Святые казаки и казачьи святые
Казаки, как люди православные, почитают всех святых,
поминаемых Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с
казачеством и особо же чтимые казаками.
Это прежде всего святой Георгий Победоносец - покровитель
всех российских воинов не может не почитаться казаками. Мужественный
военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал христианство,
за что был подвергнут тяжким восьмидневным пыткам и обезглавлен. Святого Георгия
чтят на Руси со времен Ярослава Мудрого. Память его празднуется 26 ноября (9
декабря по новому стилю). Как великого воина и заступника Руси чтят казаки и
святого Александра Невского.
Но есть в православии святые, связанные с казачеством более
тесно, хоть на первый взгляд связь эта не всегда очевидна.
СВЯТОЧТИМЫЙ БОГАТЫРЬ
К числу казачьих святых по праву относят Илью Муромца,
былинного героя - защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия
Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком
Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю - 19
декабря (1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских
пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году, и русское воинство
сразу признало святого богатыря своим покровителем.
Икона Преподобного Ильи Муромца
Пусть казачество как такового в годы жизни Ильи не
существовало – так что с того? Каждый, кто хотя бы в детстве читал былины об
Илье Муромце, согласится, что фактически он был предтечей казаков, охраняя
границы святой Руси от басурманских набегов. Кстати, в советском издании былин
упоминается, что излечили Илью от паралича некие «калики перехожие». Но если
взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого подняли на
ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя
апостолами.
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
Особо чтят казаки святого Кирилла, составившего со своим
младшим братом Мефодием первую славянскую азбуку. Константин Философ,
впоследствии принявший постриг под именем Кирилла, родился близ Солоник в
Византии, и азбуку составлял по поручению византийского императора Михаила III.
Казалось бы, при чем здесь казаки? Дело в том, что святой Кирилл проповедовал в
Приазовье, в том числе и на донских землях. Более того, по данным некоторых
житий и хроник считается, что именно в Белой Веже на Дону братья начали свой
великий труд – составление первой азбуки. Так что донские казаки считают, что
их предки крестились еще в 860 году, за сто с лишним лет до крещения Руси
киевским князем Владимиром. Память святых Кирилла и Мефодияпразднуется всеми
славянами 24 мая, но казаки чтут святого Кирилла еще и как своего Крестителя.
Святые Кирилл и Мефодий
СВЯТИТЕЛЬ ДМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ
Святой Дмитрий Ростовский был митрополитом в Ростове Великом. Посвятил себя не только духовным подвигам, но и науке. Именно Дмитрий Ростовский стал составителем рукописного свода «Четьи-минеи», которое по сей день является одним из самых выдающихся памятников русской духовной литературы. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».
Святитель Дмитрий Ростовский
28 октября 1709 года Дмитрий Ростовский был погребен в храме
Ростово-Яковлевского монастыря. А в 1752 году обнаружилось, что его тело не подверглось
тлению. Спустя пять лет был канонизирован и прославлен. За что же Дмитрий
Ростовский так чтим казаками? Очень просто: святой Дмитрий, в миру Даниил
Пуптало, происходил из древнего казачьего рода.
СВЯТОЙ КАЗАК ИОСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ
Ну и, наконец, самый знаменитый из казачьих святых – Иосаф
Белгородский, Святой казак. Епископ Белгородский и Обоянский в миру звался
Иоаким Андреевич Горленко. Его отец был Бунчуковым товарищем (помощником
гетмана), а мать дочерью гетмана Даниила Апостола. Так случилось, что отец его,
Андрей Дмитриевич Горленко, вместе с Мазепой пытался в 1709 году отделить
Украину от России, переметнувшись к шведскому королю Карлу XII, и, потерпев
неудачу, бежал в Турцию. Вернувшись через год к семье, попал под надзор
властей, потерял все имущество и был выселен на жительство в Москву. Вполне
логично, что замаливать свой грех Андрей Горленко предпочел в монашестве.
Икона Иосафа Белгородского
Иоакиму Андреевичу – будущему святому Иосафу – тогда было
всего пять лет, но еще мальчиком он принял решение пойти по стопам отца –
служить Господу. Иоаким поступил послушником в Киево-Межигорский монастырь,
затем закончил Академию и принял постриг под именем Иосафа. В 1745 году стал
наместником в Троице-Сергиевой лавре, а в июне 1748 года рукоположен в епископы
Белгорода и Обояни. Недолгая земная жизнь была отпущена епископу – всего-то 49
лет, не так много даже по тем временам. Но даже за такую короткую жизнь Иоаким
Андреевич успел прославиться своей невероятной добротой и щедростью, в то время
как сам предпочитал жить в аскетической нищете. После смерти же оказалось, что
мощи его не трогаются тлением. Более того, слухи о чудесах на месте захоронения
Святого казака шли по всей России.
4 сентября 1911 года Иосаф Белгородский был причислен к лику
святых.
ПОКРОВИТЕЛИ КАЗАЧЕСТВА
Конечно же, не только эти святые связаны с казачеством. В
каждом войске были свои, особо чтимые православные святые, с именем которых на
устах казаки шли защищать Родину.
Казаки Всевеликого Войска Донского почитают образ Покрова
Пресвятой Богородицы – в память о чуде, явленном во время «Азовского сидения».
Оренбургские казаки чтут чудотворную икону Божией Матери
Табынской, не раз сопровождавшую их предков в походах против немирных башкир, и
спасенную в Гражданскую войну казаками атамана Дутова.
Покровители Енисейского ВКО - Три Святителя - Василий
Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а Центрального и Волжского ВКО -
Великомученик Георгий Победоносец – покровитель христолюбивого воинства, чей
образ запечатлен и на гербе России и на Георгиевском кресте.
Патрон Иркутского и Сибирского Казачьего общества -
архиепископ Мирликийский Святитель Николай Чудотворец, помогавший, согласно
старинной легенде, движущимся на восток казакам-первопроходцам.
Забайкальские и Уссурийские казаки возносят молитвы Святому
Алексию, человеку Божему. Так повелел российский император Николай I, подписав
17 марта 1851 года в день Святого Алексея указ о создании забайкальского
казачьего войска.
Покровитель Терского войска - Апостол Варфоломей,
просвещавший язычников Малой Азии, а Кубанского - Благоверный князь Александр
Невский, защитник земель Русских. И это не удивительно, если вспомнить, что
именно для защиты рубежей Отечества было создано кубанское казачество.
Комментарии