Что было запрещено употреблять в пищу донским казакам
Традиционные пищевые запреты бывают нескольких типов. Во-первых, это конкретные виды пищи (и питья), которые религия или народный обычай запрещают употреблять в определённые дни года (например, в постные дни) или всегда, независимо от сезона. Во-вторых, это запреты для людей, находящихся в какой-то конкретной жизненной ситуации (например, для беременных женщин). В-третьих, это запреты, устанавливающие способы приготовления и потребления пищи, особенно ритуальной (например, на поминках).
Все подобные запреты у донских казаков были в общем и целом
сходны с таковыми у русских крестьян, но обладали и специфическими чертами.
ПОСТЫ И ТАБУ
На Руси крестьяне традиционно считали, что нельзя употреблять
в пищу конину, телятину и зайчатину. Эти запреты в основном соблюдались и
казаками. Кроме того, старообрядцы, которых до начала XVIII века было особенно
много на Дону, считали, что нельзя вкушать и свинину.
Донцы старались строго соблюдать православные посты, даже в
тех ситуациях, когда церковная традиции допускает послабления: в военных
походах или во время болезни (также в госпиталях на лечении после ранения).
Существовали запреты, связанные с характером службы. Так, в старину донским
казакам во время похода строго-настрого было запрещено употреблять хмельное.
Как и у всех народов, у казаков множество магических
запретов сопровождало создание брачного союза и рождение новой жизни.
Молодожёны на свадебном застолье не должны были прикасаться ни к еде, ни к
питью. Их мисы были пусты, а чарки опрокинуты вверх дном. Беременная женщина не
должна была есть или пить из битой посуды и употреблять в пищу рыбу. Считалось,
что иначе ребёнок может родиться уродливым или больным.
Как и у русских крестьян, употребление в пищу яблок и других
первых плодов нового урожая разрешалось только после Яблочного Спаса, праздника
Преображения Господня (19 августа), и освящения плодов в церкви. При этом
женщинам, чьи новорождённые младенцы умерли некрещёными, не дозволялось вкушать
яблоки в любом случае. Считалось, что в противном случае их умершие младенцы не
получат яблок на том свете.
Старательно соблюдали донцы предписанный церковью пост в
сочельник накануне Рождества. До появления на небе первой звезды притрагиваться
к еде было нельзя. Затем казаки приступали к первой рождественской трапезе –
кутье, представлявшей собой варёные зёрна с мёдом. Зёрна могли быть различные,
а «мёдом» в таких случаях обычно назывался традиционный казацкий нардек –
уваренный сгущённый арбузный сок. Иная пища в рождественскую ночь, а также на
Крещенье, не дозволялась.
РИТУАЛЬНАЯ ПИЩА
Особенно тщательные предписания касались приготовления и
употребления пищи, носившей ритуальный характер, связанной с православными
праздниками и с культом умерших предков.
На поминальной трапезе не должно было быть ни ножей, ни
вилок. Хлеб не резали, а ломали руками. Острые предметы на столе могли
навредить душе умершего. Пищу подобало поглощать медленно и размеренно.
Внимательно следили за тем, чтобы число кушаний на поминках всегда было
нечётным. Иначе, считали казаки, не миновать смерти ещё кому-нибудь из близких
людей.
В зависимости от праздника, обычай предписывал тот или иной
характер стола. Так, на Масленицу полагалось обильное угощение. В Рождество и
на Новый год варили густой и жирный борщ, который должен был символизировать
изобилие и сытость в наступающем году. «Родительский суп» же, приготовляемый на
«родительские» дни православного церковного календаря, должен был быть постным.
Ритуальные предписания касались и других блюд в определённые
дни. Так, в храмовые праздники мужики сообща варили уху обязательно в большом
чугунном котле на костре, причём добавляли в неё немного водки. Женщины к
приготовлению этой еды не допускались. У казаков на Хопре таким же образом
делали баранину на поминки. А на второй день Рождества готовили «бабью кашу»
только повитухи из продуктов, принесённых женщинами, у которых они в своей
жизни принимали роды. На Троицу было принято жарить сообща большую яичницу из
яиц, принесённых каждым участником праздничной трапезы.
В таких обычаях мы видим отголоски языческой древности,
когда совместное приготовление ритуального блюда (особенно лицами одного пола)
составляло неотъемлемую часть магического действа, выражаемого тем или иным
обрядом.
СУЕВЕРИЯ И ПРАКТИКА
Немало обычаев было связано и с суевериями, происхождение
которых трудно объяснить. Так, не полагалось солить сало в четверг («в нём
черви заведутся») или варить квас в пятницу («в нём чёрт будет купать
младенца»). Немало предписаний относилось к остаткам праздничных пиршеств.
Так, после масленичной трапезы ничего не убирали со столов.
Наутро остатки еды тщательно собирали, выносили и скармливали скоту. В
нижнедонских станицах недоеденное в первый день Масленицы отдавали татарам и
калмыкам, которые специально приходили за этим. Недоеденные калачи и ритуальные
хлебцы («жаворонки» и т. д.) масленичных пиров сохраняли до начала весны, после
чего крошили и смешивали с зерном для посева. Этот обычай восходит к древнейшей
аграрной магии.
Возбранялось приступать к трапезе, не помыв руки и не
помолившись. Сигнал к началу еды давал глава семьи. Интересно, что обычай мыть
руки перед едой, имеющий очевидную гигиеническую ценность, также возник у
многих народов первоначально из магической, ритуальной практики.
Ярослав Бутаков
Комментарии