«Жена для мужа» и сдержанность чувств у казаков
Жившие на окраинах Российской империи казаки привыкли
постоянно смотреть смерти в глаза, что оставляло след и на их быте, и на их
характере. Русские военные зачастую считали казаков чуть ли не «черкесами» или
«почти бурятами», «калмыками», «татарами» – то есть людьми, тонко знавшими
местные обычаи, привыкшими к местным погодным и природным условиям, но при этом
все равно считали их «своими», русскими.
Они же отмечали в характерах казаков странную двойственность
– постоянную грусть, молчаливость, отрешенность, но при этом и постоянную
готовность к веселью, к дружеским пирушкам, к веселому застолью, к
подначиваниям, к шуткам. Объяснялось это обычно тем, что казак, насмотревшийся
за свою жизнь горя, оставался духовно стойким и при этом не упускал возможности
порадоваться чему было то ни было – празднику, встрече старых друзей или
приезду гостя. Историк Валерий Валерьевич Дзюбан в статье «Интеграция традиций
и обычаев казачества в субкультуре» указывает, что уже само присутствие казака
в доме было поводом для радости; именно поэтому казаки отличались особой
гостеприимностью по отношению к другим казакам. Но при этом от посторонних
можно было часто слышать и упреки, мол, вы казаки – совершеннейшие бирюки,
никогда на людях не покажете своей любви к близким людям, не пройдетесь с женой
в обнимку и не возьмете на руки на улице собственное дитя.
«ЖЕНА ДЛЯ МУЖА»
Внутрисемейные отношения у казаков всегда были особыми.
Старшие всегда довлели над младшими, и нередки были ситуации, когда за столом
старый дед наказывал сына, у которого уже у самого были внуки. Казак должен был
чтить родителей, свято блюсти 10 заповедей Божьих, но в своей семье казак был
главой, а обязанности между мужем и женой были четко разграничены. Отношение к
женщине у казаков было особым.
В семье царил патриархат: «Не муж для жены, а жена для
мужа», «Да убоится жена мужа своего» – так можно было охарактеризовать
отношения. Жена не должна была вмешиваться в мужские дела, а казаку было негоже
вмешиваться в женские.
При этом женщины и дети в казачьих станицах ценились
по-особому. Бережное отношение к ним было обусловлено постоянными вражескими
набегами, военным положением, на котором казаки жили большую часть своей жизни.
Нет в станице женщин и детей – нет у казака будущего, поэтому их берегли пуще
глаза и никому не давали их унижать. Гордая, своенравная женщина, покорная лишь
своему мужу – вот эталон казачьей жены. Кубанский казак, полковник Павел Захарович
Фролов, приводит в своих статьях показательный случай, который произошел во
время I мировой войны.
В 1914 году, когда Хоперский полк казаков двигался к месту
сбора, с казаками, провожая их, на подводах ехали женщины и старики. Одна из
казачек на бричке ненароком проехала колесом по помещичьему полю и замяла
пшеницу. Один из офицеров по фамилии Эрдели, сопровождавший казаков, увидел это
и хлестнул казачку плетью за этот проступок. В ответ из колонны выехал казак и
зарубил офицера.
КАЗАЧЕК В РАБСТВО НЕ УВОДИЛИ
При этом женщина должна была знать свое место и ни под каким
видом не допускалась на казачий круг. А если на круге должны были решить
вопрос, касающийся ее лично, в совете мог принять участие ее представитель –
отец, муж, брат, сын, крестный.
Женщина играла в семье огромную роль – когда казак уходил на
службу или в поход, она фактически оставалась за него, самостоятельно вела
хозяйства и все расчеты, сама покупала, продавала и часто сама принимала
решение, где, что и сколько сеять. В богатых семьях она распределяла работу
между наемными работниками, руководила ими.
При вражеском набеге казачка снимала со стены ружье и могла
помочь мужу отбиться или даже сама могла постоять за детей и стариков.
Известно, что в обороне Азова в 641 году с врагом дралось не менее 800 казачек.
На рынках рабов в Крыму и в Тамани могли быть только дети и юные девушки;
взрослые казачки сражались до смерти.
СДКРЖАННОСТЬ ЧУВСТВ ДИКТОВАЛАСЬ УЧАСТИЕМ К ЧУЖОМУ ГОРЮ
Отношения между мужем и женой часто бывали самыми нежными, однако
на людях супруги, согласно традициям, должны были держаться строго, даже
отчужденно. Диктовалось это заботой о других женщинах.
Из похода казаки возвращались не все: одни, убитые, навсегда
оставались лежать в земле на чужбине, других враги захватывали в плен и там
казнили, третьих продавали в рабство, и лишь тела немногих убитых казаки
привозили в родной хутор. Поэтому часто бывало, что в станице в одном доме –
радость от встречи с любимым мужем и отцом, а в другом – горе, плач и стенания
по погибшему.
Именно ради того, чтобы лишний раз не напоминать овдовевшим
женщинам и осиротевшим детям о том, что у соседей все хорошо, а их муж и отец
лежит в сырой земле, казаки с женами на людях держались отчужденно, не
выказывая радостных чувств. Они никогда не ходили по улице с женами обнявшись
или даже под руку. Жена должна была ступать следом за казаком, чуть поодаль от
него.
По этой же самой причине – чтобы не напоминать другим
казачкам лишний раз о погибших мужьях и отцах, казаки никогда на улице не брали
на руки маленьких детей, проявляя на людях крайнюю сдержанность в чувствах.
Ведь сын или дочь погибшего сослуживца могли спросить свою мать, где же их
отец, и этим надолго выбить женщину из привычной колеи. Впрочем, это не мешало
казакам проявлять чувства дома или во дворе – там они могли от души наиграться
с детьми, обнимать их и подкидывать в воздух.
Комментарии