Степной ЗАГС прошлого
Казаки раньше жили как на пороховой бочке, ведь отвоёванные у турок и татар земли надо было постоянно защищать. Их жёны тоже всегда могли встать рядом и вместе с мужем обороняться от врагов. Они прекрасно скакали на лошадях, умели обращаться с огнестрельным и холодным оружием. При этом казачки были и отличными хозяйками. Если муж на войне, то женщины делали всю мужскую работу: пахали, сеяли, косили и даже ходили на рыбалку. Свой дом они содержали в порядке.
Встаньте в круг
Среди казаков в XVII веке женатых было мало. Всё время в
походах, сражениях, до семьи ли тут. Из набегов привозили женщин - черкешенок,
турчанок, персиянок.
«Сохранились сведения, что только зимой 1634-1635 годов
казаки привели в свои городки 800 женщин с Чубура и 935 с Очаковской (старое название
Ачаковская) косы. Бывали и обратные ситуации, когда татары или турки
захватывали казачку или русскую девушку. Иногда через несколько лет её
освобождали. Но у бывшей пленницы уже, как правило, были дети, которых женщина
забирала с собой.
Полукровок-приёмышей называли «тумой», а детей, рождённых от
брака казака с неказачкой, по происхождению звали «болдырь» (возможно это
заимствование из калмыцкого языка, где словом baldr называли незаконнорождённых).
По сей день фамилия Болдыревы - одна из самых распространённых в донских
землях».
До XVII века браки заключались на кругу (майдане).
Происходило это так: перед собравшимися выступали женщина и мужчина. Казак
говорил: «Ты (называл имя), будь мне женой!». В ответ будущая супруга должна
была произнести: «А ты будь мне мужем!». И поскольку решение, принятое на
кругу, имело силу закона, то брак считался заключённым.
Сожительство мужчины и женщины без одобрения круга считалось
блудом, и виновные могли понести очень строгое наказание. И позже, когда на
Дону стало обязательным венчаться в храме, то казаки всё равно сначала
заключали по обычаю брак на кругу, и только потом молодые отправлялись в
церковь.
На кругу совершались и разводы. И тоже без лишних церемоний.
Муж приводил жену и сообщал казакам: «Атаманы, молодцы! Она была услужливая и
верная супруга. Теперь она мне не жена, а я ей не муж». Такая жена называлась
«отказанной», и её мог тут же взять замуж другой мужчина. В церемонии даже была
некая романтика - новый супруг прикрывал казачку полой своего кафтана, тем
самым защищая её от бесчестия и обид.
Любопытно, впрочем, что инициатором развода могла быть и
женщина, если, конечно, её поддерживали на кругу. Лишь позже, когда брак стал в
обязательном порядке освящаться церковью, развестись стало почти невозможно.
Каша для папаши
Рождению сына радовались больше, чем рождению дочери.
Казачье сообщество было в первую очередь содружеством воинов, и рождение
мальчика увеличивало силу сообщества, мальчик был продолжателем рода. Кроме
того, он приносил в семью земельный пай. Мальчику при достижении 17 лет давали
землю, а на девочку надел не нарезали.
Но это можно объяснить тем, что казак, идущий на службу,
должен был взять с собой двух лошадей - строевую и вьючную для поклажи,
справить обмундирование и обзавестись оружием. Всё это стоило 200-250 рублей.
Это примерно годовой доход семьи со средним достатком. Мальчиков воспитывали
как будущих воинов. В пять лет они уже скакали на лошадях. Стрелять учили с
семи лет. Рубить шашкой - с десяти. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед -
все были воины. Создавалась традиция службы и уважения к ней.
Рождение девочки отмечали не так широко, это был тихий
домашний праздник. Мама и бабушки первым делом обмывали новорождённую «смывали
с дочушки заботы». А для отца варили кашу, которую солили, перчили и горчили
сверх меры. Отец должен был съесть всё до последней ложки, дабы его дочери
меньше горечи досталось в жизни.
Девочек с раннего детства приучали к труду: стирать, мыть
полы, шить. Но главная их обязанность - быть нянькой у младших братьев и
сестёр. Так, например, пятилетняя малышка уже присматривала за трёхлетним
братиком.
Казачки в основном были чистюли. Для них грязный дом или
неопрятный муж и дети - это удар по самолюбию и женскому достоинству. Курени
мыли несколько раз в год и внутри, и снаружи. Внутренние стены белили, а
наружные желтили глиной. Двор тоже содержали в чистоте: мели, посыпали песком,
обязательно сажали цветы. А вот полы в комнатах не красили. Объясняли так:
крашеный пол - холодный, по нему неприятно ходить босиком. Зато некрашеный -
это тёплое и живое дерево.
Хорошей хозяйкой считалась казачка, у которой всегда была
наготовлена еда, чисто выстирано и правильно повешено на верёвке бельё, а
приходившие на чай или кохвий (кофе) соседки, всегда обращали внимание, есть ли
чернота на ручке чайника, там, где она прикреплялась. Если это место чистое, то
казачка настоящая хозяйка. Её так и называли - «додельница», «чистотка».
Дочерей из такой семьи брали замуж охотно, считалось, что и
они будут отличными хозяйками, знающими казачьи обычаи и традиции.
Те казачки, чьи курени стояли недалеко от реки, зимой и
летом стирали в Дону. Использовали при этом рубель (деревянную доску с
вырубленными поперечными желобками для катания белья) и мыло. Иногда вместо
мыла применяли золу. Сжигали стебли подсолнечника, образовавшуюся золу
складывали в холщовый мешок и клали его при стирке в корыто с водой. Вода от
этого становилась мыльной.
Не тихий Дон
«Характер у донских женщин был свободолюбивый, гордый,
властный. Им чужды были покорность и забитость. Ведь они не знали рабства,
крепостного права. Традиционно они никогда не шли в услужение к помещикам и
богачам. А когда муж на службе и в длительных походах, казачка сама принимала
серьёзные решения по всем житейским вопросам.
Известно, что во время войны 1812 года на Дону провели
поголовное ополчение. В хуторах и станицах остались лишь женщины, дети и совсем
немощные старики. После окончания войны атаман Матвей Платов, вернувшись в
родные края, был поражён тем, как всё это время самоотверженно трудились
женщины.
Он даже издал приказ по Войску Донскому: «Всем известно,
когда враг нагло вторгся в пределы России с огнём и мечом в руках, воины
донские, начиная от старого до малого, летели на ратное поле. Край Донской
остался почти безлюдным. После завершения войны казаки вернулись в свои дома,
оставленные без надлежащего надзора, что же они там нашли? Тот же порядок, то
же благоустройство. Жёны донские сохранили верность и привязанность, они
сохранили дома и имущество, растили детей. Такое усердие, такая привязанность и
уважение жён донских мужьям своим заслуживает особой похвалы...»
Комментарии