Забытые казачества центральной России
Многие, особенно москвичи, наверняка обращают внимание, что не далее, чем в двухстах километрах к югу от столицы начинает резко отличаться местный говор. Самой характерной особенностью коренных жителей Тульской области (но далеко не всех) является произношение «г» с придыханием, как в Южной России и Украине.
По утверждениям лингвистов,
к югу от среднего течения Оки, в Тульской и Рязанской
областях, уже начинается область распространения южнорусских диалектов,
одной из характерных особенностей которого как раз и является
«гэканье». Этническая история юга Центральной России
и Центрально-Чернозёмного региона довольно сложна. Ведь ещё пятьсот
лет назад тут начиналось «Дикое поле», где почти не было
оседлого населения, и часто кочевали татары, ногайцы и другие народы
степи. Об этом сообщает Рамблер.
Рязанские и мещерские казаки
Впервые этноним «казак» встречается в тюркских
источниках начала XIV (а по некоторым данным —
и середины XIII) века. В русских источниках это название
появляется спустя 150-200 лет и приурочено
как раз к Рязанской земле.
В 1444 году в Переяславле-Рязанском (нынешней Рязани) зимовал со своим войском сын казанского царя Улу-Мухаммеда царевич Мустафа. Московский великий князь Василий II, прознав про это, отправил против него войско. В войске были также мордва и рязанские казаки. На реке Листани (Листвянке) Мустафа был настигнут, окружён, и всё его войско перебито. Так описывают данное происшествие русские летописи.
Как обычно, из одного источника нельзя составить
полного представления о событии. Остаются непонятными мотивы московского
князя, а также, почему Мустафа свободно пришёл в землю вроде
бы чужого ему государства. Причём летопись ничего не сообщает о чинимых
им там насилиях и разорениях. Также непонятно, почему
в качестве действующей стороны не упомянуты сами рязанцы (рязанские
казаки это всё-таки другая группа).
Дело становится понятнее, если вспомнить, что спустя
год казанское войско разбило под Суздалем московское, причём Василий
II попал в плен. А впоследствии другой сын Улу-Мухаммеда
восстал против отца и стал вассалом Москвы во главе царства,
названного его именем — Касимовским, и просуществовавшим больше
двух веков.
Вероятно, Мустафа ещё раньше попытался отложиться
от отца и с этой целью отправился в Рязанские
и Мещерские земли искать себе поддержки. В Переяславль-Рязанский
он вступил по просьбе жителей. Однако тот факт,
что ему пришлось принять бой не в городских стенах, говорит
о том, что рязанцы не решились активно выступить на его стороне.
Ну и, наконец, если у московского князя
не было мотивов воевать с Мустафой, то такой мотив
был у казанского царя. И войско, разбившее Мустафу,
как годом позже — Василия Тёмного, было, на самом деле, войском
Улу-Мухаммеда. На стороне законного казанского царя выступили
его подданные — рязанские казаки и мордва.
Позднее известны мещёрские или городецкие
(от Городка Мещёрского — столицы Касимовского царства, ныне —
города Касимова) казаки или мишари. Они, наряду с мордвой, составляли
основную массу населения Касимовского царства. Немало
их ещё в XVI веке, после ликвидации независимого Рязанского
княжества, вступило непосредственно в московскую службу. По мере
расширения пределов России, мишари переселились нести службу на Волгу
и на Урал.
Достоверно неизвестно, идёт ли тут речь
о простой смене названия казаков с рязанских на мещёрских.
Некоторые предполагают, что с падением независимости Рязани рязанские
казаки ушли на Хопёр и Дон. Многие песни и обычаи
в Рязанской губернии до начала ХХ века совпадали с таковыми
у гребенских казаков на Тереке, в XVI веке пришедших
с Хопра.
Новосильские казаки
Ещё в начале ХХ века большая группа крестьян в Тульской губернии называлась казаками, хотя не имела такого официального статуса. Они сильно отличались от населения окружающих сёл своими обычаями, одеждой и говором. Причём эти казаки, в противоположность большинству туляков, произносили «г» твёрдо даже в словах «его», «какого» и т.п.
Группа казаков. Село Вышняя Залегощь (в наст. вр.
исчезнувшее село), Новосильский уезд Тульской губернии. 1902 год.
Чуть больше ста лет назад называвшие себя казаками
жили в нескольких сёлах Новосильского и Ефремовского уездов Тульской
губернии (сейчас на территории Орловской и Тульской областей).
Их происхождение было различным. Некоторые выводили себя с Дона,
другие — из запорожских казаков. Те и другие осели
в этих местах при Иване Грозном.
Впрочем, есть основания считать, что предки
новосильских казаков пришли сюда ещё раньше — в XV веке.
Тогда севрюки — потомки славянского племени северян — начали заселять
обезлюдевшее Новосильское княжество, зависимое от Литвы. С потомками
севрюков — саянами — новосильские казаки имели общий говор.
В документах новосильские казаки достоверно известны с 1644 года,
когда царь Михаил Фёдорович выдал им жалованную грамоту. В 1765 году
они были обращены в государственных крестьян.
Этнографы отмечали в новосильских казаках в конце
XIX века лень, бесхозяйственность, отсутствие побочных промыслов, крайнее
суеверие, почитание духовенства, и в то же время отсутствие
заискивания в обращении к представителям высших сословий.
Севрюки, или северские казаки
Земли нынешних Брянской, Курской, Белгородской, большей
части Орловской областей в домонгольское время входили в состав
Чернигово-Северского княжества. Племенное имя северян (севрюки) удержалось
здесь надолго.
В XV-XVI вв. севрюки обитали по рекам Десна, Сейм, Сула, Ворскла, Оскол. В начале XVI века большая их часть вошла в состав Московского государства. Здесь они вели типично казачий образ жизни. Северская украйна была для беглых крестьян ещё более привлекательной, чем Дон, так как находилась ближе. В начале XVII века она стала базой для многочисленных ратей Смутного времени — Хлопка, Болотникова, обоих Лжедмитриев, Заруцкого, Лисовского. Однако в ходе Смутного времени северское казачество оказалось в значительной степени истреблено, а его земли снова разделены между Москвой и Литвой.
Потомки севрюков под именем саянов были известны
этнографам ещё и в начале ХХ века. Жили
они во многих уездах Курской губернии (ныне Курской
и Белгородской областей), а также в Новосильском уезде Тульской
губернии. Насчитывалось около 30 тысяч саянов. Часть их, жившая южнее
Курска, называлась также мамонами, а под Старым Осколом —
цуканами. Последние отличались от саянов «цоканьем»: произношением «ц»
вместо «ч», тогда как все прочие саяны, напротив, не проговаривали
«ц», заменяя его на «с».
Этнографы конца XIX — начала ХХ века отмечали
среди саянов исключительно высокую (для русских) долю высоких,
светловолосых и светлоглазых, долихокефальных людей (т.н. нордический
тип).
Комментарии