Первые летописные упоминания о казаках
Широко известно церковное предание о передаче донскими казаками Дмитрию Донскому после Куликовской битвы своих святынь. Там казаки описаны как малоизвестный на Руси «народ христианский, воинского чина» живущий где-то на Дону, имеющий там «города», в которых он хранит свои чудотворные иконы.
Косвенным подтверждением подлинности предания служит
почитание Гребневской (Гребенской) иконы Божией Матери (подлинник исчез в 1918
г.), но первыми достоверно известными казаками были татары. Так, по литовским
летописям известен казак Мамай, что спас великого князя Витовта после разгрома
на Ворскле в 1399/1400 году* и ставший в благодарность за это первым из князей
Глинских.
По русским же летописям, как до сих пор считалось, первое
упоминание о казаках (рязанских) относится к 1443/1444 году, но недавно автору
этих строк удалось обнаружить еще более раннее, хотя и косвенное известие.
При сплошном прочтении летописных источников XY в. на
предмет выявления особенностей русского военного искусства в период после
Куликовской битвы в псковских летописях встретилось сообщение о том, что в 1405
г. посадник Юрий Филиппович Козачкович руководил походом под г. Ржеву
(Псковские летописи Т.I.-С.28, М.-.Л.1941.).
Как видим, прозвище посадника показывает, что не позднее
второй половины XIV в. в Пскове жил некто Филипп по прозванию Козачок. Таким
образом употребляется не только само слово (и понятие) "казак”, но и его
уменьшительная форма.
Слово написано в своем первоначальном виде - по-тюркски,
через «о» (в современном украинском варианте), это аргумент не в пользу
«удревнителей», производящих казаков от ка-саков или касогов.
Прозвище, возможно, свидетельствует о социальном статусе его
носителя. Если допустить аналогию с новым временем, когда «казаками» или
«казачками» в России, называли зависимых людей, находящихся в услужении, часто
детей (в отличие от настоящего казака), для данного периода можно предположить,
что «казачок» - это частный охранник, например, у купца. Во всяком случае, если
были казачки, то тем более – были и казаки. Хотя необходимо учитывать и
известную двойственность этого понятия в русском языке. Например, в вологодском
говоре вплоть до начала XX века «козак» - аналог батрака и даже более того –
«пришлый не имеющий имущества, живущий наемным трудом». Но, во всяком, случае,
это татарское заимствование известно, как видим, не позднее XIV в. и
предполагает существование настоящих казаков, хотя бы и татарских, еще ранее.
Упомянув выше о событиях 1444 г. следует познакомить
читателей с ними подробнее. Наиболее полный рассказ о них сохранили
Ермолинская, а из позднейших – Никоновская летописи.
В 1443/1444 году осенью «Царевич» (т.е. чингизид) Мустафа с
большим войском разорял Рязанскую землю. После этого татары, стоя под стенами
Переяславля Рязанского «продавали» полон. Т.е. рязанцы выкупали у них
пленников. В ту осень вся степь выгорела от пожаров, а зима настала необычайно
лютая, с чрезвычайно сильными ветрами и морозами, от чего стали гибнуть
татарские кони. Это заставило Мустафу вернуться к Рязани уже «миром»,
рассчитывая здесь зазимовать. Его с приближенными впустили в город, но татары
стали по обыкновению бесчинствовать и рязанцы выгнали «царевича» вон. Деваться
ему было некуда, и он встал станом неподалеку, на речке Листани, терпя от
голода и стужи. Прогнать его «в поле» у рязанцев не хватало сил и они, по-видимому,
дали знать об этом в Москву.
Великий князь Василий Васильевич, узнав о том, что отряд татар попал в ловушку отправил в помощь рязанцам свой «двор» под командой воевод князя Василия Оболенского и боярина Андрея Голтяева, а также «мордву на ртах» т.е. на лыжах. Вероятно, этот отряд был вызван из недавно присоединенной Мещеры (современный Касимов).
Воеводы нашли стан Мустафы на прежнем месте и напали на
него. Обезлошадевшие татары были худы и слабы, а от сильного мороза и ветра
главное их оружие – луки и стрелы «ни во что же быша», однако не сдавались, «но
резашася крепко». Мордва была вооружена рогатинами, сулицами и саблями,
рязанские казаки, ударившие с другой стороны, были вооружены тем же (наличие
рогатин у казаков однозначно свидетельствует, что они были не татарского
происхождения), к тому же они также действовали на лыжах(!). Кроме того, по
пути к Рязани была собрана большая пешая рать из горожан и
крестьян-добровольцев (крайне редкий случай для той эпохи) вооруженная
«ослопами» т.е. дубьем, рогатинами и топорами.
Наконец христиане одолели. Множество татар было убито, в том
числе сам Мустафа «и князей с ним многих избиша», пленили трех «князей» и
множество прочих. Судя по гибели и захвату военачальников можно считать, что
вообще мало кто из татар унес ноги с Листани.
Этим сообщением ранние летописные данные о казачестве не
ограничиваются, но если изложенный выше эпизод широко известен, в том числе и
как первое зафиксированное упоминание об использовании лыж на войне, то
следующее, кажется, нигде в литературе по истории казачества не приводится.
