Как казаки праздновали Пасху
Пасха Христова, как «праздников праздник» и «торжество из
торжеств» была для станичников очень важным событием. Ее ожидали с трепетом и
благоговением, к ней готовились и хлопотали, стараясь успеть закончить все
домашние дела вовремя. В Великий четверг (в народе этот день еще называли
«Чистым четвергом») мужчины-казаки «забивали скот для праздничного обеда,
женщины-казачки пекли куличи и готовили творожные пасхи, красили яйца». В Великую
субботу все, приготовленные казачками дары, освящались в храмах.
К Пасхе станичники убирались в домах и на базу, белили стены и обновляли полы, женщины наводили порядок в сундуках, шили новую одежду или чинили старую. «Задолго до наступления праздника все запасаются новой одеждой, сапогами, чувяками, ноговицами. Мужчины заказывают бешметы и черкески, а женщины дипломаты*, пелерины, жакетки. Детям тоже заготавливают новые костюмы». Пойти нарядными на праздничную службу — считалось делом обязательным.
Ст. Новодеревянковская, источник фото: http://kubangenealogy.ucoz.ru
После длительных хлопот и приготовлений, после строгого
40-дневного поста, наступала долгожданная Пасха. «В великий день, на заутрени,
при провозглашении: «Христос воскресе!» православные начинают празднование
целованием христианским в губы, без различия лет, лиц и пола». Всю Светлую
Седмицу казаки проводили в гуляниях, играх, походах по гостям.
Традиции празднования Пасхи, в целом, схожи у всех казаков,
не зависимо от войска и региона проживания. Повсеместно излюбленным
развлечением молодежи на Пасху было катание на качелях и многочисленные игры.
«Популярным развлечением молодежи на Пасху было катание на качелях, которых существовало несколько видов: два столба с перекладиной, на которой крепилась веревка; столб с колесом наверху, к которому привязывались веревки с петлями на концах; доска на бревне, на которой прыгали»; «На Пасху устраиваются качели, около которых в течение всего праздника происходят игры, танцы, поются песни и составляются хороводы»; «На Пасхе устраивают качели и начинают водить хороводы, продолжающиеся до глубокой осени».
Дети и молодежь забавлялись всевозможными играми: катали крашеные яйца, играли в мяч, среди парней и девушек особой популярностью пользовались «целовальные» игры.
Игра в «кулючки» (Дон)
«Игра состоит в следующем: красавицы разделяются на две
партии; первая из них по жребию прячется попарно в закоулках; вторая так же
попарно, должна отыскивать спрятавшихся и, подозрив, бежать вместе с сысканными
к матке **, стараясь опередить их. Через сие проворство вторые пары приобретают
выгодное право прятаться. Право сие важным почитается потому, что мужчины,
которым хочется похристосоваться или слово-два молвить своей любезной, внезапно
нападают на робких красавиц в сокровенных местах и, не смотря на крик и смех,
дерзновенно получают лишний, непозволительный поцелуй».
Игра в катание яиц (Сибирь)
« … игра устраивалась на лужайке, где по диаметру 2-3 м.
убирали траву и ставили лоток на высоту 10-30 см. Яйца участников раскладывали
по кругу. Тот, кто скатывал яйцо по лотку, забирал себе те яйца, которые были
задеты скатившимся яйцом. Смысл этой игры заключался в том, чтобы собрать как
можно больше яиц».
На Пасху так же начиналось вождение хороводов, которое
длилось все лето и до поздней осени. В хороводах принимали участие незамужние
девушки и неженатые парни, а так же молодожены на первом году семейной жизни.
Празднование Пасхи длилось всю Светлую Седмицу. Родственники
и соседи ходили друг к другу в гости, в домах накрывались обильные столы, все
непременно «христосовались». Например, в станице Бороздинской Терской области
существовала шуточная традиция: «всякого, не бывшего на второй день Пасхи у
заутрени, обливают у колодца холодной водой. Не желая подвергаться довольно неприятной
шутке, провинившийся предлагает за себя выкуп, конечно, на выпивку». Таким
образом, из домов «виновных» казаки выходили уже изрядно выпившими.
Всеобщее веселье длилось в станицах вплоть до Красной горки или Антипасхи — первого воскресения после Пасхи. На Дону этот день был связан с «выкупом весны». После подношения крашеных яиц атаману и старикам, девушки «выкупали весну» и получали символическое разрешение на веселье, вождение хороводов и пение веснянок. Этот обычай описан М. Н. Харузиным: « … подходят к собранию девушки с блюдом крашеных яиц, которое они подносят атаману и старикам. Это называется «выкупать весну» или «Красную Горку», то есть, по объяснению казаков, просить взамен принесенных в дар яиц позволения поиграть и повеселиться. Для этого выкупа весны каждая девушка приносит из дому одно яйцо. Атаман, приняв девичий дар, дает им водки. Потом девушки выходят на поляну за станицу и угощают друг друга, а затем начинают петь веснянки, играют весенние игры, «заплетают и расплетают плетень» и водят хороводы».
Следующей важной церковной датой и значимым событием в
весенне-летнем календарном цикле, был праздник Троицы, а так же предшествующий
ему Семик.
Примечания:
* дипломат — в станице Наурской так называли женские
шерстяные пальто и теплые платья, которые носили в межсезонье;
** матка — вероятно, человек, выполняющий роль главного в игре.
Комментарии