В этот день
Традиции казачества
Календарь казачества
Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Перекопский пластун Осип Зубов

На крутом берегу Дона, вот уже несколько столетий стоит станица Перекопская, когда-то богатая и многолюдная. А ныне от её былого великолепия, остался лишь храм Богоявления Господня, хоть и действующий, но запущенный, да редкие курени, где всё ещё живут люди...

И где-то на старом, поросшим бурьяном станичном кладбище, находится безымянная могила, в которой упокоился на веки, знаменитый уроженец станицы Перекопской, Осип Иванович Зубов, георгиевский кавалер, герой обороны Севастополя (1854-1855годов).

Богоявленская церковь в станице Перекопской

Упорная оборона русскими солдатами и матросами Севастополя известна всему миру. В ней ярко сказалась храбрость и стойкость Николаевского солдата. Но среди храбрых и стойких выделились особо храбрые, делавшие чудеса храбрости, совершавшие сказочные подвиги. В числе таких отчаянно храбрых людей были матрос Кошка и Перекопской станицы Области войска Донского казак Осип Иванович Зубов. Этого смелого донца знал весь Севастополь. Он родился в 1800 году и его по возрасту не взяли в регулярные войска, поэтому в Севастополь Зубов попал охотником, без чинов и званий, поступивши в 67-й донской Маркова полк. Ему уже было 55 лет, почти 30 из них он провел на военной службе, но он был силен, бодр, ловок и отчаянно храбр. После сражения на речке Альме полк Маркова для несения пикетной службы на заставах перешел в Севастополь, и с полком попал в Севастополь и Зубов. Зубов отпросился на бастионы, туда, где служба была лицом к лицу со смертью. Его назначили к матросам на 3-й бастион к контр-адмиралу Панфилову. Хорошо чувствовал себя в этой страшной боевой обстановке смелый донской казак.

В военных сводках из осажденного Севастополя Осипа Зубова чуть ли не каждый день упоминали как героя. Пригодился боевой опыт, полученный на Кавказе, на Кубанских кордонах. С молодых лет научился Зубов особому казачьему искусству – был пластуном. Их еще охотниками называли: выслеживая врагов, часами лежали в засаде без движения. В рукопашном бою не было им равных, владели всеми видами оружия, кинжалом – не хуже горцев. Так что Осип Иванович по прибытии в Крым сразу попросился в отряд охотников – так сказать, по специальности.

Осип Иванович Зубов 

Отряд особого назначения

Крымские охотники наводили ужас на неприятелей – англичан и французов. Нападали только по ночам, внезапно и бесшумно, снимали часовых, захватывали пленных и оружие.

24 ноября 1854 года Зубов с матросами Кошкою, Кузьменко и Болотниковым и несколькими солдатами при офицере были назначены на вылазку, на Зеленую гору, на английскую батарею. Ночь была не темная. Осторожно сползли со своего вала и тихо, крадучись, пошли к неприятелю. Зубов шел и все время про себя читал молитвы: «Живый в помощи Вышнего, в крови Бога небесного водворится», а потом «Возлюблю Тя, Господи, крепость моя». И за молитвами и страх у него пропал. Подкрались они к батарее и вдруг, с криком «Ура» бросились на англичан. Многих покололи, а шестерых взяли в плен и с ними одно орудие. Возвратились к рассвету усталые и измученные. Зубов, весь облитый потом и кровью, был представлен своему начальнику офицером, ходившим на вылазку.

- Этот казак, - сказал он, - достоин первого креста. После этой вылазки уже Зубов или Кошка назначались начальниками передовых цепей.

Под 5-е декабря Зубов вместе с Кошкою повели полтораста человек солдат на ту же батарею. Ночь была опять такая же тихая. Звезды мигали на темно-синем небе. Осторожно подползли наши солдаты к батарее. Вот и темная насыпь. Чуть заметен закутавшийся в плащ часовой.

- Ура! - вполголоса сказал начальник резерва.

