных путешественниками, осталось также немало упоминаний о чрезвычайно могучей физической силе некоторых запорожцев. Украинский историк Дмитрий Яворницкий в «Истории запорожских казаков» описывает некоего Васюринского, который мог сбить человека с ног одним дыханием.  Собственно, Яворницкий и создал знакомый нам образ характерников, описывая их так: «…которых ни вода, ни сабля, ни обычная пуля, кроме серебряной, не брали. Такие "характерники" могли открывать замки без ключей, плавать на лодке по земле, как по морским волнам, переправляться через реки на кошме или циновки, брать голыми руками раскаленные ядра, видеть на несколько верст вокруг себя с помощью особых "верцадел", жить на дне реки, залезать и вылезать из крепко завязанных или даже зашитых мешков, превращаться в котов, превращать людей в кусты, всадников в птиц, залезать в обычное ведро и плыть в нем под водой сотни и тысячи верст».

Самым известным характерником у нас принято считать кошевого атамана Ивана Серко. Серко – персонаж вполне реальный. Действительно, такой человек существовал, был кошевым атаманом Сечи 12 лет подряд, а уж просто казаком – всю свою жизнь. Жизнь, кстати, достаточно долгую, как для военного человека. Иван Серко умер в 1680 году в возрасте 70 лет. Согласно воспоминаниям современников, его действительно многие побаивались, считали крайне хитрым, сильным и на редкость живучим человеком.

ДАВАЙТЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ

Начнем с того же Серко. Не исключено, что Иван Дмитриевич действительно был хорошим бойцом, умным и удачливым человеком, которому удалось пережить около пару сотен стычек и сражений, и дожить до преклонных лет.

История знает немало таких примеров. И автоматически это еще не делает человека колдуном. Швабский рыцарь XVI века Готфрид фон Берлихиген дожил до удивительного по меркам того времени возраста – около 80 лет. Пережил сотни сражений, два восстания, и даже предлагал императору Священной римской империи поцеловать его пониже спины. И остался жив.

Кстати, про Берлихигена тоже ходили слухи, что он якшается с дьяволом, а в его походном шатре живет некая «темная женщина».  Людям бывает просто сложно поверить в чью-то удачу и долголетие. Особенно в те темные непросвещенные века.

В принципе, склонностью людей преувеличивать и верить разным суевериям, можно объяснить почти все истории про характерников. Внушительная физическая сила не является чем-то из ряда вон выходящим и сейчас. В прессе периодически можно увидеть истории о самородках, которым хорошая генетика и физические нагрузки помогли стать существенно сильнее обычного человека.

Никаких реальных доказательств существования магии в мире в целом и на Сечи в частности, не существует. Есть фольклор, но его надо часто воспринимать иносказательно.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА

Образ настоящего запорожского казака в целом очень сильно отличается от того, что мы привыкли себе представлять. Естественно, никаких голых торсов и десятка сабель за спиной казаки не имели. Это было, как минимум, непрактично. Да и сражались без всяких аллюзий на японских ниндзя и прочего боевого гопака.

Не было у них и колдунов. Все победы, которые одержали запорожцы на поле боя, одерживались не заговоренными пулями и приемами ниндзя, а самыми обычными солдатами. И это куда больше похоже на повод для гордости, чем рассказы о чародеях.

Почти у каждого народа есть подобные истории. Викинги верили, что их герои пользуются чарами под названием «гальд», которые помогают им выживать в бою. Основателя айкидо Морихея Уэсибу до сих пор изображают на портретах исчезающим в легкой дымке, ведь многие верили, что этот человек мог находится в нескольких местах одновременно.

Существование легенд и баек – это абсолютно нормальный результат существования народа. Вот только верить в них на голубом глазу вовсе не обязательно. Пройдет много лет, даже веков, и легенды будут складывать уже о современных бойцах. Трудно сказать, какие именно это будут легенды. Но точно можно сказать одно - храбрый и преданный солдат достоин хорошей легенды. Но и правду о его борьбе тоже надо помнить.

19:15
114

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Cвятослав Касавченко: Как казаки с шашками на танки ходили. Правда или вымысел?
Правда о сражении под Кущевской
Исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий
Белорусское казачество в XV – XVII веке. Белорусский (Чаусский) казацкий полк (1654-1659 гг.)