Судьбы линейных казачек в плену у горцев
Линейные казачки достаточно часто становились объектом горских набегов, невольно включаясь в традиционную кавказскую систему торговли женщинами.
Впрочем, известны случаи, когда нечистые на руку российские военные
сами продавали горцам русских женщин, используя систему пленопродавства в своих
финансовых интересах.
Так, в 1855 году двумя казаками станицы Урупской была
продана в горы казачка этой станицы Марья Зеленская. Женщина пробыла в плену 12
лет и только после окончания военных действий на Северном Кавказе смогла
вернуться в родную станицу. Вот как сама она рассказывает об обстоятельствах
похищения: «Во время военных действий с непокорными горцами, муж мой Панкрат
Зеленский из станицы Урупской был выслан в числе с прочими казаками в
ст.Лабинскую для занятия караула. Я же оставаясь без него одна, терпела от его родных
разные притеснения, особенно от свекра, который подбивался ко мне, чтобы я с
ним жила, на что я не согласилась. И во избежание всякой от него неприятности я
решилась уйти из ст.Урупской в Лабинскую к мужу и там на притеснения свекра ему
пожаловаться… Нашелся казак с предложением доставить меня в Лабинскую, на что я
охотно согласилась, воображая то, что меня дорогой с ним никто не обидит… Он
вывез меня из станицы на огороды, где встретился с другим казаком, стал
говорить шепотом, после чего выдали меня прямо в руки недалеко от нас
находившихся горцев» (Государственный архив Краснодарского Края, ф.254, оп.1.,
д.1044, л.127-127об.). Как показывают материалы дела, преступные казаки
получили за женщину желтую черкеску, пистолет и шаровары.
Судьбы линейных казачек в горах могли быть различными.
Плененные россиянки могли стать женами свободных горцев (Подобный случай
описывается И.Капаевым в его повести «Хота и Мария». (Капаев И.С. Хота и Мария.
//Уплывающие тени. – Ставрополь, 1999. – С. 69-98.)), их наложницами, женами
рабов (а иногда супругами российских беглых военных), просто работницами. Горцы
очень редко женились на своих пленницах (Итоги фольклорно-этнографических
исследований… за 1998 г… С.33.), чаще пленные казачки выходили замуж за попавших в неволю казаков или крестьян
(РГВИА, ф.15264 «Штаб начальника Кубанской Линии», оп.1, д.6, Лл. 1-2.).
Например, захваченная в 1820 г. с двумя дочерьми казачка София Власенко была
выдана ее владельцем черкесским дворянином Супако замуж за российского
человека. В марте 1824 г. она была выкуплена из плена бывшим мужем вместе со
своим двухлетним «незаконнорожденным» ребенком (Щербина Ф.А. История Кубанского
казачьего войска: Репринтное воспроизведение в 2-х томах. Т.2. - Краснодар,
1992. (Репр. воспр.: Екатеринодар, 1910-1913.) – С.524.).
Горцы иногда отдавали пленниц в жены перешедшим на их
сторону российским солдатам. Например, в 1859 году возвратилась «из плена от
горцев казачья дочь станицы Васюринской девица Евдокия Гулева, с прижитыми ею
находившимся там в бегах рядовым Кавказского линейного №2 батальона Василием
Ревельевым, детьми: сыном Николаем 4 и дочерью Параскевью 1-го года». Она была
«водворена на жительство в станице Васюринской, с причислением выше упомянутых
детей ее в эту станицу и с записанием сына Николая в списочное состояние под
фамилией Ревельева» (Государственный архив Краснодарского края, ф.259, оп.1,
д.2452, л. 1-1об.).
Черкесы стремились женить своих рабов, имея для этого вполне
экономическое обоснование: рожденных детей, когда они крепли, отнимали у
родителей и продавали (Клычников Ю.Ю. Очерки истории прошлого народов Северного
Кавказа /Под ред. проф. В.А.Казначеева. – Пятигорск, 2004. - С.72.). Это
провоцировало русских пленников на совершение побегов, рискуя усугубить свое
положение. Например, в феврале 1834 года «выбежал из плена от закубанцев
русский человек Трофим, не помнящий своего прозвания», с четырьмя детьми,
нажитыми в рабстве от русской пленницы. Беглец еще в шестилетнем возрасте был
захвачен во время погрома селения Каменнобродского в 1809 году и больше 20-ти
лет провел в рабстве (РГВИА, ф.15264, оп.1, д.6, Лл.1-2.). Хотя не всегда мужем
пленницы становился русский человек – после смены религии она могла быть выдана
замуж и за горца-мусульманина, находящегося в рабстве у ее хозяина.
