Уральские казаки в Австралии
Начало прошлого века ознаменовалось огромными переменами в
жизни не только миллионов русских людей, но и изломом в судьбах целых
сообществ, веками формировавшихся на территории России. Одним из таких
сообществ были уральские казаки, значительная часть которых покинули родные
места в районе реки Урал и перебрались в другие страны, в основном в Австралию.
Далеко от родины они в основной своей массе сумели сохранить традиции и
привычки и, несмотря ни на что, - добрые чувства к покинутым родным местам, к
родному народу. В годы Второй мировой войны многие зарубежные уральские казаки
в составе союзных армий принимали участие в борьбе против японского
милитаризма, оказывая тем самым, пусть скромную, но достойную поддержку усилиям
советского народа, внесшего решающий вклад в победу над ненавистными врагами
человечества.
Истоки уральского казачества уходят в глубину средних веков. Свои военные походы в районах Волги и Каспия против турок, персов, ногайцев сами казаки называли «промыслом». Эти походы сопровождались освобождением находящихся в рабстве русских и других христиан, что считалось богоугодным и достойным делом.
Кровопролитные стычки уральских казаков с соседями не
объясняются их свирепостью или какой-то кровожадностью. Столкновения за свою
территорию, места постоянного проживания и ведения хозяйства всегда фактически
были защитой родины. Яицкие казаки были рыболовами, охотниками, сеяли хлеб,
бахчевые культуры, держали скот, разводили сады, были среди них и врачи, но
основу общины составляли воины. Яицкая община была частью огромной России,
очень маленькой, иногда беспокойной, но очень нужной.
В советское время возник стереотип, что, мол, казаки были
колонизаторами для казахов. Но в течение более 150 лет – вплоть до начала XVIII
в. - казахи с казаками вообще не встречались. Казахи появились на берегах Яика
(реки Урал) позже казаков. Казаки много раз сталкивались с ногайцами,
башкирами, калмыками, но никогда с казахами. Затем на протяжении более 200 лет
жили рядом каждый на своей территории. В XIX в. это были не просто соседи, -
казаки приезжали к казахам по торговым делам и среди них не жили. С конца XIX
в. казахи стали наниматься к богатым казакам пастухами. Казаки - в силу
врожденного обостренного чувства справедливости - всегда с уважением относились
к обычаям и национальных традициям казахов.
Яицкие казаки были практически независимы в первоначальный
период своей истории, и все сношения с правительством России вели через
Посольский приказ. Царь просил для боевых походов выставить на службу нужное
число казаков, гарантируя им вознаграждение. Петр I с 1721 г. стал вести дела с
казаками через Военную коллегию, а земли Уральского (Яицкого) казачества вошли
тогда в Астраханскую, а затем - в 1744 г. - в Оренбургскую губернию. Москва
путем уговоров и приказов все время старалась подчинить казачество. Казаки
отстаивали свои права, но с ними считались все меньше. В известном крестьянском
восстании XVIII в. казаки приняли сторону Пугачева. После подавления восстания
Яицкое войско было полностью подчинено Российскому правительству, а само войско
было переименовано в Уральское. Атаман его теперь не избирался, а назначался
чиновниками из Петербурга. После 1830 г. т.н. «наказные атаманы» иногда даже не
были местными казаками.
1917 год положил конец истории уральских казаков. В 1918 –
1920 гг. части Красной Армии неоднократно приходили на территорию Уральского
казачьего войска, а затем вошли в Уральск. Выбранный в марте 1919 г. Войсковой
атаман Владимир Сергеевич Толстов на некоторое время смог переломить ход
военных действий в пользу казаков, но ненадолго. Приход «красных» сопровождался
массовыми расстрелами – все имена погибших едва вместились в три тома изданной
в 2000 г. «Книги памяти». Расстреливали бедных и богатых, офицеров и рядовых,
крестьян, священников, казахов и русских, башкир и татар и др. Вместе с
казачьей армией началось отступление войскового населения. Оно закончилось
гибелью тысяч людей - раненых, заболевших тифом, голодающих…
Массовое бегство из России в Персию и Китай подробно описал
в своих воспоминаниях атаман В.С. Толстов. Первое издание книги вышло в Турции,
со старой орфографией; впоследствии она не раз переиздавалась. Эта книга –
единственный подробный источник сведений о том страшном времени, где
трагические события и людские страдания описаны человеком, который был
свидетелем и сам пережил все это. Впоследствии вышла еще одна, более подробная
книга «Из красных лап в неизвестную даль», в которой приводились воспоминания
других свидетелей трагических событий, а также дневники и записи того же В.С. Толстова.