Уже в следующем 1445 году первый казанский хан Улу-Мухаммед,
понеся осенью потери от московских войск под Муромом и Гороховцем вынужден был
искать подкреплений на стороне и послал «въ Черкасы по люди и приде две тысячи
казаковъ» (Ермолинская летопись –С.201.). С ними хан разорил г. Лух (на востоке
современной Ивановской области). Остается только гадать, куда он посылал, уже
на Днепр, или еще в Пятигорье, что на Северном Кавказе.
Сообщение это, в отличие от псковского, лежит, что
называется на поверхности», но до сих пор замалчивалось, вероятно из ложно
понимаемой «дружбы с братским украинским народом». Не с тех ли пор закрепилось
на Руси за запорожцами название «черкасы», когда они впервые показали свой
нрав?
Следующее, повторенное во всех основных летописных сводах,
упоминание о казаках, на этот раз в составе московского войска, непонятно
почему не используемое исследователями казачества, относится ко времени первой
московско-казанской войны. Великий князь Иван Васильевич «…дворъ свои, послалъ
на Каму воевати местъ Казанскыхъ съ Москвы к Галичу, Руна с казакы…» (Русские
летописи. Т.I. Симеоновская лет.-С.300. Рязань, 1997). В Галиче и далее по
маршруту в Вологде, Устюге и Вятке к казацко-дворянскому войску присоединялись
новые отряды. От Вятки рать плыла в насадах и успешно действовала затем на
Нижней Вятке.
Казачий отряд возглавил видный представитель двора великого
князя, воевода из дворян Иван Руно, отличившийся в этом походе и на следующий
год ставший непосредственным организатором нападения на Казань. То, что
отправлялся этот отряд из Москвы позволяет предположить, что в его состав
входили и московские «охочие люди» из посадского населения. Откуда прибыли
казаки в Москву неизвестно. Таким образом есть основания считать 1468 г. датой
начала пребывания казаков в Москве.
Продолжая тему «казачьего воеводы» следует добавить, что в 1469
г. произошло экстраординарное для московского войска событие. Когда назначенный
великим князем воевода-рюрикович, ссылаясь на отсутствие указаний из Москвы,
упустил инициативу, и утратил контроль над «личным составом», войско,
по-казачьи встав в круг(!), избрало себе не родовитого, но популярного
предводителя. Нет сомнения, что это произошло по инициативе и под
непосредственным влиянием казаков, навязавших другим отрядам полюбившегося им
«атамана», с чем остальным, в том числе и князьям, пришлось согласиться.
В заключение, возвращаясь к проблеме определения начала
бытования на Руси слова «казак», автор считает возможным высказать следующее
суждение.
Это тюркское слово было, скорее всего, знакомо русским и до
нашествия монголов, но в источниках его носители обозначались, по обыкновению
подавляющего большинства наших летописцев, как и всякое иностранное слово, - в
переводе. Поскольку основным его значением является «вольный человек»,
порвавший связи с традиционным оседлым обществом и государством, т.е., говоря
современным языком - «бродяга», то и в летописях XII – нач. XIII вв. их
называли бродниками (автор допускает возникающую здесь двойственность в связи
со средой обитания - гл. бр. по берегам рек, «на бродах»).
Не покушаясь на степные пастбища кочевников, такие общины,
обитая в лесистых поймах рек и достигнув достаточных размеров, вполне могли
уживаться с ними (т.к. не являлись легкой добычей), вступая во взаимовыгодные
контакты. Когда же господствующим в Восточной Европе стало государство
чингизидов «Золотая Орда» ее тюркский язык, естественно повысил свой статус на
Руси, а русский, в свою очередь, приобрел массу ордынских заимствований, в
числе которых были и «казак» и «атаман». Впервые «Ватаман» встречается в
договоре Новгорода с великим князем, датированным 1279 г. (Акты Великого
Новгорода и Пскова), – как глава промысловой ватаги в Поморье. Само же слово в
первоначальном значении означает – старший над пастухами, гуртоправ. Не
исключено его изначально готское происхождение.
Поскольку эти два слова-понятия практически являются парными
(ведь, как правило, атаман это не кто иной, как глава казаков), то следует
считать, что оба они утвердились в русском языке примерно в середине XIII в.
При этом понятие «бродник» на Руси не исчезло сразу, а сохранилось (по крайней
мере в ее пределах) именно на традиционной территории их существования – Южной
Рязанщие. «Бродни» упоминаются еще в середине XIV столетия, в связи с началом
правления князя Олега, в качестве части местного воинства.
Исходя из этого, и учитывая исследования Воронежских
археологов (А.А. Шенников), естественно было бы еще раз, с высокой долей
уверенности, предположить, что, вероятно не составлявшее в организационном
плане единой общины, но объединенное образом жизни и зачатками собственной
идеологии христианское бродничество, тяготеющее к рязанской границе Руси (р.
Воронеж, восточнее – опушка Мещеры), ордынской границе по р. Хопру и буферной
зоне между ними (т.н. Червленый Яр), никогда не исчезало здесь, существуя как
славяно-тюркский симбиоз, благодаря постоянному притоку добровольцев, по
крайней мере с XII в. В благоприятных условиях, обусловленных крахом Большой
Орды в конце XV – нач. XVI в., оно дало начало донскому казачеству.
Двойная
датировка для событий XY в. принята ввиду разнобоя в источниках. В одних
летописях уже принято было церковное новолетие с 1 сентября, другие же
следовали древней традиции – с 1 марта.
Комментарии