То, что российские пленницы являлись в глазах горцев просто
их имуществом, красивым товаром, иногда провоцировало весьма характерные
столкновения между кавказцами. Интересную кабардинскую легенду-быль о подобном
конфликте приводит Венуолис Антонас-Жукаускас: «Однажды задумали оба кунака
наведаться в поселения гяуров далеко за Кубанью и добыть оттуда породистых
коней и красивых женщин. Вызвали они джигитов и из других аулов и отправились в
далекий ночной поход. Не все джигиты вернулись из этого набега, но те, кто
вернулся, привезли с собой богатую добычу. Они быстро поделили ее, но оба
кунака Алибей и Двалибей никак не могли уступить друг другу одну пленницу —
голубоглазую и светловолосую молодую уруску. Алибей предложил за нее Двалибею
всех пленных; Двалибей же в обмен за уруску посулил, кроме пленных, и всех
кровных коней. Алибей отказался в пользу Двалибея от всех захваченных им
женщин; Двалибей давал ему в придачу к ним и одну из своих жен, прекрасную
Фатиму. Алибей положил кунаку на стол свой лучший кинжал в дорогих ножнах с
кубанской насечкой и выгравированной молитвой из священного корана; Двалибей
протянул ему свою кривую саблю из дамасской стали с изображением гроба Магомета
на рукоятке.
Присутствовавшие при дележе мудрые муллы и старые хаджи-мюриды
посоветовали им продать красавицу-уруску в гарем турецкого султана или
персидского шаха и полученные деньги поделить пополам, но соперники не
согласились. Отвергли они и предложение мудрецов — ради спокойствия обоих
кунаков столкнуть пленницу с горы в пропасть или бросить ее в стремительный
Баксан... Нахмурился Алибей, помрачнел и Двалибей. Так как дележ шел во дворе
Алибея, то пленная уруска оставалась в его гареме. Расстались оба кунака уже не
кунаками: Двалибей, уходя, не пожелал мира дому Алибея, а Алибей не проводил
своего бывшего друга до ворот.
Прошло некоторое время. Двалибей теперь охотился один со
своими узденями. И в ночные походы отправлялся он без своего бывшего кунака.
Алибей же обзавелся другими кунаками и так же, как прежде,
нападал на степные караваны и грабил их.
Но однажды ночью, когда он со своими новыми кунаками выехал
в степь, на его саклю внезапно напал Двалибей: перебил евнухов, выкрал из
гарема красавицу-уруску, опозорил и других женщин Алибея. Увидев, что
красавица похищена и гарем обесчещен, вернувшийся из набега Алибей воспылал
страшным гневом и, призвав тотчас абреков и новых своих кунаков, и всю родню,
напал на двор Двалибея. Сначала только перестреливались и рубились мечами, но
скоро выхватили из ножен кинжалы и сошлись грудь с грудью. И полилась кровь
джигитов. Много их пало с одной стороны, не меньше погибло и с другой, но все
же Алибею удалось захватить хоть труп уруски: Двалибей, видя, что ему не
устоять, вонзил ей в грудь кинжал и покинул свою саклю.
И началась между обоими родами кровная месть…»(
Антонас-Жукаускас Венуолис «Кавказские легенды. По мотивам кабардинских
преданий. Скала кровной мести. – Гос.
издательство худ. лит-ры Литовской ССР, 1955. – С. 33-47.).
Российские женщины довольно часто становились служанками
горцев. Ф.Торнау упоминает о плененной на Линии казачке Марии, которая жила
служанкой у черкеса. «Она хорошо говорила по-черкесски, совершенно обжилась в
доме своего господина и не думала возвращаться на русскую сторону, где она все
потеряла со смертью мужа, убитого в ее глазах во время неприятельского
нападения. У нее был сын, абадзехский мальчик, составлявший ее единственную
привязанность и последнюю надежду в жизни» (Торнау Ф.Ф. Воспоминания
кавказского офицера. – М., 2000. (Репр. воспр.: М., 1864.). - С.242.).