Согласно данным, приведенным в этих книгах, уральцы «из
красных лап» уходили в неизвестную даль. Никто не знал, куда их забросит
судьба. Некоторые вернулись в Россию – судьба большей части из них сложилась
трагически, - другие уехали во Францию. Большая группа во главе с атаманом В.С.
Толстовым отправилась в Австралию.
Как свидетельствуют материалы названных выше книг, в
Гражданскую войну уральские казаки выступали против красных, но не за монархию,
не за помещиков - здесь последних не было, поскольку не было частного
землевладения. Уральцы защищали свои веру, право на жизнь на уральской земле.
Военные действия, эпидемии, голод в 1921 г. – все это погубило ¾ здешнего
казачества. Уходя от красных, уральские казаки с семьями направились «по
Бухарской стороне» к Каспию, в Персию.
Еще в марте 1919 г., собрав 16-тысячную армию атаман Толстов
очистил от красных довольно большую территорию, за что главнокомандующий Белой
армией адмирал А.В. Колчак, произвел В.С. Толстова в генерал-лейтенанты. Атаман
отвел свои войска к югу в Гурьев, затем вдоль восточного берега Каспия в Форт
Александров. По дороге много людей погибло из-за холода, болезней и ранений. До
Форта из 12 тыс. человек дошло только 3 тыс. Не желая сдаваться красным,
оставшиеся казаки намеревались переплыть в Персию (Иран) морем. Но моряки
Каспийской флотилии деньги «за переправу» у казаков забрали, но свои обещания
не выполнили...
Генерал-атаман Уральского Казачьего войска Владимир Сергеевич Толстов в эмиграции
Шел уже 1921 год. Атаман В.С. Толстов с отрядом в 214
человек пошел через пустыни Туркмении в Персию. По пути были стычки с
туркменами, часть отряда погибла. После Ирана большая часть уральцев дошла до
Ирака, которым тогда владели англичане. Уральцев разметили в Басре в лагере
русских эмигрантов, которых к тому времени в чужой стране скопилось уже
довольно много. Оттуда атаман В.С. Толстов написал У. Черчиллю письмо с
просьбой помочь уральцам уехать на восток. Ответ был не слишком
доброжелательным, но всё же пароход предоставили – уральские казаки собирались
отправиться во Владивосток. Сначала они добрались до Стамбула, где атаман В.С.
Толстов передал Войсковое Георгиевское знамя в руки генерала Врангеля. Позже
это знамя находилось в Свято-Троицкой церкви в Белграде (подворье Русской
Православной Церкви); здесь же находится музей русской славы, где хранятся 126
знамен и стандартов старой Русской Армии.
В октябре 1921 г. уральские казаки приехали во Владивосток,
где вошли в Сводную казачью бригаду Дальневосточной армии белых.
В ноябре 1922 г. красные заняли весь Дальний Восток, и
уральцы перебрались в Китай, в основном в Харбин. Некоторые остались в Китае,
часть же вместе с атаманом В.С. Толстовым через японский порт Нагасаки в ноябре
1923 г. приплыли в Австралию. Немногие оставшиеся в России и вернувшиеся домой,
были расстреляны. В их числе был отец В.С. Толстова, атаман Т.К. Бородин. Хотя
всем им красные сначала гарантировали жизнь.
Большая часть перебравшихся в Китай казаков долго не могли
найти здесь работу. Многие хотели бы перебраться в США или в Европу, но дешевле
всего было добраться до Австралии. Туда в основном они и отправились. Пароход
доставил их в Брисбен 4 ноября 1923 г. Конечно, они не предполагали, что многие
из них останутся здесь навсегда. Первые «уральские поселенцы» испытывали
большие трудности с деньгами и языком. Второе поколение уральцев уже освоило язык,
а для третьего английский стал родным.
Сначала в Австралии уральцы трудились почти исключительно на тяжелых работах - были грузчиками в порту, работали на фермах, рубили сахарный тростник. В.С. Толстов еще до приезда основной группы казаков смог организовать свою ферму, куда и пригласил на работу земляков. Деньги на «свое дело» дал ему А.В. Болховитинов, казак из Донского войска, знавший уральцев и приехавший в Австралию немного раньше. Он же записал казачьих детей в местную школу. Позже, в 1927 г. А.В. Болховитинов открыл магазин в Квисленде, а в 1934 г. уехал в Америку.
