Казаки "ло-ча"
После взятия китайскими войсками в 1685 году острога Албазин
на Амуре часть русских казаков была уведена в Пекин. Казаки быстро
ассимилировались и уже в начале XVIII века больше походили на китайцев. Тем не
менее одним из основных мотивов открытия в 1716 году в Пекине Русской духовной
миссии (РДМ) было как раз окормление албазинцев.
В XIX веке албазинцы почти полностью потеряли свое привилегированное положение в китайской армии, современники описывали их как людей заносчивых, гордящихся своим гвардейским прошлым, считавших всякое занятие недостойным. Многие албазинцы так или иначе были связаны с РДМ. Но российское духовенство относилось к ним довольно пренебрежительно, считая, что они отступятся и от православия, и от миссии, как только перестанут получать от нее помощь. Восстание ихэтуаней в 1900 году доказало несправедливость такого отношения к албазинцам. Радикально настроенные против европейцев и христиан ихэтуани сожгли дотла территорию миссии, уничтожили несколько сот православных китайцев, большинство из которых были албазинцами. Избежать смерти было нетрудно — ихэтуани требовали от китайцев только отречься от Христа. Но албазинцы сознательно шли на смерть.
Уцелевшие после восстания ихэтуаней албазинцы со своей
иконой-святыней. 1901 год
После восстания ихэтуаней РДМ восстанавливалась на той
территории, которую когда-то император выделил для своей Русской сотни. В 1904
году в память о погибших за веру Христову китайцах в центре миссии был построен
оригинальной архитектуры храм Всех святых мучеников, в склепе которого в
мраморных гробницах поместили останки жертв ихэтуаней.
Почти все албазинцы работали либо при миссии, либо (после революции 1917 года) в русских эмигрантских организациях. Приход к власти китайских коммунистов в 1949 году привел к исчезновению русской диаспоры, а впоследствии и РДМ.
Храм Всех святых мучеников на северном подворье РДМ
Их невозможно отличить от китайцев. По-русски они не
говорят. Однако предков своих помнят и сохраняют русские имена и фамилии, что
отображается в их китайских паспортах: Ду — Дубинины, Яо — Яковлевы.
Отыскать албазинцев — задача не из легких. В среде
современной русской диаспоры в Пекине о потомках албазинских казаков знают и
лишь изредка с ними встречаются. Сами албазинцы какой-то единой общиной не
являются. Они непросто идут на контакт, по-русски не говорят, мало кто из них
знает какой-либо другой язык, кроме китайского. Тем не менее албазинцы гордятся
своим происхождением, сохраняют некоторые русские традиции и, как они считают,
самое главное — православную веру.
Албазинцы помнят свои русские фамилии благодаря древней китайской традиции составлять родовые таблички — цзяпу. В старом Китае цзяпу имелись даже у крестьян, записывавших на них имена предков, живших сотни лет назад. Что касается истории переселения в Китай, то ее рассказывали так. После взятия китайцами острога Албазин (в китайской традиции — Яксы) 45 пленных казаков, героически оборонявших приграничную крепостицу, привели в Пекин. Версию о добровольном переходе на службу к китайскому императору албазинцы отрицают категорически. Весь путь пленники проделали пешком, большинство при этом погибли. До столицы Китая смогли добраться представители пяти фамилий: Дубинины (в Китае ставшие Ду), Яковлевы (Яо), Романовы (Ло), Хабаровы (Хэ) и Холостовы (Хо).
Правитель Китая оценил мужество и боевые качества казаков: в
составе личной императорской гвардии была создана специальная Русская сотня. А
самих албазинцев китайцы называли "ло-ча". Казакам положили хорошее
жалованье, дали землю, дома, жен. Последними были то ли придворные девицы, то
ли вдовы казненных преступников — в разных семьях бытуют различные версии. Так
албазинские казаки стали смешиваться с китайцами, превратившись в особое
этническое сообщество — китайское по языку и православное по вере.
Сколько сейчас албазинцев в Китае — подсчитать сложно. Сами албазинцы говорят, что их приблизительно 300–400 человек. Большинство живут в Пекине, несколько десятков — в Тяньцзине, есть албазинцы в Харбине, Шанхае, Ухани, вероятно, и в других крупных городах. Из пяти родов, приведенных в Китай, до нашего времени сохранились представители трех фамилий — Ду, Яо и Ло. Самым многочисленным является род Дубининых (Ду).
Дубинины
Примерно до 2000 года большинство албазинцев проживали
недалеко от российского посольства в Пекине. После реконструкции квартала они
разъехались по всему городу.
Самую суть своего русского духа албазинцы видят в
православной вере. Собственно, это главный показатель, по которому они отличают
албазинца от китайца, пусть даже кто-то из родителей и является потомком
албазинских казаков. Правда, православная вера у албазинцев довольно
своеобразная, это, скорее, некая православная традиция. К примеру, никаких
молитв не знают, молитвослова не имеют, Евангелия — тоже.
Комментарии