В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

"Ойся ты ойся, ты меня не бойся"

Возможно, многие слышали эту знаменитую казачью песню, где звучат непонятные сейчас слова "Ойся ты, ойся, ты меня не бойся". Они из припева, а не из основного текста, но именно этим припевом песня в широких (неказачьих) кругах главным образом и известна...

Песня это народная. Появилась во второй половине XIX века в терском казачьем войске, дислоцированном на Кавказе, и является плясовой казачьей песней на мелодию кавказской лезгинки, поэтому часто называется "терской казачьей лезгинкой". Иногда попросту - терской плясовой.

СМЫСЛ ПЕСНИ

Смысл можно понять уже по первым строкам:

"На горе стоял казак - он Богу молился.

За свободу, за народ низко поклонился.

А еще просил казак правды для народа.

Будет правда на земле - будет и свобода."

Далее и звучит этот припев:

"Ойся ты ойся, ты меня не бойся.

Я тебя не трону, ты не беспокойся..."

Припев часто повторяется несколько раз.

В общем, это классическая народная песня, где главный герой просит у Бога правды (как всегда, абстрактной, вряд ли он сам может точно сказать, как выглядит "правда для народа"). Далее идут конкретные пожелания, обычные для воинских селений - "чтобы жены дождались, да отцы, и дети", "чтобы крови не лилось у отчего порога", и т.п.

Это все хорошо... Но что все-таки за "ойся" такая, которую призывают не бояться?

А "ойся" - это шуточное прозвище некоторых кавказских народов, бытовавшее тогда в казачьей среде. Пошло от традиционного крика "хорса!" (современное искаженное - "асса!"), который полагалось издавать, танцуя классическую кавказскую лезгинку.

Именно горцев - чеченцев, ингушей, черкесов (адыгов) и призывает сейчас его не бояться казак. Пока он с Богом разговаривает, у него настроение хорошее. До смерти, глядишь, и не убьет...))

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ПЕСНИ

У "казачьей лезгинки" есть и другой вариант - не малодраматично-проникновенный, а шуточный. Его историчность под сомнением, т.к. сложно сказать, бытовал ли он уже в XIX веке, или появился гораздо позже. Но в нем, например, упоминается знаменитый имам Шамиль, лидер горского восстания во время Кавказской войны. Не современной, а той, где Лермонтов воевал.

Правда, упоминается в слегка нетривиальном контексте...)

"На горе стоял Шамиль, он молился Богу

Подошел к нему ишак, укусил за ногу!"

И далее - в том же духе и том же стиле. Надо учесть, что народные песни, и казачьи в том числе, далеко не всегда такие прилично-возвышенные, как мы привыкли сейчас думать. Народное творчество, прежде чем допустить на сцену и в книгу, очень сильно выхолостили и окультурили. А то ведь иногда там и мат в каждом третьем предложении...))

А ведь в то время юмор у народа был простой, развлечения непритязательные, а жизнь тяжелая и игрушки в детстве деревянные. Смеялись над тем, что было ближе и понятнее всего, и в первую очередь - над противником.

"Дайте в руки мне кинжал, дайте ножик-финку

Я поеду на Кавказ танцевать лезгинку!"

Это явно позднейшая вставка, поскольку упоминается нож-финка, для Кавказа девятнадцатого века совершенно нехарактерный...)

"На коне вдоль речки скачет молодой лихой джигит.

Как увидит он казаков, спортит воздух и бежит!"

Это еще самые приличные куплеты. Большую часть из "шутейного" варианта сейчас даже и публиковать нельзя, пришьют разжигание межнациональной розни...))

Многие строки шутовского варианта, с точки зрения современной морали, вообще неприемлемы. Поэтому их здесь нет - не всем будет приятно это читать. 

"Чечен молодой в озере купался.

Руки ноги оторвало, без башки остался."

(Видимо, какой-то казак там рыбу гранатами глушил).

И евреям, кстати, тоже досталось. Ведь не мог русский казак мимо еврея спокойно пройти, противно это казачьей натуре.

"На жидовской стороне жиды молются стене,

А жидовская стена им не скажет нихрена."

Для уточнения: слово "жид" в те времена и в той среде оскорбительным не было. Просто обозначение лица, так сказать, богоизбранной национальности.

Кого-то эти слова может покоробить или задеть. Но это тоже история, тоже часть воинской культуры, которая существовала и существует. И ее надо принимать во внимание. Воинская культура, знаете ли, она вообще жестокая и не политкорректная. Да и время такое же было.

Из песни слов не выкинешь, даже самых неприличных, хотя замолчать их, конечно, можно...

P.S. А сами чеченцы про казаков и не такое еще пели...)

 

САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ВАРИАНТ ПЕСНИ:

На горе стоял Казак.

Он Богу молился,

За свободу, за народ,

Низко поклонился.

 

Припев: Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,

Я тебя не трону, ты не беспокойся.

Ойся, ты ойся, ты меня не бойся,

Я тебя не трону, ты не беспокойся.

 

А еще просил казак

Правды для народа.

Будет правда на земле –

Будет и свобода.

 

Припев.

За друзей казак просил –

Чтоб их на чужбине

Стороною обошли

Алчность и гордыня.

 

Припев.

Чтобы жены дождались,

И отцы, и дети

Тех, кто ищет правду-мать

Да по белу свету.

 

Припев.

Для людей просил казак

Да благословенья,

Чтобы были хлеб да соль

Во мирных селеньях.

 

Припев.

Чтобы крови не лилось

У отчего порога,

Чтоб да кривде не жилось –

Он молился Богу.

 

Припев.

Так молился тот казак

За землю родную,

Что б не горе, не слеза

Ее не коснулись.

 

Припев.

У Бога просил казак

Правды для народа.

Будет правда на земле –

Будет и свобода.

 

Припев.

Ой-ся, ты ой-ся,

Ты меня не бойся.

Будет правда на земле –

Будет и свобода.

 

Припев.

 

источники:

https://zen.yandex.ru/media/dnevnik_rolevika/chto-znachit-kazachia-pesnia-oisia-ty-oisia-ty-menia-ne-boisia-5cd8fe46ac5cc400b3231572

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ойся,_ты_ойся

 

09:35
4065

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Беглые казаки среди горцев северо-западного Кавказа
Вадим Александрович поделился своими мыслями и впечатлениями, навеянными поездкой в польский город Люблин, где 27-29 мая 2016 г
3 августа на Совете атаманов Кубанского казачьего войска губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сделал заявление о том, что с первого сентября в
21 января 1775 г. в Москве на Болотной площади казнён Емельян Пугачев - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России.