Изредка несчастные женщины становились сексуальной утехой
для горских отрядов. Такой случай привел в своих мемуарах граф де Рошешуар,
адъютант императора Александра I. Он описал, как после взятия российским
отрядом одного из черкесских аулов там были захвачено восемь женщин. «Что
касается пленниц, я ожидал увидеть красавиц-черкешенок; но меня постигло полное
разочарование! Все были старые и некрасивые. Одна из них рассказала, что она
казачка, похищенная несколько месяцев назад; ввиду ее беременности у нее
спросили, кто же тому причиной? «Бог его знает, - отвечала она, - их было так
много, что я не знаю, кто отец ребенка!» (Кавказская война: истоки и начало.
1770-1820 годы. – СПб, 2002. – С. 342.)
В большинстве случаев появление детей заставляло казачек
смиряться с положением пленниц. С течением лет они перенимали горские обычаи и
язык. «Кубанские войсковые ведомости» сообщают о казачке Аксинье, вышедшей из
плена «с грудным детем», лет 40-ка, которая «разговор по-русски мало знает»
(Кубанские войсковые ведомости. – 1865. - №16 (24 апреля). – С.3.). Видимо она
была похищена маленькой девочкой и за 30-35 лет, прожитых в горской среде,
практически забыла родной язык.
Такие пленницы даже при имеющейся возможности не
возвращались в родные станицы. Например, информатор Анна Васильевна Верховых из
ст. Воздвиженской рассказывала о своей прабабушке: «Они пошли с сестрой белье
постирать. Девочка вот эта, что моя прабабка, ей было восемь лет. И она-та
стирает, эта стоит, она глянула, шо через речку плывут черкесы. Она гаварит:
«Черкесы идут!» Она гаварит: «Ну, ты бежи», а она - эта, барахло стала
собирать. И они ее взяли». Через двадцать лет, по словам рассказчицы, когда
русские войска заняли Закубанье, «она падходить, разговариваеть:
- Вы откудова?
- Из Майкопского отдела.
- А станица?
- Станица
Воздвиженская.
- И я, — гаварить, — ваздвиженская! -А как...?
- Комарова.
- Ага, а-а-а, что украли? - Да.
Ну, гаварит, и брат цей, уже брат служил там, а брат где-то
на посту был. Она сказала: «У меня трое детей. Два сына женатых. Один еще нет»
За черкеса она вышла замуж... Брата притащили, это уже солдаты русские,они ее
прибрали. Ненашли. Она сказала: «Я поехать-не поеду. У меня уже тут семья. И
дети. И так они больше не встречалися» (Цитата по: Матвеев О.В. Враги,
союзники, соседи: этническая картина мира в исторических представлениях
кубанских казаков. – Краснодар, 2002.- С.63.).
Рассказывает о подобном случае и летописец ст. Кавказской
войсковой старшина А.Д.Ламонов. «В исходе лета 1864 года в ст. Кавказскую
приехала рослая старуха черкешенка с двумя сыновьями лет от 25 до 30, рослыми,
рыжеватыми молодцами. В штабе бригады, в ст.Прочноокопской, черкешенка заявила,
что она давно-давно была взята в плен, назвала станицу «Капкаская» и брата
своего «Огопь», что она желает вернуться в станицу со своим семейством. Она
удивлена была переменой станицы, полагая, что ее привезли не в «Капкасскую», а
в другую какую-то станицу. Как потом оказалось, она взята в плен до 1830 года.
Ее повели в старую, так сказать, станицу; она долго ходила по станице,
отыскивая родной дом; как только вышла на бывшую главную улицу, так прямо
пришла к дому Агапа Калгатина, указывая на дом, сказала; «Кардаш Огоп» (брат
Агап). Радоваться ее возвращению было некому; Агап и его жена умерли. Сын
Агапа, Иосиф, не знал свою тетку.» (Захарченко В.Г. Песни станицы Кавказской. -
Краснодар, 1993. - С.306.). Не найдя в живых брата, старуха уехала из станицы
и, по версии рассказчика, переселилась с детьми в Турцию.
Таким, образом, становясь пленницами горцев казачки
включались в традиционную кавказскую систему торговли женщинами; их судьбы
могли быть различными, но в целом они мало отличались от судеб рабынь
кавказского происхождения.
А. А. Цыбульникова, к.и.н., доцент АГПА
(Из истории и культуры линейного казачества Северного
Кавказа: Материалы шестой международной Кубанско-Терской конференции». –
Краснодар)
Комментарии