- Ура! -закричали в цепи, и Зубов первый вскочил в окоп. Тут его сильно ударило в левый висок. Но Зубов не чуял боли. Он влетел в толпу сбежавшихся англичан и давай колотить их ружейным прикладом. Да так избил их, что те побежали, а Зубов с товарищами - за ними. Тут увидал Зубов, что по траншее бежит английский штаб-офицер в густых эполетах. Зубов бросился на него и ударил прикладом, тот обернулся и взмахнул палашом, но старый казак не испугался и подставил ружье. Палаш звякнул о ствол и переломился надвое. Зубов ударил его опять прикладом, схватил за волосы и потащил из траншеи. Тяжелый оказался англичанин. Зубов чуть не упал с ним. Вытащил его и погнал перед собою к нашим. Наши уже кончили свое дело и уходили. В это время англичане открыли по отступавшей вылазке жестокий огонь. Англичанин тут сам побежал, да еще и кричал: «Скорей русс! Скорей!»

За это дело Зубов был произведен в урядники, а затем и он и Кошка получили для ношения на шее благословенные кресты, подарок Императрицы Александры Феодоровны.

Матрос Петр Кошка 

Крестный бой

Триста дней под непрерывной бомбежкой защищали Севастополь. И земля, и море – в огне. Старый казак духом не падал и товарищей ободрял. Старался каждый день прожить как последний: «Перед лицом смерти ни одного греха, ни одной дурной мысли мне и в голову не приходило». По ночам, если вылазки не было, Зубов зажигал в землянке лампадку и псалмы читал. Он по характеру очень тихий был, молчаливый. Но в атаку всегда первым бросался. Все думали – раз всю жизнь воевал, значит, страха не ведает. На самом деле со страхом своим Осип Иванович расстался навсегда именно здесь, в Севастополе. И не он один… В ночь на 11 марта 1855 года русские отряды атаковали французов. А к тем неожиданно резерв подошел. Наши растерялись: противников все больше и больше, окружают со всех сторон, бежать некуда. Вдруг, заглушая выстрелы и крики, торжественно и грозно зазвучал тропарь…

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православному воинству нашему на сопротивныя, даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство…

Подняв крест, медленно шел вперед на неприятеля полковой священник отец Иоанникий. Бой остановился, все замерли. А потом оказалось, что мир вокруг изменился. «Страха проклятого, ненавистного этого страха не стало» – вспоминал Зубов. Уже через пару минут началась отчаянная атака, и враги дрогнули.

Иеромонах Иоанникий (Савинов) в том бою был ранен и награжден Георгиевским крестом за храбрость. Рана не заживала, через три месяца он скончался. Осип Иванович Зубов остался в живых и сражался на бастионах до конца войны. Домой вернулся не побеждённый, с гордо поднятой седой головой. Пастырь и Воин одержали эту победу вместе.

И до последних дней продержался Зубов на бастионе, храбро ходя в вылазки и отражая жестокие штурмы.

Опустела сейчас станица... Но как знать, может после всех невзгод и потрясений, пронёсшихся над нашей землёй возродится она нашими стараниями? Вернутся в неё казаки, ищущие неизвестно что в дальних краях, не подозревая, что всё что им надо, находится здесь, где успокоится мятежная душа, где сама родная земля, вода тихого Дона и чистый, настоянный на разнотравье степной воздух, дают тебе силы.

И памятник герою-казаку Осипу Ивановичу Зубову, ещё займёт своё почётное место в центре станицы и наши дети, дети детей, а потом уже и их дети, принесут к его подножию цветы, в память о своих великих предках и воздавая им славу.

источники:

https://zen.yandex.ru/media/id/5b2947c36d38e400a8ac865c/kazak-stanicy-perekopskoi-osip-ivanovich-zubov-5c607525a2232200ad2cd73b

«Картины былого Тихого Дона». Книга первая. П.Н.Краснов

16:10
2689

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Еще о казачестве
Доблесть казаков-пластунов во время Крымской кампании
Казачьи команды особого назначения
Славный бой гребенских казаков под Ак-Булат-Юртом (попытка реконструкции)
Как казаки оказались на африканском континенте