Уральцы, рабочие фермы, в Австралии, 1930 год
Казаки-уральцы с «толстовской фермы» трудились там много
лет, в основном выращивали овощи; некоторые уезжали на сезонные сельские
работы. Местные жители с интересом наблюдали, как казаки-уральцы, выстроившись
колонной с лопатами, топорами и кайлами, отправлялись на работу, распевая
русские песни – у многих были прекрасные голоса. Вскоре имение Кордальба – это
380 км к северу от Брисбена - стало центром русского поселения. Постепенно
казаки стали покупать свои фермы, обзаводились хозяйством, некоторые приобрели
дома в городе Кордальба. Небольшой городок - одна центральная улица, несколько
магазинов, три гостиницы – скоро почти целиком стал русским. Таблички у дверей
домов гласили, что здесь живут Карамышевы, Пиуновы, Поторочины, Таршковы и др.
В городе поселилось 45 семей уральцев; всего же в Кордальбе насчитывалось около
полутора сотен семей русских эмигрантов.
Своего рода общественным и культурным центром казаков и
других русских, живущих и работающих в городке и его окрестностях, была ферма
Поторочиных. Казак Александр Юлианович и его жена Екатерина Федоровна купили
небольшой домик, который стал своеобразным «клубом» уральского казачества в
Австралии. Гостеприимные хозяева выписывать книги, в том числе на русском
языке, пластинки, купили граммофон. По воскресеньям к ним приходили в гости
русские, работавшие поблизости. Люди читали, слушали музыку, играли в лото и
карты. Приходили и одинокие казаки, и семейные, поочередно устраивали обеды и
веселились, как умели, т.е. с выпивкой, закуской и пением. Особенно часто
звучала песня с такими бесхитростными словами:
Знают все реку Урал,
И уральских осетров,
Только знают очень мало,
Про уральских казаков,
Наши прадеды и деды
Со времен еще Петра
На полях были победы,
Сколько было их «Ура».
В начале 1930-х гг. Толстов учредил в Кордальбе «общеказачью станицу», с тем, чтобы поддержать и сохранить общность казаков с Урала. Теперь встречи устраивались как в доме, так и на пикниках. Было много угощений, звучали песни, исполнялись танцы. Молодые казаки внимательно слушали рассказы пожилых о былых временах и походах. Особенно торжественно 21 ноября каждого года отмечался Уральский Войсковой Праздник св. Архистратига Михаила. На праздник приглашались не только казаки, но и все русские, кто мог приехать в Кордальб. Православные праздники отмечали богослужением (в Брисбене был русский священник), на Рождество устраивали елку в снятом для этих целей казаками кордальбском «общественном зале».
Знамя Уральского казачьего войска из русской общины
Австралии
К 1940-м гг. многие русские уехали в довольно большой город Брисбен, где тогда можно было недорого приобрести земельные участки. Русских в Кордальбе осталось немного, но здесь до сих пор вспоминают живших здесь уральских казаков русских, которые в какой-то мере приобщили их к своеобразной традиционной культуре как по части пения и игры на народных музыкальных инструментах, так и в области кулинарии. Местные жители отмечают, что многочисленные трудности - незнание языка, тяжелые работы и др. - осложняли жизнь казаков, но они не сдавались судьбе.
Казаки на постройке железной дороги. Австралия. Штат
Квинсленд 1934
Со времена уральцы достойно проявили себя в разных отраслях.
Так, И.М. Пастухов, потерявший ногу в походе в Персию, будучи в Китае научился
кустарному делу – изготовление плетеных корзин, подносов, детских колясок и др.
Производство пользовалось успехом, и вскоре Пастухов открыл свой магазин
кустарных изделий.
Уралец Г.А. Митрясов, в Австралии стал довольно известным специалистом-электриком.
Получил диплом Австралийского инженерного Института, поступил на работу на
электротехническую фирму, где достиг высокой должности и как консультант
несколько раз ездил на Новую Гвинею. Одновременно был избран атаманом
Брисбенской Общеказачьей станицы, существовавшей до 1980-х гг.
Хотя уральские казаки, приехавшие в 1923 г. в Брисбен, не
жили своей обособленной станицей, разъехавшись в поисках работы по всей
Австралии, их все равно объединяли казачьи традиции, определенная общность,
забота друг о друге, постоянная взаимопомощь.
Во время Второй мировой войны многие уральские казаки из Австралии участвовали в армии союзников в боевых действиях против Японии, были награждены медалями и орденами.
Есть сведения о том, что их внуки и правнуки
сохраняют в сердцах переданную им предками любовь к России и по мере сил и
возможностей чтут традиции уральского казачества - важной части великого
русского народа.
Л.Б. Аристова
Комментарии